Добавить в закладки могут только зарегистрированные пользователи.
Вперед к e-invoicing'у, или ФНС заботится о налогоплательщиках 

Сергей Бушмелев23 октября 2013 г. 00:25

Даже не знаю, с чего начать... Наверно, начать следует с главного. Федеральная налоговая служба хочет помочь бизнесу помочь сократить расходы на оформление документов. Уже новость, так как было принято считать, что кроме сбора налогов и совершенствования налогового администрирования ФНС больше ничего не интересовало. А тут вот такая забота о бизнесе! Небескорыстная, как пытается уверить замруководителя ФНМ Даниил Егоров: "Бизнес экономит, значит, зарабатывает больше прибыли, значит, платит больше налогов. Вот такая эгоистическая теория". Так это или не так, но в свете надвигающегося кризиса, думаю, неплохая помощь.

Итак, что же такого предлагает ФНС? А предлагает налоговое ведомство ни много ни мало, а новую форму счета-фактуры, объединяющую собственно сам счет-фактуру и передаточный документ. Чтобы понять суть реформы, думаю, стоит провести небольшой ликбез.

Итак, сейчас, как правило, оформляется два документа: один первичный, как свидетельство о совершении хозяйственной операции (накладная ТОРГ-12, акт выполненных работ, акт оказанных услуг и т.п.), и другой налоговый - счет-фактура. Счет-фактура не является первичным документом, он не может быть составлен "на пустом месте", всегда счету-фактуре должен предшествовать бухгалтерский документ-основание. То есть должна быть совершена хозяйственная операция, которая приводит к возникновению этой самой добавочной стоимости. Счет-фактура является единственным основанием для возврата уплаченной поставщику или провайдеру услуги НДС.

По новым правилам можно будет составить один документ. Получается, что первично-налоговый. То есть этот документ одновременно является и первичным документов, свидетельствующим о совершении хозяйственной операции, и документом налогового учета, подтверждающим право на возмещение входящего НДС. Априори, для этого такой гибрид должен содержать всю информацию первичного документа и счета-фактуры. Боюсь ошибиться, но для товарных операций это близко к "инвойсу" (Invoice). По крайней мере, инвойсы, перемещаемые по российским сетям передачи данных EDI, объединяют данные накладной и счета-фактуры. Ну, и во всем мире остальном мире инвойс является законным основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) и имущественных прав, сумм налога к вычету.

Конечно, переход на новую форму документа потребует некоторых (мягко говоря) затрат, но, в конечной перспективе, сможет позволить бизнесу сократить издержки на оформление документов. Налоговое ведомство уже посчитало, что переход на новую форму высвободит бизнесу до 30 млрд руб., в том числе 6 млрд за счет экономии на бумаге, 7,6 млрд — на хранении счетов-фактур и 14 млрд — на печати. Такие данные привел замруководителя ФНС Даниил Егоров. На мой взгляд, немаловажно и то, что мы приближаемся к мировой практике инвойсинга. Не все велосипеды (я имею в виду "традиционный" счет-фактуру) одинаково полезны.  

Да, подать такую счет-фактуру в налоговую можно будет и в электронном виде. "Электронизация" даже традиционных счетов-фактур выгодна, прежде всего, самому бизнесу, так как позволит ускорить доставку счетов-фактур, и успеть в текущем месяце зачесть больше входящего НДС. Поясню на примере. Часто бывает, что услуга оказана или товар уже доставлен, а счет-фактура запаздывает. Ну, или покупателем была обнаружена ошибка, и продавец вынужден составить и отправить покупателю исправленный или корректировочный счет-фактуру.  Допустим, бумажный счет-фактура, отправленный Почтой России, идет 5 дней. То есть бумажный счет-фактура, отправленный поставщиком 29 сентября, дойдет до покупателя и будет зарегистрирован в журнале уже октябре, то бишь в IV квартале. И, стало быть, в декларацию по НДС за III квартал уже не попадет. То есть сумма уплаченного поставщику НДС не сможет быть зачтена. Когда организация переходит на электронный обмен счетами-фактурами со своими контрагентами, время доставки драматически сокращается, и вместо 5 дней счет-фактура доходит за несколько часов или даже минут. И электронный счет-фактура, отправленный 29 сентября, вполне может добраться до покупателя в тот же день, и быть зарегистрированным в журнале этим или пусть даже следующим днем. Товар приехал, счет-фактура получен - можем зачесть входящий НДС. Профит! 

Попробуем теперь к уже озвученным профитам добавить выгоды от объединения документов. Если оформление документов производится в интерфейсе сервиса МЭДО, то налицо экономия трудозатрат - оформлять, подписывать и, в случае ошибки, корректировать нужно будет уже не два документа, а один. Если документы выгружаются из учетных систем, то схема интеграции, думается, будет проще, так как выгружаемые данные не придется делить на два отдельных документа, и соответственно, контролировать идентичность их заполнения. Возможно, удастся сэкономить и на тарифах оператора  МЭДО, так как передаваться по его каналам будет не два, а один документ. Последняя выгода, по правде, и не так уж существенна, так как стоимость услуг оператора в итоге оказывается впечатляюще меньше экономии от перехода на обмен электронными документами.

Как видите, априори сплошная экономия. Интересно, на практике так же будет? ;)

Чу! Новость уже появилась на сайте ФНС.

Важный апдейт: а можно ли уже сейчас обмениваться электронным универсальным передаточным документом (ЭУПД)? Несмотря на то, что налоговая в письме (доступно по ссылке выше) практически гарантирует, что расширение счета-фактуры до УПД не является основанием для отказа в зачете входящего НДС, на мой взгляд, остается риск того, что изменение формата, а, главное, порядка (передаточный документ требует подписи двух сторон, тогда как счет-фактура - одной) может таки при желании трактоваться как нарушение установленной формы и порядка. А это уже влечет непризнание ЭСФ (точнее ЭУПД). Но это теоретически.

Практически же, по закону нельзя обменяться ЭСФ иначе, как через операторов ЭДО. А пока они не предоставят возможность обменяться ЭУПД, просто совершить такой обмен не получится. То есть все варианты решения этой задачи самостоятельно (минуя операторов) - изначально незаконны. Операторы же будут ждать официального формата. Во первых, им не нужны  лишние риски (см. абзац выше), во-вторых, важна унификация. Унификация и для своих внутренних проектов, и для роуминга.  

То есть сейчас теоретически уже можно законно обменяться ЭУПД, но только на бумаге. Но есть одно "но": чтобы ввести в оборот УПД, нужно переделывать и учетную политику, и информационные системы. А эти переделки потребуют некоторого количества времени. Думаю, что УПД начнут входить в практику не раньше следующего года.


Тип: Записи блогов

 (4,80 - оценили 5 чел.)

Комментарии
  • Сохранить комментарий
  • Цитировать выделенное
  • Предпросмотр