Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах
Учебники Просто о СЭД ЭП/ЭЦП Внешний документооборот Цифровая трансформация Эксперты
Межкорпоративный документооборот (внешний ЭДО)

Что будет, если водитель подпишет электронную транспортную накладную?

  0 комментариев Добавить в закладки

В 2019 году впервые появилась возможность оформлять транспортные накладные (далее — ТН) в электронном виде с использованием сервиса обмена электронным документами Synerdocs. Между тем Министерство транспорта РФ в Письме от 12.03.2019 года №ДЗ-303-ПГ подтверждает наличие этой возможности, но обращает внимание, что оформление электронной ТН — не обязанность перевозчика, а дополнительная возможность.

Заполнить ТН — на первый взгляд дело нехитрое, однако вызывает немало споров. Из-за этого на бумаге совершается множество ошибок. Например, есть мнение, что в электронной транспортной накладной (далее — ЭТрН) можно обойтись без подписи водителя или достаточно подписать документ только при приемке. Давайте разберемся, как делать правильно.

Может, обойтись без подписи водителя?

Без подписи водителя на ТН факт перевозки груза нельзя считать состоявшимся, равно как и заключение договора на оказание услуг между заказчиком и исполнителем. Водитель, подписывая накладную, подтверждает факт приема груза к перевозке. Юридическая практика говорит о том, что отсутствие подписи влечет негативные последствия. ФНС в свою очередь может вполне оправданно задать вопросы касательно оснований проведения платежей за услуги перевозки, ведь судя по первичному документу, подтверждающему грузоперевозку — транспортной накладной — услуга не была оказана.

Суды, как правило, встают на сторону владельца груза и готовы признать факт отсутствия перевозки ввиду отсутствия подписи водителя в ТН. Есть ситуации, когда исполнителей, то есть водителей, просят явиться в суд и подтвердить факт оказания услуги лично, что сделать не совсем легко, особенно в случае заключения договора субподряда.

В целом, в 2018 году стало понятно, что фискальные органы заинтересовались сферой автомобильных автоперевозок. Об этом свидетельствует инициатива внесения изменений в Постановление Правительства РФ № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее — Правила). Несмотря на то, что документ датируется 2011 годом и содержит устаревшие нормы, грузоотправители и транспортные компании обязаны ему следовать.

При личном общении с участниками перевозки, выясняется, что проверяющие органы крайне внимательно относятся именно к наличию подписей водителя в 6-ом и 7-ом разделах ТН, а также 9 и 16 разделах. Поэтому без подписи водителя обойтись не получится.

Достаточно ли подписать только приемку?

Казалось бы, подписал приемку, необходимо подписать и сдачу груза. Однако на рынке операторов электронного документооборота, разрабатывающих решения для отрасли логистики, существует мнение, что это необязательно, ведь Правила не регламентируют необходимость этого шага.

Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь обратимся к источнику. Пунктами 68 и 69 предусмотрено, что получатель (фрахтователь) проставляет отметки в транспортной накладной в присутствии водителя. То есть наличие подписи водителя в 7-ой графе транспортной накладной позволяет удостовериться в том, что получатель (фрахтователь) исполнил требования Правил и проставил отметки в ТН при водителе, а тот об этих отметках знал и не возражал.
По мнению юристов, этот факт позволяет избежать злоупотреблений, таких как указание неверного времени прибытия транспортного средства на выгрузку, внесение сведений о составленных актах в 17-ую графу транспортной накладной и др.

Таким образом, ТН всё же необходимо подписывать водителю в обоих случаях — при приемке груза к перевозке и при его сдаче.

Кому выгодно отсутствие подписи?

Грузоотправители идут на определенный риск, соглашаясь со схемой работы, в которой нет водителя. Перевозчику же, наоборот, этот факт играет на руку, ведь если дело дойдет до судебных разбирательств, можно признать, что отметки в накладной были сделаны в отсутствие водителя, то есть, вполне могут быть сфальсифицированы.

Это же касается заполнения раздела 12. Практика часто показывает, что на загрузке и выгрузке водителю не разрешают внести изменения в накладную. Такие запреты противоречат законодательству.

Дополнительные комментарии. Вносить или нет?

Задача перевозчика — доставить груз в сохранности. Под этим понимается такое состояние груза, которое не ухудшилось на протяжение всей перевозки — от приема у отправителя до сдачи получателю.

Частью 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта установлена презумпция виновности перевозчика, то есть именно он должен доказывать отсутствие вины в повреждении, недостаче или порче груза.

Своим мнением по этому вопросу поделился практикующий юрист в области грузоперевозок Антон Смородников:

https://www.synerdocs.ru/img/woc_pic4.png

«Предполагается, что весь принимаемый перевозчиком груз не должен иметь каких-либо повреждений, вмятин, сколов и т. п. При этом перевозчик принимает груз именно по грузовым местам (коробам, паллетам, тюкам и т. д.). В общем случае перевозчик не несёт ответственность за внутритарный бой, повреждение, порчу, недостачу (кроме случаев нарушения особых условий перевозки, например, температурного режима), но мнения некоторых судов по таким вопросам могут отличаться.

В решениях судов часто встречается фраза „На погрузке перевозчик претензий и замечаний к состоянию упаковки не заявил, соответствующих отметок в транспортной накладной не сделал“. То есть суды совершенно справедливо указывают на необходимость простановки таких отметок в случае, если для того есть должные основания».

Больше информации о внесении отметок в ТН и развернутое мнение Антона Смородникова можно найти в статье «5 аргументов независимых юристов в защиту электронной транспортной накладной».

«Делать отметки о поврежденной упаковке — в интересах перевозчика. Конечно, грузоотправителю эти отметки ничего хорошего в перспективе не сулят — свалить вину на перевозчика будет затруднительно, но мы же предполагаем, что стороны должны вести бизнес добросовестно, а не избавляться от испорченного или поврежденного товара за счет перевозчика», — продолжает юрист.

От себя добавлю, что сервис Synerdocs позволяет работать с ЭТрН так, как того требуют рынок и законодательство. При приемке и сдаче груза водитель может подписать документ в чат-боте сервиса, приложив при необходимости фото/видео повреждения груза:

Итого

Правила работы с ТН распространяются как на бумажные документы, так и на электронные. Водителю необходимо подписывать накладные и при приемке груза, и при его сдаче.

Дополнительно обращу ваше внимание на то, что никто не может препятствовать занесению дополнительных комментариев в отведенный для этого раздел 12.

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев