Наверх

Прогресс и обновление

Архив
Время чтения: 30 минут
0
Прогресс и обновление

Государственная программа построения «Электронного правительства» Германии является одной из самых крупномасштабных в Европе: затраты на ее осуществление только на федеральном уровне превысили к сегодняшнему дню 1,5 млрд евро...

Роман Базаров

Государственная программа построения «Электронного правительства» Германии является одной из самых крупномасштабных в Европе: затраты на ее осуществление только на федеральном уровне превысили к сегодняшнему дню 1,5 млрд евро. Стратегическая цель этой программы была в 2000 г. предельно полно и исключительно образно сформулирована канцлером Герхардом Шредером: «Бегать должны данные, а не люди». Во исполнение этого лозунга к концу минувшего года около 500 различных административных функций федеральных органов власти и оказываемых ими общественных услуг были реализованы в онлайновом режиме и теперь доступны в Интернете. Результатом процесса электронизации системы государственного управления стала, в частности, существенная экономия бюджетных средств: за один только 2006 г. расходы на содержание административного аппарата в стране сократились почти на 400 млн евро.

Главным веб-ресурсом, обеспечивающим гражданам и предприятиям Германии онлайновый доступ к правительственным структурам и сервисам, считается портал www.bund.de, связанный в настоящее время с 900 федеральными ведомствами, учреждениями и организациями и концентрирующий в себе информацию по 3 тыс. тем из экономической, производственной, правовой, медицинской, образовательной и многих других сфер жизнедеятельности общества. Количество ежедневных обращений к этому порталу достигает сейчас 60 тыс. По данным Федерального статистического управления Германии, в течение прошлого года правительственными сайтами и предоставляемыми ими услугами воспользовались 35% немецких компаний, из которых 84% таким образом получали официальные формы государственной регистрации и финансовой отчетности, 74% обращались за справочной информацией и организационно-распорядительной документацией, 71% поддерживал с соответствующими инстанциями обратную связь по вопросам экономического и юридического характера, а 17% участвовали во всевозможных онлайновых конкурсах на получение государственных заказов.

Путь в XXI век

Начало строительству в Германии разноуровневой и многофункциональной системы e-government было положено еще в 1998 г., когда федеральное правительство обнародовало свою доктрину Aufbruch und Erneuerung — Deutschlands Weg ins 21 Jahrhundert («Прогресс и обновление — путь Германии в XXI век»). Суть этой инициативы состояла в реформировании органов государственного управления и модернизации их деятельности на основе передовых технологических достижений и в соответствии с принципиальными изменениями, происходящими в экономической, социальной, культурной и других областях общественной жизни страны. Иными словами, немецкое правительство объявило о своих намерениях провести тотальную электронизацию всех своих институтов и сделать оказываемые ими услуги доступными через глобальную компьютерную Сеть.

На закладку организационного и технологического фундамента «Электронного правительства» Германии потребовалось около двух лет. За это время концептуальные положения доктрины «Прогресс и обновление» обрели вид конкретных планов и программ, основные компоненты которых были представлены Герхардом Шредером осенью 2000 г. в его вступительной речи перед началом проходившей в Ганновере международной конференции «Жизнь, обучение и работа в информационном обществе». В числе важнейших направлений информатизации германского общества канцлер назвал:

●     применение федеральным правительством регулирующих мер, которые направлены на стимулирование конкуренции среди провайдеров телекоммуникационных услуг, ведущей к повышению их качества и снижению цен;

●     всестороннюю поддержку интернет-предпринимательства, включая узаконивание электронной подписи; принятие постановлений о защите интеллектуальной собственности и недопущении недобросовестной конкуренции в сетевом пространстве; обеспечение защиты прав потребителей и безопасности данных путем контроля за исполнением Европейской директивы об электронной коммерции;

●     всемерное соблюдение легитимности происходящих в Интернете информационных процессов, воспрепятствование онлайновому распространению террористических, неонацистских, ксенофобских и прочих антисоциальных идей, создание в федеральных органах власти специальных «компьютерных групп быстрого реагирования» (Computer Emergency Response Teams — CERT) для предотвращения противозаконных акций и противодействия антиобщественным проявлениям в Сети;

●     активное использование Интернета как средства обратной связи и информационного обмена между правительством и обществом, привлечения широких кругов населения к управлению государством;

●     повсеместное распространение компьютерной грамотности и углубление навыков пользования Интернетом как неотъемлемую часть общего образования. Для достижения этой цели планировалось к 2001 г. оборудовать все средние школы компьютерными классами с доступом к глобальной cети, к 2002 г. — подключить к Интернету все публичные библиотеки страны (причем половину из них бесплатно), к 2003 г. — увеличить на треть количество учебных мест для профессиональной ИТ-подготовки и удвоить число студентов, овладевающих различными специальностями в области компьютерной техники, программирования и телекоммуникаций. Кроме того, властями ФРГ было объявлено о всяческом поощрении частного бизнеса в его инициативах по оказанию спонсорской помощи учреждениям образования и культуры в виде безвозмездной поставки им аппаратно-программного обеспечения.

К чести возглавляемого канцлером Шредером правительства следует отметить, что практически все декларировавшиеся им в 2000 г. стратегические задачи были в течение первых лет нового века решены — по крайней мере в той их части, которая касалась общенациональных (т. е. относящихся к ведению федеральной администрации) проблем ИТ-развития страны. На сегодня все германские школы и публичные библиотеки уже оборудованы персональными компьютерами, имеют доступ к скоростному Интернету, а число студентов ИТ-специальностей за семь лет действительно удвоилось. Шесть лет назад Федеральное бюро по трудоустройству стало предлагать тем германским безработным, кто до сих пор не имеет представления о компьютерах и веб-технологиях, бесплатное обучение в интернет-классах. В земле Баден-Вюртемберг, к примеру, правительство региона выдает даже субсидии тем, кто намерен в специальных государственных учебных заведениях (Volkshochschulen) обучаться азам компьютерной грамотности. Работодатели же получили право избавлять своих сотрудников от дополнительного подоходного налога в том случае, когда те используют включенные в Сеть компьютеры не только на рабочем месте, но и дома. А в Нижней Саксонии уже более 10 тыс. государственных служащих работают с персональными чип-картами, обеспечивающими возможность ставить личную электронную подпись под официальными документами, передаваемыми по Сети.

Германия в онлайне

Ключевым элементом генерального плана реформирования германского государства на базе современных информационных технологий стала программа BundOnline 2005. В этой программе были изложены намерения правительства ФРГ к 2005 г. реализовать в Интернете максимально возможное количество функций и услуг органов власти общегосударственного масштаба, а также совместно с администрациями всех 16 федеральных земель искать пути внедрения электронных служб на региональном и местном уровнях. В рамках программы BundOnline был разработан целый ряд проектов, направленных на совершенствование взаимоотношений административных структур друг с другом (Administration-mit-Administration, A-A), с компаниями частного бизнеса (Administration-mit-Business, A-B) и с рядовыми гражданами страны (Administration-mit-Staatsburger, A-S). На первом этапе выполнения программы были реализованы сервисы, которые можно отнести к разряду сугубо информационных. Среди них — услуги сайта Федерального министерства экономики и труда (Bundesministerium fur Wirtschaft und Arbeit), предоставлявшего справки об условиях открытия частных предприятий, или сайта Федерального бюро по антимонопольной политике (Bundeskartellamts), обеспечившего доступ к сведениям о слияниях и поглощениях компаний.

Однако количество и разнообразие веб-ресурсов федерального правительства Германии довольно быстро увеличивалось, и очень скоро в их числе оказались такие, которые предлагали и корпоративным, и индивидуальным пользователям чрезвычайно ценные и весьма актуальные услуги, касавшиеся, к примеру, оформления удостоверений личности в электронной форме, заполнения налоговых деклараций посредством Интернета или онлайновой финансовой отчетности о предпринимательской деятельности.

Если традиционный порядок оформления гражданами Германии своих персональных документов предусматривал необходимость неоднократных визитов человека в государственные ведомства и требовал, как правило, трех- или четырехнедельного ожидания, то в онлайновом режиме процедура оформления происходит значительно проще и быстрее. Теперь служба Федеральной типографии (Bundesdruckerei) предоставляет гражданам возможность заказать нужный документ по Интернету: сразу же после регистрации заявки данный документ создается в электронном виде, и в случае официального подтверждения его правомочности через несколько дней полностью оформленная «твердая копия» документа будет ждать своего владельца в соответствующем административном учреждении. Федеральная типография предоставляет эту услугу жителям всех регионов и областей страны, местные власти которых выразили готовность пользоваться этой службой.

Составление отчетов в налоговые инспекции всегда считалось одной из самых больших проблем для немецких граждан и традиционно было связано с массой сложностей и расходом огромного количества времени и бумаги. С началом работы сайта www.elster.de, принадлежащего Федеральному министерству финансов (Bundesministerium fur Finanz), жителям Германии представилась возможность получать в онлайновом режиме подробные разъяснения и консультации о порядке оформления налоговых деклараций, а также заполнять и сдавать их органам финансового контроля в электронном виде. В настоящее время этой функцией регулярно пользуются уже свыше полумиллиона граждан ФРГ. Аналогичным образом строится сейчас и система электронной финансовой отчетности германских промышленных компаний и коммерческих организаций. Сегодня большинство региональных (земельных) органов финансового контроля обеспечивают подведомственным им бизнес-структурам возможность оформления и передачи в электронном виде деклараций об уплате налога с оборота, налога на заработную плату и другой отчетной документации.

Не остались за пределами программы BundOnline 2005 и не выпали из сферы ее финансирования и вопросы национальной безопасности. Не далее как весной нынешнего года во исполнение проекта e-Staatssicherheit («Электронная госбезопасность») была введена в строй единая общегерманская электронная антитеррористическая база данных (ATD). С ее помощью все 38 ведомств, занимающихся в стране обеспечением безопасности (в том числе федеральное ведомство и земельные управления уголовной полиции, региональные отделения ведомства по соблюдению конституции, служба внешней разведки, таможня, армейская контрразведка), смогут обмениваться сведениями о лицах, подозреваемых в связях с террористами. В базу данных ATD заносятся сведения о людях, подозреваемых в связях с международным терроризмом. Кроме личных данных в этой базе содержатся сведения о вероисповедании, профессии, передвижениях, банковских реквизитах, телефонах, опыте обращения с оружием и взрывчаткой, круге общения, связях с террористическими организациями.

Безусловным достижением программы BundOnline следует считать и тот факт, что благодаря ей в стране начала складываться упорядоченная система электронных государственных закупок. Ежегодно органы государственного управления Германии заключают около 1 млн контрактов на приобретение товаров и услуг, общая стоимость которых превышает 1 млрд евро. Сейчас посредством интернет-аукционов и других форм торгового взаимодействия, реализуемых на базе веб-технологий, в стране осуществляется примерно 70% всех сделок, связанных с госзакупками. Но правительственные планы предусматривают в ближайшем будущем 100-процентный перевод таких сделок в онлайновый режим, что, по подсчетам экспертов, позволит государственному бюджету сэкономить не менее 250 млн евро.

Кроме того, Федеральное финансовое ведомство ввело в действие специальную интернет-службу поддержки и обеспечения товарообмена государственных учреждений и частных компаний Германии с коммерческими партнерами в других странах Евросоюза. С ее помощью немецким фирмам и организациям предоставляется удобная возможность оперативно (в том числе и по мобильной связи) проверить правомочность любого своего контрагента, если он зарегистрирован в пределах ЕС. Чаще всего с этой целью проверяется ИНН партнерской компании: всего через несколько секунд после отправки соответствующего запроса выдается ответ из реестра той страны Евросоюза, к которой принадлежит интересующая компания. Сегодня уже свыше 90% подобных запросов от госструктур и частных предприятий Германии осуществляются через Интернет, в том числе около 15% — с использованием средств мобильной связи.

К числу самых последних по времени внедрения веб-сервисов типа А-В относится онлайновая покупка компаниями сертификатов на выбросы углекислого газа. Компании, которым удается сократить свои выбросы ниже установленных государством лимитов, могут продавать неиспользованные квоты на контролируемом правительством интернет-рынке, а экологически недобросовестным предприятиям приходится там же приобретать специальные разрешительные сертификаты.

«Электронная Германия»: планы, программы, проекты

●     «ИТ-стратегия» (1998–2002 гг.)

Федеральное министерство внутренних дел и Федеральное министерство транспорта, строительства и жилья возглавили проект создания системы, обеспечивающей упрощенный обмен электронными данными между органами власти.

●     «Глобальные вопросы» (1999–2000 гг.)

Проект был инициирован Федеральным министерством иностранных дел и представлял собой создание справочного веб-узла под названием «Глобальные вопросы» (Globale Fragen) для сотрудников различных государственных органов, которые с его помощью получают от специалистов ответы на возникающие по ходу их работы вопросы по самым разным проблемам и темам.

●     «Германия в XXI веке», или «Жизнь, обучение и работа в информационном обществе» (1999–2001 гг.)

Цель проекта — управлять изменениями в информационном обществе при помощи единой стратегии, которой будут следовать государственные ведомства и коммерческие компании.

●     «Торговая площадка для школ» (1999–2001 гг.)

Федеральное министерство науки и образования создало веб-узел www.marktplatz-fuer-schulen.de, цель которого — повысить оснащенность школ ИТ-ресурсами и оборудованием, наладить контакт между школами, нуждающимися в подержанных ПК, и спонсорами, готовыми их предоставить. К 2001 г. в рамках этого проекта было распределено свыше 23 тыс. ПК.

●     «Новые инструменты в образовании» (2000–2005 гг.)

Еще один проект Федерального министерства науки и образования касается положения Германии как разработчика программного обеспечения. Цель проекта — вывести ФРГ на лидирующую позицию в мире по разработке ПО для образования. В рамках проекта реализован комплекс мер по разработке самого современного мультимедийного контента для всех областей знания.

●     «Электронная подпись» (2000–2002 гг.)

Федеральное министерство экономики и труда взяло на себя руководство проектом законодательного внедрения на территории страны практики применения электронной цифровой подписи. Этот проект был изначально направлен на разработку безопасных, конфиденциальных и имеющих юридическую силу методов заключения деловых контрактов с использованием электронной связи и электронных подписей, а также электронных платежей.

●     BundOnline 2005 г.

Эта программа направлена на то, чтобы сделать все услуги, предоставляемые федеральными органами власти, доступными через Интернет.

●     Deutschland-Online

Совместная программа всех уровней государственной власти (федерального, земельного и муниципального), направленная на создание полностью интегрированного электронного правительства по всей Германии.

●     Проекты местных органов управления

Региональные и муниципальные органы власти присоединяются к усилиям федеральных ведомств в деле создания «электронного правительства» и осуществляют собственные программы модернизации административного управления на базе инфокоммуникационных технологий.

Услуги разного уровня

Тем не менее, представители немецкой общественности и независимых ИТ-профессиональных кругов практически единодушно отмечают, что подавляющее большинство онлайновых услуг федеральных органов власти по-прежнему создается в первую очередь для самих госучреждений, во вторую — для бизнеса и в последнюю — для населения ФРГ. И, судя по статистическим данным, подобные заявления не безосновательны. По итогам прошлого года, системой государственных электронных услуг было охвачено почти 90% правительственных учреждений федерального уровня, 35% предприятий частного бизнеса и лишь около 27% немецких граждан. Такая картина обусловлена прежде всего тем, что большая часть электронных услуг предоставляется населению не федеральными, а региональными и местными органами власти. Эти услуги не входят в федеральную программу «Электронного правительства» BundOnline, а разрабатываются в рамках общенациональной программы Deutschland-Online.

Запущенная в июне 2003 г. программа Deutschland-Online является совместной стратегией всех уровней госвласти (федерального, земельного, муниципального), направленной на создание полностью интегрированного электронного правительства по всей Германии. В апреле 2005 г. эффективность Deutschland-Online была подвергнута широкой и обоснованной критике. По мнению экспертов, основные причины ее неудачи — недостаточное финансирование и неэффективные механизмы управления. «До сего времени для очень многих важных сторон жизни немецких граждан необходимые электронные услуги полностью отсутствуют и даже не разрабатываются, — констатировал один из ведущих экспертов „Электронного правительства“ ФРГ Дитер Клумпп, представитель научного фонда по исследованию проблем коммуникаций компании Alcatel. — Причиной является тот факт, что по этим эпизодам реальные, пока неэлектронные, услуги предоставляются не на федеральном, а на региональном, окружном и муниципальном уровнях власти. Однако на последних уровнях пока имеется фрагментарная и разрозненная информация, которая только в 2004 г. подверглась обобщению в целях определения набора возможных электронных услуг. Тем важнее становится скоординированный и унифицированный подход к разработке услуг электронных правительств перечисленных трех уровней. Он реализуется в рамках программы Deutschland-Online и должен быть углублен и расширен. С этой целью Ассоциация производителей ИТ, средств связи и новых средств массовой информации Германии (BITKOM) обратилась в Федеральное и земельные министерства внутренних дел с предложением поддержать программу Deutschland-Online. В 2003 г. Федеральное правительство, союзы земель и муниципальных образований согласовали концепцию программы Deutschland-Online, которая могла быть реализована на принципах федерализма и разделения труда и финансов. Общая цель была сформулирована, однако предпосылки для создания эффективного проектного офиса программы, а также соответствующие структуры управления и менеджмента отсутствовали. Самое главное — так и не были определены источники финансирования программы и проектов в ее рамках, хотя в свое время на программу BundOnline было выделено 1,2 млрд евро».

Помимо сложностей с финансированием существует еще и проблема согласованности действий: в условиях федеративного государственного устройства и широких полномочий местного самоуправления координация такой программы, как Deutschland-Online, является достаточно непростой задачей. По мнению специалистов, бизнес-процессы в органах власти, а также принципы взаимодействия этих органов с населением нуждаются в скорейшей стандартизации. Ведь для беспрепятственного обмена информацией по Сети между органами власти и гражданами даже в пределах одной страны требуются единые структуры данных, сочетаемые друг с другом форматы. Федеральное министерство экономики и техники совместно с германским Институтом стандартизации завершает сейчас так называемые общедоступные спецификации.

В рамках инициативы MEDIA@Komm в трех эталонных регионах Германии (Бремен, Эсслинген, Нюрнберг) было разработано и внедрено более 300 решений для коммунальных электронных деловых транзакций. Примерами являются виртуальный орган строительного надзора, процедура взыскания задолженности в порядке судебного приказа в онлайновом режиме, электронная справка реестра службы прописки, электронное размещение заказов или интернет-библиотеки и заочные общеобразовательные школы. Далее, в соответствии с сопроводительными научно-исследовательскими проектами под эгидой Германского института по исследованию городской жизни были созданы электронные накопители знаний, системы электронного обучения, а также технические руководства для построения системы «электронная мэрия». Наряду с продвижением специализированного программного обеспечения удалось добиться и существенных успехов в области стандартизации. В частности, для безопасного и юридически обязательного обмена данными был разработан стандарт OSCI (Online Services Computer Interface). В продолжение данного проекта сейчас формируются первые стандартные электронные специализированные процедуры в области реестра прописки, строительного надзора и социального обеспечения для применения в масштабе всей страны. В связи с этим была разработана спецификация интероперабильности ISIS-MTT для использования в области электронной подписи. На уровне органов управления OSCI и ISIS-MTT являются обязательными стандартами. В настоящее время ведется подготовка к их введению в масштабе ЕС.

Еще один пример развития стандартизации в практике строительства объектов e-government — проект «Дорожная карта для модернизации административных органов», направленный на расширение взаимодействия институтов экономики и науки, а также федеральных и земельных органов управления. В проекте принимают участие федеральные министерства внутренних дел, по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи, а также министерство внутренних дел земли Мекленбург-Передняя Померания, немецкий центр управления воздушным движением и европейское общество «Электронного правительства». Проект «Электронная почта суда и административных органов» (Elektronisches Gerichts- und Verwaltungspostfach — EGVP), реализуемый при взаимодействии Федерального суда ФРГ, Федеральной счетной палаты и Федерального ведомства по вопросам безопасности в информационной технике, предоставляет возможность пользователям с помощью обращения к сайту www.egvp.de установить на свой персональный компьютер соответствующее программное обеспечение, позволяющее осуществлять обмен электронными документами с судебными и административными органами.

В середине мая нынешнего года Федеральное правительство Германии выступило с очередным программным заявлением о своих намерениях продолжить продвижение открытых информационных и коммуникативных технологий в общественных администрациях и деловом мире. Один из важных этапов его движения в этом направлении — стандартизация форматов. Так или иначе, следует признать, что процесс сооружения «Электронного правительства» в Германии пока далек от завершения. Среднестатистическому жителю страны по-прежнему недоступен в онлайне набор самых актуальных для него государственных услуг: будь то регистрация по новому месту жительства, постановка на учет автомобиля или назначение даты для церемонии бракосочетания — выполнение этих операций в Интернете до сих пор является скорее исключением, чем правилом. А предоставление подобных услуг через единый портал — дело еще более далекого будущего: «электронное правительство» с централизованным доступом (one-stop-government) стоит в повестке дня, но чтобы достичь такого уровня автоматизации государственных служб, придется преодолеть немало трудностей.

«Электронная Германия»: архитектура и ее элементы

Политика федерального правительства Германии в отношении архитектуры программного обеспечения (АПО) определена в документе Standards and Architectures for e-government Applications («Стандарты и архитектурные решения для приложений “электронного правительства”»). Созданием и сопровождением документа занимается Координационная и консультационная служба федерального правительства по информационным технологиям в госадминистрации (KBSt).

В качестве основных целей SAGA декларируются:

●     обеспечение постоянных информационных потоков между гражданами, государством и партнерами государства (взаимодействие);

●     реализация сравнимых методов подготовки услуг и определение моделей данных; свободным землям и коммунам (общинам) предлагается использовать результаты разработки инициативы Bund Online 2005 («переиспользуемость»);

●     предоставление возможности обратиться к спецификациям в форме доступной документации (открытость);

●     учет новых разработок на рынке и в области стандартизации (снижение стоимости и рисков);

●     обеспечение пригодности решений с учетом меняющихся требований к объемам и частоте транзакций (масштабируемость).

SAGA описывает разрешенные технические рамки разработки, коммуникации и взаимодействия ИТ-систем федеральных учреждений. Соответствие SAGA является принципиально обязательным для всех процессов и систем, которые задействованы в услугах «Электронного правительства» (die E-Government-Dienstleistungen des Bundes erbringen). Для систем, не имеющих прямого интерфейса к электронному правительству, разрешена миграция, если соотношение затрат и отдачи является разумным.

Структура документации

При описании архитектуры приложений «Электронного правительства» авторы SAGA используют Reference Model for Open Distributed Processing (RM-ODP, эталонная модель для открытой распределенной разработки, ISO 1996). Данная модель не является обязательной, но настоятельно рекомендуется для использования. Приложения «Электронного государства» в SAGA рассматриваются со следующих точек зрения:

●     организационная (enterprise) — общие подходы к моделированию процессов и построению информационных систем;

●     информационная (information) — свойства и семантика обрабатываемых данных;

●     компонентная (computational) — приложение как совокупность функциональных модулей и интерфейсов для их взаимодействия;

●     инженерная (engineering) — инфраструктура, в том числе техническая и телекоммуникационная, необходимая для работы распределенных программных систем;

●     технологическая (technology) — приложение как совокупность используемых в нем технологий.

Собственно предметом стандартизации являются технологические требования к приложениям, концепции первых четырех представлений обусловливают технологические стандарты.

SAGA разработана как новый ключевой документ в составе сводного издания документов KBSt, включающего более ранние концепции («V-модель», «Руководство по миграции», «DOMEA» и др.). Эти документы частично заменяются SAGA, а не охваченные в SAGA вопросы, освещенные в них, должны быть заново согласованы с учетом новой модели АПО, предлагаемой в SAGA. В то же время принято решение при дальнейшем написании SAGA избегать расхождений между актуальными документами.

Организационные принципы

Подход SAGA основывается на повсеместном использовании стандартов в процессе реализации технических инициатив проекта «Электронного правительства» Германии, которые сосредоточиваются на четырех направлениях (задачах):

●     выявлении технических нормативов, эталонов, стандартов и архитектур;

●     моделировании процессов;

●     моделировании данных;

●     создании базовых компонентов.

●     SAGA определяет строгую процедуру установления соответствия систем ее требованиям, включающую, в частности, декларирование соответствия разработчиками систем. Приложение для «Электронного правительства», отвечающего требованиям SAGA, должно:

●     применять стандартизированные модели процессов;

●     использовать стандартизированные модели данных;

●     обеспечивать совместимость с описанными в SAGA техническими стандартами и архитектурами;

●     задействовать существующие (ранее разработанные) базовые компоненты.

Для несоответствующих (неконформных) систем устанавливается целый ряд условий:

●     ограничено использование базисных компонентов;

●     консультационные услуги центров компетенции ограничиваются;

●     интерфейсы таких систем не обслуживаются (не поддерживаются);

●     субсидии, особенно средства для инициативы BundOnline 2005, невозможны;

●     интеграция системы в портал www.bund.de невыполнима.

Технологические подходы

Приложения для «Электронного правительства», согласно SAGA, разрабатываются в соответствии со следующими основополагающими принципами:

●     приложения для «Электронного правительства» используют в качестве фронт-энда браузер, переносимые сервисы отображаются только через браузер за исключением отдельных случаев, когда это не целесообразно;

●     разработчики отказываются от применения активных компонентов, чтобы не вынуждать пользователя снижать порог безопасности в браузере, либо используют, как минимум, только подписанные и безопасные приложения в соответствии с определенными в SAGA процедурами и спецификациями;

●     приложения для «Электронного правительства» не записывают на компьютер пользователей никаких программных компонентов или данных, приводящих к потере пользователем контроля над своим компьютером.

SAGA декларирует однозначную ориентацию на открытые системы, в частности, прямо указывает на необходимость отказа от применения закрытых решений Microsoft, что является довольно необычным шагом. В качестве альтернативы предусматривается использование платформ J2SP и J2EE.

В отличие от большинства других проектов в области АПО, SAGA определяет требования к приложениям на уровне не только взаимодействия, но и компонентной структуры;

●     клиентский уровень модели представляет различные каналы доступа, различия которых обусловлены разными пользователями, терминалами, способами передачи и целями применения. В SAGA предусматриваться, как минимум, три канала доступа:

●     доступ пользователей через веб-браузер;

●     доступ пользователей через мобильные каналы (WAP, PDA);

●     доступ внешних систем через стандартизованные интерфейсы, в первую очередь через веб-сервисы;

●     презентационный уровень описывает компоненты, выполняющие взаимодействие с пользователем и преобразование (трансформацию) информации к форме, пригодной для соответствующего клиента. Компонент презентации должен охватывать все стандарты коммуникации с рассмотренными на клиентском уровне терминалами;

●     средний слой (предметной области) описывает ядро специфичных для процессов «Электронного государства» компонентов.

Здесь инкапсулируется специфичная логика данной информационной системы и обрабатываются данные, получаемые из постоянного слоя.

●     Средний слой определяется как основной источник компонентов для повторного использования;

●     постоянный слой описывает хранение данных и реализуется, как правило, при помощи готовых СУБД. Кроме того, данный уровень является обобщающим понятием для средств операционной системы, специфичных информационных хранилищ, а также унаследованных систем, не отвечающих требованиям SAGA.

Весьма интересным представляется учет в документе федеративной структуры государственных органов Германии. Организационная точка зрения SAGA устанавливает требования к налаживанию всех основных типов взаимодействия (G2С, G2B, G2G) в рамках «Электронного государства», при этом большое внимание уделяется взаимодействию с местными органами самоуправления.

Порядок отбора спецификаций

В SAGA определена достаточно сложная модель мониторинга и принятия стандартов, включающая основной каталог стандартов, имеющих следующие статусы:

●     обязательные. Стандарты являются обязательными, когда они одобрены и предоставляют оптимальное решение задачи. Рассматриваются и применяются такие стандарты в первую очередь. Конкурирующие стандарты могут быть обязательными, если основные задачи приложений явно различаются между собой. Если одновременно существуют обязательные и рекомендованные либо находящиеся под наблюдением стандарты, то последние из них должны применяться лишь в исключительных случаях. Обязательная классификация не означает, что стандарт применяется в каждом приложении для «Электронного правительства», а только тогда, когда технология или функциональность, связанная со стандартом, является обязательной либо желательной в контексте требований к определенному приложению;

●     рекомендованные. Рекомендация стандартов возможна в том случае, если они прошли проверку на надежность, но либо не являются необходимыми (например, не обеспечивают оптимального решения задачи), либо еще не были рассмотрены в качестве обязательных стандартов. Если помимо рекомендуемых стандартов не существует конкурирующих обязательных, то обоснованное отклонение от рекомендуемых стандартов возможно только в порядке исключения. Конкурирующие стандарты могут быть одновременно рекомендуемыми, если различия в их применении четко разграничены. В подобных ситуациях для каждого отдельного случая выбирается наиболее подходящий стандарт. При одновременном существовании рекомендуемых и наблюдаемых стандартов последние из них могут обоснованно применяться лишь в порядке исключения;

●     под наблюдением. Стандарты находятся под наблюдением, если они следуют в желаемом направлении развития, но при этом не являются достаточно зрелыми либо еще не закрепились на рынке.

Помимо классифицированных в каталоге в SAGA ведутся еще три справочных списка следующих стандартов:

●     новые, еще не прошедшие оценку;

●     устаревшие, исключенные из использования;

●     готовящиеся к вводу в эксплуатацию.

1. Новый стандарт предлагается для включения в классификатор командой разработчиков, экспертами, участниками форума и включается в «белый» список на сайте. Из позиции 1 возможен переход в позицию 3 за один шаг.

2. Стандарты, не прошедшие оценку и не включенные в классификатор, переносятся в «черный» список отвергнутых стандартов.

3. Стандарт с позитивными результатами тестирования добавляется в следующую версию классификатора.

4. Стандарт, вошедший со статусом «рассматриваемый», получает статус «рекомендуемый» в следующей версии классификатора.

5. Вошедший стандарт со статусом «рекомендуемый» получает статус «одобренный».

6. Стандарт, вошедший со статусом «одобренный», получает статус «рекомендуемый». Переход из позиции 6 в 7 может быть выполнен за один шаг.

7. Стандарт, вошедший со статусом «рекомендуемый», не включается в следующую версию классификатора, а переходит в «серый» список.

8. Устаревшие стандарты из «серого» списка, которые более не используются и не поддерживаются, перемещаются в «черный».

9. Стандарты со статусом «рассматриваемый», которые не прошли проверку на соответствие принципам SAGA, переносятся в «черный» список.

Структура каталога спецификаций

Каталог спецификаций и стандартов содержится в разделе «Технологическая точка зрения» и имеет следующую структуру:

●     моделирование процессов (Process modeling);

●     моделирование данных (Data modeling);

●     архитектураприложений (Application architecture);

●     клиент (Client);

●     представление (Presentation);

●     коммуникации (Communication);

●     соединение с оконечными устройствами (Connection to the back-end).

Особенности архитектуры

В отдельный раздел архитектурной модели, не предусмотренный в пятизвенной схеме ODP, выделены вопросы безопасности информационных систем.

(По материалам Федерального министерства экономики и труда Германии /Bundesministerium fur Wirtschaft und Arbeit, BMWA/, компаний Microsoft, IBM и CapGemini, информационного агентства Deutsche Welle, официального портала Еврокомиссии EC.Europa.eu, веб-ресурсов FOSTAS.ru, Lab321.ru, e-Uriadnik.org.)

Источник: CIO

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь