Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Нормативные документы и правовые аспекты

Письмо Федеральной налоговой службы о налоге на добавленную стоимость N 03-1-03/210/11 от 14 февраля 2005 года.

  0 комментариев Добавить в закладки

Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

Правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом под электронным документом понимается документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме; под электронной цифровой подписью - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (в настоящее время Федеральный закон "Об электронном документе" не принят).

Согласно пункту 2 статьи 1 действие указанного Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

Налоговые правоотношения регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налогоплательщикам в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставлено право представления в электронном виде только налоговой декларации по установленной форме в налоговый орган по месту своего учета в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статья 80 Кодекса).

При этом Кодексом не предоставлено налогоплательщику право выставления в электронном виде счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

Пунктом 1 статьи 169 Кодекса установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

В соответствии с пунктом 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

При этом счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок.

В частности, пунктом 2 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Пунктом 6 статьи 169 Кодекса установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации. При этом данная статья Кодекса не представляет возможности использования электронно-цифровых или факсимильных подписей руководителя и главного бухгалтера организации.

Таким образом, налогоплательщик (покупатель) согласно вышеуказанной норме Кодекса не вправе регистрировать в книге покупок выставленные продавцом счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения.

В связи с изложенным налогоплательщик не вправе предъявлять к вычету или возмещению суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщику, на основании счета-фактуры, оформленного поставщиком в электронном виде и заверенного электронно-цифровой или факсимильной подписью руководителя и главного бухгалтера организации.

По вопросу о возможности составления в электронном виде первичных учетных документов (в частности, товарных накладных) с заверением их электронно-цифровой или факсимильной подписью лиц, занимающих в организации соответствующие должности или действующих от имени организации на основании доверенности, следует обратиться в Министерство финансов Российской Федерации, так как данный вопрос не относится к компетенции Федеральной налоговой службы.

 

М.П.МОКРЕЦОВ

 

 

 

Источник: "Консультант"

Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев