Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах
Учебники Просто о СЭД ЭП/ЭЦП Внешний документооборот Цифровая трансформация Эксперты
Государство и электронный документооборот

Три белых коня ФНС, или Новые формы налогового контроля

  5 комментариев Добавить в закладки

Глава ФНС Даниил Егоров заявил, что собирается сделать рынок максимально белым за счёт внедрения новых технологий надзора. В приоритете налоговой «тройка» цифровых инструментов. Благодаря им бизнес в России будет работать на 100% легально.

Конь первый уже в работе – налоговый мониторинг

Новая форма контроля и взаимодействия заменит традиционные проверки – у ФНС будет удалённый доступ к информационным системам налогоплательщика, его бухгалтерской и налоговой отчётности. Такое сотрудничество с проверяющим ведомством позволит предотвращать спорные ситуации ещё в момент планирования операций и сделок (ст. 105.26 НК РФ).

Согласно информации Федеральной налоговой службы, несколько десятков крупных компаний уже стали участниками налогового мониторинга. Среди них «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл», «Аэрофлот», «Мегафон», МТС, Wildberries.

«Система классического налогового контроля при общении с крупнейшими налогоплательщиками не оправдывает себя, её нужно менять, – заявляет руководитель ФНС России Даниил Егоров. – Налоговый мониторинг – именно та модель, которую мы предлагаем».

 

По словам нового руководителя службы, работа в системе налогового мониторинга – это новый уровень контроля бизнеса. В том числе благодаря открытому диалогу и мероприятиям по предотвращению ошибок и спорных ситуаций.

Периоды и налоги, которые вошли в налоговый мониторинг:

  • один календарный год;
  • все налоги, сборы и страховые взносы.

Критерии отбора участников налогового мониторинга:

  • сумма начисленных налогов – более 300 млн руб.;
  • объём полученных доходов – от 3 млрд руб.;
  • стоимость активов – свыше 3 млрд рублей.

По запросу организации-участника проверяющий орган предоставляет мотивированное мнение, насколько правильно компания отразила сделку и её результат с точки зрения налогового законодательства. Такие рекомендации также формируются по инициативе ФНС, если нарушение обнаружено им самостоятельно. Если компания с позицией налоговой службы не согласна, проводится взаимосогласительная процедура, которая длится один месяц.

При этом налоговый мониторинг предусматривает работу с электронными документами.

Как устроен новый механизм контроля? Рассмотрим на простом примере.

Каждый день вы решаете задания по математике. В конце дня в 18.00 вы оставляете тетрадь на большом столе в гостиной. В 19.00 за него садится ваша мама и проверяет выполненное задание. Если есть замечания – она оставит примечания на полях или позовёт и обратит внимание на ошибки. Если возникли трудности с решением сложной задачи – вы можете обсудить её вместе. Но если вдруг вы не согласны с замечаниями – обосновываете свою позицию и приходите к общему мнению.

Преимущества этого способа взаимодействия с ФНС:

  • отсутствуют камеральные и выездные проверки (с определёнными исключениями);
  • период проведения проверки короче (один год вместо трёх лет);
  • участникам не начисляют штрафы и пени;
  • у компаний есть возможность получить мотивированное мнение по сложным вопросам.

Конь второй на подходе – маркировка

https://www.chessbaron.co.uk/gallery/X3018/X3018_6_lg_lg.jpg

Код идентификации наносится на каждый товар. Обязанность внести данные в информационную систему маркировки лежит на производителе и импортёре. Вся информация о товаре и операции с ним отражаются в системе Честный ЗНАК. Отслеживают переход права собственности на товар, перемещение внутри организации государством не наблюдают.

Участник оборота формирует электронный универсальный передаточный документ и подписывает его усиленной электронной подписью в случае:

  • передачи или приёмки маркированных товаров с переходом права собственности;
  • в рамках агентских договоров или комиссии.

Затем документ в течение 3 рабочих дней направляется в информационную систему мониторинга.

Подробнее читайте в статье Цифровая маркировка товаров: инструкция по применению

Сроки обязательной маркировки по товарам разные. По обуви последний раз была заявлена дата 1 марта, затем её перенесли на 1 июля. Детали можно узнать на сайте оператора.

Сейчас у Правительства нет планов переносить сроки снова. Даже несмотря на пандемию и упадническое настроение представителей бизнеса.

Рассмотрим на примере, как работает маркировка товара.

Вы – производитель обуви. Изготовив новенькую пару, вы должны подробно описать её характеристики – цвет, модель, размер, вид материала – и занести данную информацию в систему маркировки Честный ЗНАК. Далее вы продаёте товар оптовому продавцу, а он в свою очередь – розничному. Коды маркировки в системе переходят от продавца покупателю. Последний выставляет нашу пару обуви на витрину и вешает ценник. В этот же день в магазин приходит покупатель. Не отходя от витрины, клиент считывает QR-код в мобильном приложении Честный ЗНАК, сверяет все характеристики с реальной вещью и уходит с покупкой домой. А при продаже на кассе информация о том, что товар выбыл из оборота, передаётся в ФНС РФ и систему маркировки.

Конь третий пока в проекте – прослеживаемость товаров

Этот механизм контроля обеспечит учёт не штучной единицы, как в случае с маркировкой, а партии товаров, перечень которых будут утверждать постановлением Правительства РФ.

Основные характеристики проекта:

  • участниками являются любые компании и индивидуальные предприниматели, если они торгуют товарами, подлежащими прослеживаемости, а также таможенные и налоговые органы;
  • продавец может создавать и принимать электронные документы, передавать их покупателю;
  • в дополнение к имеющимся видам налоговых проверок добавится ещё один — контроль движения товаров.

Александр Егоричев, заместитель руководителя ФНС РФ, в интервью журналу «Налоговая политика и практика» (№3, март 2020) поясняет:

«Новый вид контроля по своей сути максимально приближен к порядку и процедурам, используемым при проведении камеральной налоговой проверки. Он будет осуществляться на основе налоговой декларации по НДС, в которой отражены сведения об операциях по реализации и приобретению товаров, подлежащих прослеживаемости; отчёта об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости; иных документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа; документов, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости. В случае выявления несоответствий налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика эти документы и пояснения в порядке, установленном НК РФ».

В перспективе информация о товарах будет отслеживаться с помощью электронных универсальных передаточных документов через операторов ЭДО. Соответствующие поправки в приказ Минфина России №174н уже разрабатываются.

Рассмотрим на примере, для чего нужна прослеживаемость товаров.

ООО «Романда» завезла из Республики Казахстан 100 штук стиральных машин. По документам она должна продать ровно 100 штук и отразить данные операции в налоговой декларации, а, следовательно, уплатить НДС с каждой продажи. ФНС документы компании проверит и убедится в том, что все завезенные вещи были проданы внутри страны. То есть ни одна «машина» с товаром не уйдет в тень.

 

***

Как видите, ФНС движется к цифровизации стремительным курсом. В статье я отразила далеко не всех электронных помощников, на которых делают ставку в налоговой службе. С одной стороны, работа предстоит масштабная – большие данные требуют создания эффективных онлайн-сервисов. С другой – экономика страны наконец-то станет прозрачной. А что из этого всего выйдет, время ещё покажет.

 

 

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (5)
Елена Истомина 23 июня 2020 г. 08:38  

Не понятно, чем по сути отличается маркировка от прослеживаемости товаров? Особенно на приведенных примерах. Значит каждую пару обуви отслеживаем отдельно, а стиралки партией? Но даже если товар партией привезли, то реализовывать все равно будут поштучно...

Систему вроде единую планировали делать: Маркировки и прослеживаемости товаров. Т.е. мы произведенный товар маркируем, а затем все его движение отслеживаем от производителя/импортера до конечного покупателя. Так?

Татьяна Жигалова 23 июня 2020 г. 11:15  
Не понятно, чем по сути отличается маркировка от прослеживаемости товаров? Особенно на приведенных примерах. Значит каждую пару обуви отслеживаем отдельно, а стиралки партией? Но даже если товар партией привезли, то реализовывать все равно будут поштучно...

Да, все верно. При маркировке товар отслеживается поштучно. Заносится в систему и при перепродаже переходит в собственность от одного владельца другому до момента конечной продажи на кассе или другом событии (например, выбытие товара в связи с использованием для нужд предприятия). Процесс непростой, в одной статье не объяснишь. 

Что касается прослеживаемости, отслеживается вся партия товара. При этом в отчетной декларации НДС указывается номер партии проданного товара, таким образом складывается вся цепочка. В дальнейшем планируется отслеживание с помощью универсального передаточного документа, в котором будет столбец для указания номера партии товара по каждой позиции. При этом, как заявляют представители ФНС, товары по маркировке и по прослеживаемости пересекаться не будут (то есть это разные виды товаров). Более подробно о прослеживаемости в своей статье расскажет Губаева Рушана.

Татьяна Жигалова 23 июня 2020 г. 11:20  
Систему вроде единую планировали делать: Маркировки и прослеживаемости товаров. Т.е. мы произведенный товар маркируем, а затем все его движение отслеживаем от производителя/импортера до конечного покупателя. Так?

Оператор системы один https://crpt.ru/, но процессы разные. И в том, и в другом случае отслеживаем товар. Только в случае с маркировкой поштучно, а с прослеживаемостью - партию товара. 

Андрей Николаев 25 июня 2020 г. 09:50  

Татьяна, как известно, налоговый мониторинг  - это средство контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов, страховых взносов.

Из НК ясно, что это средство доступно лишь крупному бизнесу, едва ли больше 1-2 тысяч компании России смогут похвастаться объемом доходов 3+ млрд.руб.

А есть ли инструменты эффективного и быстрого/легкого/дистанционного контроля за налогоисчислением всех прочих компаний в России?

Может быть у Вас есть статистика, какую долю налогов в бюджет приносят те, кто не подпадает под критерии «пригодности» для налогового мониторинга?

Татьяна Жигалова 26 июня 2020 г. 17:22  
Из НК ясно, что это средство доступно лишь крупному бизнесу, едва ли больше 1-2 тысяч компании России смогут похвастаться объемом доходов 3+ млрд.руб. А есть ли инструменты эффективного и быстрого/легкого/дистанционного контроля за налогоисчислением всех прочих компаний в России? Может быть у Вас есть статистика, какую долю налогов в бюджет приносят те, кто не подпадает под критерии «пригодности» для налогового мониторинга?

Сейчас налоговый орган еще сам "учится" работать с новой формой контроля. Поэтому выставлены такие высокие критерии к участникам. Но в планах у представителей ФНС РФ - снижение данных критериев. Более подробно об этом можно почитать в интервью с начальником управления налогового мониторинга М.А. Крашенинниковой.

Что касается данных инструментов для прочих компаний, то здесь компаниям доступны только консультации на горячую линию ФНС РФ и письменные разъяснения через сайт налогового органа.

По статистике не скажу, специально такую информацию не искала.

 

Сейчас обсуждают
Больше комментариев