Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах
Учебники Просто о СЭД ЭП/ЭЦП Внешний документооборот Цифровая трансформация Эксперты
Государство и электронный документооборот

Импортозамещение информационных технологий в России

  0 комментариев Добавить в закладки

<b>Лянгузов Константин </b>На вопросы Tadviser для обзора «Импортозамещение информационных технологий в России» ответил Лянгузов Константин Александрович, руководитель отдела внедрения DIRECTUM в органах государственной власти.

Как вы оцениваете ход процесса ИТ-импортозамещения в России?

В июле 2016 года был утвержден план перехода федеральных органов исполнительной власти на отечественное офисное ПО. Согласно плану, до конца 2018 года ФОИВ должны были уже перейти на отечественные программные продукты, а для субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных компаний и корпораций предстояло подготовить методические рекомендации с плановым сроком решения задачи в 2020 году.

Год 2018 миновал, 2020 не за горами, а на сегодняшний день очевидно, что плановые сроки перехода ФОИВ и выработки методики замещения оказались оптимистичными. Поставленная задача решается, но не спеша, аккуратно, и не так легко, как хотелось бы. Этому есть ряд причин:

  • Критерии определения «Отечественное ПО» продолжают меняться: последнее дополнение к Приказу № 722 вышло во второй половине декабря 2018 года, и состав требований в нем отличается от списка, представленного в предыдущем дополнении. В результате итоговой картины с конечными и точными требованиями не складывается.
  • Недостаточное финансирование для замещения в плановые сроки. Отечественное ПО нужно приобретать, а в условиях меняющихся критериев, купленное отечественное ПО может выпасть из реестра, соответственно, придется покупать снова. Подобные решения вызывают вопросы со стороны Счетной палаты РФ.
  • Продукты из реестра отечественного ПО, вопреки обещаниям вендоров, зачастую не обеспечивают высоких требований к производительности промышленных систем, а иногда вовсе к работоспособности. Решать проблемы такого перехода без поддержки вендора невозможно, а это опять же стоит денег.

Все три причины взаимосвязаны. Методические рекомендации не конкретизируются, так как нет уверенности в принципиальной возможности полноценного повсеместного замещения. Ответственные за определение критериев стараются выполнить исходную задачу, не нарушая работоспособности информационных систем. Вендоры стремятся достичь полного соответствия критериям, но на это нужны инвестиции и время. С учетом ограниченности финансирования сроки доработок оказываются большими, задачи решаются «под контракт».

Таким образом, ситуация на сегодняшний день разбалансированная, но все ее составляющие движутся к состоянию равновесия.

Хочется отметить, в текущей ситуации формальный подход исполнения требований импортзамещения не эффективен. Целевой показатель замещения на 100% установлен далеко не по всем решениям. Так, например, оперативное замещение СУБД и серверных ОС являеся обязательным только в случае их замены или докупки лицензий. В противном случае, эти расходы могут оказаться не обоснованными. Гораздо важнее наличие у вендора плана замещения компонент, а у государственных заказчиков — понимание направления развития на будущее. Если задачу импортозамещения выполнять «для галочки» перерасхода бюджетных средств не избежать.

Какие, на ваш взгляд, иностранные ИТ-решения проще всего заменить отечественными аналогами?

Простота замещения ПО складывается из нескольких составляющих: стоимость, влияние на остальные офисные продукты, сложность освоения пользователями. Стоимость намеренно отбросим, т.к. сравнивать разного типа офисные продукты по этому показателю бессмысленно.

К относительно просто замещаемым офисным продуктам можно отнести:

  1. Браузеры и средства антивирусной защиты. Причины в комментариях не нуждаются.
  2. Операционные системы. С одной стороны, ОС влияет на все остальные установленные компоненты — они должны поддерживаться. С другой стороны, смена ОС в меньшей степени влияет на конечных пользователей. Большинство из них сейчас пользуются веб-клиентами для работы с информационными системами, а в этом случае интерфейсно больших изменений не происходит.
    Приказ Минкомсвязи РФ от 04.07.2018 N 335 Об утверждении метод рекомендаций по переходу ОГВ на отечественное ПО регламентирует плановый процент импортозамещения и порядок расчета выполнения показателя. Это позволяет государственным органам найти оптимальный баланс сложности замены ОС против выполнения показателя — заместиться там, где это сделать можно, не нарушая общей работоспособности.
  3. СЭД. Как ни странно, замена СЭД на импортозамещенную не так страшна, как кажется на первый взгляд. Да, замещение СЭД сложнее, чем переход на новую ОС, так как перед ИТ-специалистами и методологами встает множество вопросов: миграция исторических данных, обучение администраторов и пользователей, применение регламентов на новой системе, а для конечных пользователей меняется интерфейс рабочего инструмента. Однако эти проекты технически более вариативны как в отношении исторических данных — переносить всё не обязательно, так и в отношении процессов — переход может быть поэтапным, что позволяет найти наиболее удобный вариант для заказчика. Компания DIRECTUM уже неоднократно проходила этот путь вместе со своими заказчиками.

Пользователи тяжело воспринимают любые изменения, но существующие отечественные СЭД вполне соответствуют потребностям, а когда все потребности пользователя находят свое решение, к новому инструменту быстро привыкают.

Замещение каких иностранных ИТ-решений вызывает наибольшие трудности и проблемы у российских заказчиков?

Тяжелее всего сейчас происходит замещение офисных пакетов и редакторов приложений. Основная причина — продукты из реестра не поддерживают полноценно форматы ранее существовавших в ведомствах приложений-редакторов. В результате, исторические документы в новых инструментах открываются измененными — с искажениями, иногда с потерей изображений, штрихкодов и прочих элементов документов. Осложняет ситуацию отсутствие конвертеров исторических документов в форматы, поддерживаемые отечественными продуктами. Возможно, ситуация изменится в 2019 году — с приходом в реестр новых решений, таких как Р7-Офис, которые, может быть, будут больше соответствовать реальным потребностям.

Непростая ситуация с мобильными ОС: устройств отечественной разработки на рынке практически нет, а статусными продолжают считаться импортные бренды. Как следствие, переоснащать пользователей сегодня даже никто не пытается. Интересно бывает слышать от заказчиков требования о поддержке отечественных мобильных ОС, складывается ощущение, что вопросы задаются «для галочки».

Назовите 5 главных отечественных вендоров — флагманов импортозамещения

Данный вопрос уже освещался в статье TAdviser: Топ-6 вендоров — флагманов импортозамещения. Но по моему мнению, стоит отметить продукты, которые соответствуют требованиям отечественного ПО и наиболее часто применяются для решения задачи импортзамещения:

  1. Среди ОС — Astra Linux, основной вариант замещения на АРМ пользователей информационных систем.
  2. Антивирус Касперского.
  3. Браузер Яндекс — практически безальтернативный проверенный вариант из реестра на сегодня.
  4. МойОфис или Р7-Офис — для работы с документами. Применимость конкретного из продуктов перед внедрением лучше проверить на совместимость с историческими документами организации.
  5. ECM-система DirectumRX. Отечественный продукт из реестра, работает на Linux, поддерживает СУБД PostgreSQL, может быть развернут в виде облачного решения, имеет большое количество отраслевых решений. Кроме того, компания DIRECTUM сейчас развивает перспективные интеллектуальные механизмы снижающие затраты на выполнение рутинных операций пользователей.

Источник: TAdviser

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев