Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Управление контентом

Виртуальный помощник руководителя 2016

  8 комментариев Добавить в закладки

Ученые предсказывают появление уже в этом веке искусственного интеллекта и возможности переноса данных из человеческого мозга на электронный носитель. Но в это самое время, уже сейчас происходят воистину революционные события. Речь идёт о виртуальных персональных помощниках и функциях, которые они призваны выполнять. В этой заметке я рассмотрю вопрос развития виртуальных помощников в корпоративном рынке в ближайшем будущем, когда будет совершен большой скачок в развитии подобных систем.

Появление виртуальных помощников не было внезапным – развитие идёт последовательно: сперва появились системы, имитирующие мыслительную деятельность компьютера – программы анализировали введённый пользователем текст и выдавали ответы, наиболее приближенные к его содержанию (Элиза, PARRY, A.L.I.C.E.). Позже появились мобильные платформы с возможностью хранения информации о контактах, планирования событий в календаре и поиска сведений в интернете (PalmOS, WindowsMobile, Symbian). Появление голосового поиска и управления голосом появилось давно, но современные мобильные устройства обладают мощностью, достаточной для обработки текста в реальном времени без каких-либо задержек (в iOS 5 и Android 4). Это и привело к появлению персональных виртуальных помощников. Подробнее о них можно узнать, посмотрев видео про Siri или видео про Friday. Пользователь на родном для себя языке может получать нужные данные из системы, даже не задумываясь о её сложности и не обращая внимания на интерфейсы. Не важно, как будет выглядеть приложение: пользователь нажимает главную кнопку на своём устройстве, задает вопрос, ответ на который он хочет получить, и получает его. Но не стоит забывать, что современные помощники всё же не обладают возможностью мышления и отвечают лишь на ряд предопределенных вопросов (о контактах, событиях из календаря пользователя, ищут данные в сети и проч.).

Мобильный помощник сегодня – скорее, полезный инструмент для отдельно взятых пользователей. Как же он сможет повлиять на корпоративные продукты? Рассмотрим автоматизированное рабочее место руководителя, основными функциями которого, например, являются рассмотрение  договоров и вынесение резолюций, мониторинг деятельности компании и анализ финансовых показателей. После того, как началась массовая закупка планшетов Apple iPad российским госслужащим, крупнейшие компании-производители СЭД начали выпуск АРМ руководителя для iPad (iDecide для DIRECTUM, Планшет руководителя от DocsVision и БОСС-Референт для iPad). Решения сами по себе достаточно простые, так как руководитель (либо госслужащий), чаще всего, совершенно не имеет желания разбираться с новыми технологиями и программами и ожидается, что приложение будет интуитивно понятным.

Рассмотрим типовой для подобных решений процесс рассмотрения входящего договора, либо приказа:

  1. В организацию поступает договор, либо он создается внутри организации;
  2. Физический помощник руководителя (человек) рассматривает документ и создает для руководителя типовой ответ (так называемый проект резолюции). В государственных учреждениях часто проект резолюции переходит в резолюцию в неизменном виде;
  3. Руководитель включает свой iPad, нажимает на иконке приложения-АРМ и рассматривает входящие документы, ожидающие вынесения резолюции, утверждения, либо ознакомления.
  4. После открытия конкретного документа руководитель просматривает содержимое документа, ставит графические и голосовые комментарии в определенных местах на документе;
  5. После просмотра документа руководитель выносит резолюцию на основании проекта резолюции, подготовленной его помощником. В резолюции, помимо текста, могут быть указаны конкретные исполнители и сроки.
  6. Помощник руководителя изучает комментарии и решения руководителя, вносит поправки в чистовой документ, дорабатывает резолюцию и запускает работы по вынесенной резолюции (если это не сделала за него система автоматически).

При этом руководителю нужно некоторое время, чтобы изучить интерфейс программы и понять, куда нужно нажимать и к какому результату это приведёт.

Представим, как могло бы выглядеть АРМ руководителя с виртуальным помощником в ситуации рассмотрения договора, расписанной выше:

  1. В организацию поступает договор, либо он создается внутри организации;
  2. Руководитель включает своё мобильное устройство, которое сообщает ему о поступлении новых документов на согласование;
  3. После того, как руководитель освободился от текущих дел и готов переключиться на рассмотрение входящих документов, он выбирает документ для рассмотрения и  виртуальный помощник озвучивает ему пункты, которые могут повлиять на принятие решения и требуют согласования (помощник может выделить их как по шаблонам, так и по своим лучшим практикам). Если озвученной информации недостаточно и у руководителя появились вопросы, виртуальный помощник может найти ответы на них в самом документе, в справочной информации, приложенной к документу, либо в глобальной сети. В любом случае, решение по каждому из пунктов должно быть принято.
  4. После согласования отдельных пунктов виртуальный помощник формирует конечную резолюцию на основании анализа документа и решений руководителя по каждому из пунктов и предлагает её руководителю, который вносит свои корректировки и завершает процесс согласования документа.

Помимо рассмотрения документов виртуальный помощник выдаст информацию о  показателях эффективности в компании, зарезервирует переговорную и отправит задания подчиненным.

При такой работе руководитель будет общаться с программой на своем родном, естественном языке. Это так же просто как поговорить с подчиненным. И так же доступно. Конечно, если наорать на устройство, ничего сделано не будет, но это ограничение существующих технологий, которое покроет появление искусственного интеллекта чуть позже. :)

Но кто же сделает такую программу? Отдел перспективных исследований в крупной компании-производителе СЭД или стартап из группы единомышленников? Появление подобных программ будет зависеть от технологий, доступных разработчикам. А когда появятся подобные технологии, покажет время.

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (8)
Александр Головко 08 ноября 2011 г. 22:49  

Чтобы читать данные из мозга на электронном носителе нет необходимости в искусственном интеллекте, достаточно прочитать эту статью.

Михаил Романов 10 ноября 2011 г. 15:40  
Вы таки не слышали о такой науке как сеттлеретика?
А у нее есть сколько-нибудь заметные успехи?
Вроде пока все попытки напрямую контролировать активность коры мозга и распознавать некие идущие процессы ни к чему особо не привели (ну разве что удалось приблизительно установить за какую активность отвечает та или иная часть, ну и что пострадает из высшей нервной деятельности, если та или иная часть пострадает). Или есть что-то более продвинутое?  
Максим Попов 15 ноября 2011 г. 18:03  
А у нее есть сколько-нибудь заметные успехи?

Не знаю, если честно, по сеттлеретике - в сети большая часть материала по ней сомнительного происхождения (типа проповедник.ру). По ИИ, к слову, так же нет работающих примеров .)
По распознаванию активности головного мозга (совместно с Siri) вчера читал статью на хабре - парни записали активность мозга при произношении определенных фраз и повторяют эти фразы силой мысли.
 
Елена Питомцева 16 декабря 2015 г. 09:53  

Прогноз Microsoft: 2016 — год искусственного интеллекта
Управляющий директор Microsoft Research Redmond Lab ожидает появления в наших смартфонах и компьютерах виртуальных личных ассистентов с естественной и грамотной речью. По его словам, эти помощники не только смогут лучше анализировать выдаваемые им задачи и запросы, но и реагировать на вашу переписку с другими людьми. Например, поняв из контекста вашего сообщения другу, что вы собираетесь поужинать вместе, он автоматически добавит это в ваш календарь.

Эти прогнозы наводят на мысль о скором воплощении в жизнь концепции Zero UI — философии дизайна, которая заключается в минимизации элементов пользовательского интерфейса вплоть до почти полного их исчезновения.

Если 90% исследователей Microsoft только и говорят, что о Zero UI, означает ли это, что корпорация готовит какой-то большой проект в этом направлении?
Microsoft: 2016 Will Be The Year Of AI

Денис Мурашов 17 декабря 2015 г. 07:46  

Посчастливилось поэкспериментировать с новыми разработками по распознаванию речи от Google и от Microsoft. У Microsoft пока по ощущениям все несколько более сырое (поддержки русского языка вообще нет), очень много ошибок при распознавании. У Google качество распознавание получше, но тоже не все идеально. Впечатлило то, что это не просто голосовой ввод, но также и немного интеллектуальности (автоматические быстрые ответы на некоторые вопросы, автоматическая настройка будильника, создание почтового сообщения или события в календаре). Направление очень интересное, но пока все сыровато, чтобы началось массовое реальное использование. Пользователи не очень-то горят желанием менять свои методы работы с программами. Например, тот же Google не так давно решил выпилить из десктопной версии Chrome возможность автоматического запуска движка распознавания речи по фразе "Окей, Google" (теперь движок можно запустить только по кнопочке), мотивировав это тем, что среди пользователей десктопных машин эта новая функция не очень популярна, но при этом создает дополнительную нагрузку на процессор. 

Сейчас обсуждают
Больше комментариев