Хотите читать новые статьи раньше всех?
Подпишитесь на email-рассылку
Кто будет пользоваться госуслугами, или Даешь компьютер в каждую семью!
Эффективность "электронного правительства" и "электронного государства" зависит не только от того, когда, в каком объеме, какого качества и какой ценой электронные госуслуги услуги будут оказываться, но и количеством граждан, которые этимс услугами будут пользоваться.
Эффективность "электронного правительства" и "электронного государства" зависит не только от того, когда, в каком объеме, какого качества и какой ценой электронные госуслуги услуги будут оказываться, но и количеством (если хотите, долей) граждан, которые этими услугами будут пользоваться.
Государственные деятели, печатные и электронные СМИ в последнее время уделяют, мягко говоря, немало внимания предоставлению государственных услуг в электронном виде. По большей части освещаются вопросы сроков, состава услуг, включения услуг в списки приоритетных, востребованных, чей "перевод" в электронный вид будет произведен в первую очередь. Также не обделяются вниманием технические и технологические вопросы. Жаль, но в меньшей степени говорят о получателях электронных госуслуг: кто, собственно, и как электронными госуслугами будет пользоваться. В смысле, говорится о нас, о гражданах - насколько готовы мы пользоваться такими услугами и сколько нас (их) таких будет.
Причина такого "перекоса" в освещении вопроса, возможно, кроется в том, что заговорив об "аудитории", которой электронные госуслуги адресованы, трудно будет оставаться в рамках темы. Обязательно всплывут вопросы, касающиеся материального благосостояния, "глубины компьютеризации", уровня грамотности и образованности вообще и компьютерной в частности. В общем, пройти мимо проблемы "цифрового неравенства" не удастся. Ибо, есть мнение, что электронизация общественно-государственного взаимодействия как раз углубляет пропасть между теми, кто может воспользоваться плодами улучшения, облегчения, повышения эффективности такого взаимодействия, и теми, кто в силу материальных, возрастных, образовательных и иных социальных причин не может.
Вообще, усилия, направленные на решение проблемы цифрового неравенства, преследуют более широкие цели, чем расширение аудитории пользователей госуслуг. Это, прежде всего, образовательные цели, повышение уровня компьютерной грамотности, так как грамотный человек, который, к тому же, как говорится,"на короткой ноге" с высокими технологиями, способен получить лучшую работу, обеспечить более высокий материальный уровень - и свой и семьи, дать лучшее образование своим детям.
Проблема цифрового неравенства многогранна. Это и региональное неравенство: страны "первого" и "третьего" мира, мегаполисы и сельскохозяйственные или труднодоступные районы, и социальное: малообеспеченные граждане, люди преклонного возраста и люди с ограниченными возможностями. Сложность и многранность проблемы требует применение разнообразных инструментов и методов решения. В России, например, есть тренд решать проблему отсутствия личного компьютера преимущественно "коллективными" методами (есть и исключения, о которых расскажу чуть позже), путем организации МФЦ, центров коллективного доступа на базе школ, почтовых отделений, библиотек и муниципальных органов. Есть и другой подход - путем предоставление компьютера в пользование или даже в собственность. Примерами могут быть популярная программа OLPC (One Laptop Per Child) или программа Home Access, предложенная лейбористским правительством Великобритании.
Хочется рассказать о некоторых моментах данной программы. Программа стартовала на этой неделе, в рамках ее за два года на территории Англии и Уэльса планируется раздать персональные компьютеры 270 тысячам малообеспеченных семей. На программу планируется потратить 300 миллионов фунтов стерлингов. Программе предшествовало два пилотных проекта: в графствах Олдхем и Суссекс. Было выдано более 12.000 грантов, при ожидавшихся 7.500. Поскольку программа была адресована детям из малоимущих семей, как правило, получавших бесплатное школьное питание, то распространение приглашений было организовано через школы и местные средства информации. Гранты были выпущены в форме банковских карт Barclay, по которым можно было купить определенные продукты в определенных магазинах. В пилотном проекте грант предоставлялся в размере 600 фунтов (~ 28.800 рублей), в рамках национальной программы сумма гранта может снизиться до 528 фунтов (25.344 рубля по текущему курсу). Все покупки по карте проверяются на предмет целевого использования. Как компьютер будет использоваться дальше, уже решает школа. Ожидается, что все учителя будут публиковать online домашние задания и списки книг для чтения. Кроме того, родители смогут получать сведения о посещаемости ребенком уроков и прямые комментарии от учителей.
Отзывы по итогам пилотных проектов были положительные. Родители отмечали, что дети за учебой проводили, как минимум, на час в неделю больше, чем до появления компьютера, один родитель получил работу, благодаря размещенному в Интернете резюме, а другой окончил обучающий курс.
Как уже упоминалось выше, в России тоже существуют программы субсидирования покупки компьютера. Одна из таких программ увидела свет после подписания 23 июня 2009 г. премьер-министром Владимиром Путиным постановления правительства № 525 «О предоставлении в 2009 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов». На программу «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» из федерального бюджета в 2009 г. был выделен 1 млрд руб., в 2010–2012 гг. на эти цели будет выделяться по 2,5 млрд руб. ежегодно. В приказе, подписанном в сентябре 2009 г. заместителем министра образования Владимиром Миклушевским, утверждаются требования к компьютерам, которые будут использоваться в центрах дистанционного обучения и при надомном обучении детей-инвалидов. Под эти требования подходит только один компьютер - Apple Mac Mini, чья стоимость (без монитора) начинается от 27 тысяч рублей. Требования к компьютерам, расположенным в дистанционных центрах, дословно переписаны из спецификаций моноблока Apple iMac 20, чья стоимость составляет от 54 тысяч рублей и выше. Не удивительно, что большинство тендеров выиграла компания DPI Computers, единственная в России компания, имеющая статус Apple Solution Expert в области образования. Думаю, комментарии здесь излишни.
Хотите читать новые статьи раньше всех?
Подпишитесь на email-рассылку
Комментарии 0