Наверх
В горячих вопросах внедрения налогового мониторинга разбирались Алиса Муратова, эксперт направления «Налоговый мониторинг» компании Directum и Денис Шабернев, представитель КЭПТ, компании-разработчика витрины данных
спецпроект

Бухгалтерия будущего

В будущее с налоговым мониторингом: как вступить, зачем внедрять электронный архив, кому подходят витрины данных

Налоговый мониторинг — уже не новая форма контроля. В 2022 году к ней присоединились более 300 компаний. По данным ФНС, свыше 95% участников налогового мониторинга предоставляют удаленный доступ к своим учетным системам или к витринам данных. Остальные 5%, судя по всему, используют еще привычный способ взаимодействия — обмен через операторов телекоммуникационных данных (далее — ТКС).

Несмотря на всю популяризацию налогового мониторинга, вопросов у бухгалтеров меньше не становится. Почему работать через витрины данных удобнее, чем через операторов ТКС? С чего начать переход на новый формат взаимодействия с ФНС? Не «сдуется» ли система: какое будущее у налогового мониторинга в России? Разобралась в горячих вопросах Алиса Муратова, эксперт направления «Налоговый мониторинг» в компании Directum. Также своим мнением поделился Денис Шабернев , представитель компании-разработчика витрины данных.

Alternate Text

Денис Шабернев

Что изменится в ближайшие годы

В режиме налогового мониторинга российские компании работают с 2016 года. На начальных этапах апробации решения процессы запроса документов происходили через операторов ТКС. Однако этот способ взаимодействия останется доступным только до 1 января 2024 года. Далее компании будут предоставлять доступ напрямую к своим учетным системам или через интеграцию государственных систем с витринами данных. Но и здесь намечаются тенденции.

«Участникам налогового мониторинга, вне зависимости от выбранного инструмента взаимодействия, придется интегрировать свои системы с АИС „Налог-3“, — сообщает Денис Шабернев, старший проектный менеджер КЭПТ. — В планах ФНС — перевести на этот канал связи всех. Уже разработаны 9 сценариев взаимодействия налогоплательщика и налогового инспектора через АИС „Налог-3“, и этот список будет пополняться в ближайшее время.

Еще одна явная тенденция — переход к использованию витрин данных. Сейчас около 70% налогоплательщиков применяют именно этот способ. Он удобен и эффективен сразу по многим параметрам, основные — это информационная безопасность и наличие требуемой функциональности для работы в рамках налогового мониторинга (учетные системы, как правило, не обладают такой возможностью)».

Преимущества витрин в том, что налогоплательщику гораздо удобнее организовать доступ к витрине и размещать всю необходимо информацию для ФНС именно здесь. К тому же если в компании несколько учетных систем и хранилищ документов, нет необходимости настраивать интеграции с каждым из этих объектов отдельно.

Переходим на налоговый мониторинг: с чего начать?

Процедура входа в налоговый мониторинг подробно описана на сайте ФНС. Если кратко, то состоит она из нескольких базовых пунктов.

  1. Проверить, соответствует ли ваша компания суммовым критериям.
  2. Проанализировать готовность информационных систем.
  3. Провести оценку систем внутреннего контроля.
  4. Разработать «Дорожную карту» по переходу на налоговый мониторинг и согласовать ее с ФНС.
  5. Подать документы в налоговый орган.
  6. Получить решения о проведении мониторинга.
  7. Работать по новой процедуре представления данных.

С первым пунктом всё понятно. Вопросы зачастую возникают на этапе, когда нужно проанализировать готовность информационных систем. Компании стремятся перейти на налоговый мониторинг с тем багажом ИТ-решений, который уже есть, и фактически усложняют себе путь. Если вступать в новую процедуру взаимодействия без финансового архива, это чревато увеличением трудоемкости — на обработку документов при их представлении в ФНС будет уходить еще больше времени.

Те компании, которые уже используют новую форму контроля, оценили ее преимущества в полной мере и зачастую открыто делятся своим опытом на встречах при рабочих группах, проходящих на базе ФНС.

Внедрять налоговый мониторинг параллельно или поэтапно?

Существует два подхода внедрения:

Alternate Text

Параллельное внедрение составляющих налогового мониторинга: витрины данных и финансового архива.

Alternate Text

Более прагматический подход. Сначала проводят диагностику существующих систем, выбирают решение для цифровизации финансового архив и внедряют его, дорабатывают учетные системы и только потом приступают к интеграции с витриной данных.

Какой именно выбрать подход, компании решают сами.

«Вступление в режим не означает, что компаниям резко и в один момент необходимо повысить уровень цифровизации при ведении учета, — добавляет Денис Шабернев. — Налоговый мониторинг — это, скорее, история про поэтапную, пошаговую автоматизацию уже имеющихся процессов.

В конечном варианте все участники должны обеспечить полное автоматическое раскрытие информации — от налоговой декларации до первичного учетного документа. Но на практике большое число налогоплательщиков входят в мониторинг на базе налогового учета. Зачастую ведут его в MS Excel, не используют электронные архивы для хранения первичных документов, не настраивают однозначные связи между операциями и документами. И такой уровень автоматизации — это не стоп-фактор для вступления, а лишь план к дальнейшим улучшениям и совершенствованиям для будущего участника.

Перед тем как вступить в новую форму контроля, мы рекомендуем компаниям провести детальную диагностику готовности. Это поможет определиться со сроками начала работы в режиме налогового мониторинга, понять, какие шаги закладывать в дорожную карту, какую стратегию взаимодействия с ФНС избрать.

На этапе диагностики необходимо также проанализировать систему внутреннего контроля и доработать ее, определиться с направлениями автоматизации налогового учета и решить вопросы хранения документов в электронном архиве».

Можно ли одновременно внедрять и финансовый архив, и витрину? Да. В библиотеке кейсов компании Directum есть проекты с параллельным внедрением, когда цифровизация архива и его интеграция с витриной данных проводятся неразрывно. Но важно, чтобы поставщики решений работали в связке.

Кому подходят витрины

Alternate Text

Витринами данных пользуются самые различные компании, в том числе крупные холдинги, рассредоточенные по территории России, и как правило, имеющие разные информационные системы, которые сложно синхронизируются между собой. Таким компаниям гораздо проще и быстрее собрать данные по некоторому шаблону — «положить» необходимые для налогового органа документы в витрину, а в случае дозапросов — представить недостающие.

Также витрины выбирают те организации, где одновременно работают тысячи сотрудников, вследствие чего системы перегружаются и получить прямой доступ к ним становится сложно.

Несмотря на курс импортозамещения, многие компании продолжают вести учет в иностранных информационных системах, которые не адаптированы под российский бухгалтерский учет, и переход на ПО отечественного производства потребует времени.

Помимо базовых возможностей, таких как визуализация налоговых деклараций и регистров, витрины зачастую выполняют множество дополнительных важных функций: согласование отчетности внутри компании, построение аналитических отчетов, выполнение контрольных процедур. Витрина может эффективно восполнить недостатки текущей учетной системы, если таковые имеются.

Что будет дальше с налоговым мониторингом в России

Внимание безусловно будет усиливаться. Компаний, которые интересуются вступлением в налоговый мониторинг, становится в разы больше. Меняются требования к вступающим, снижается порог вхождения. Решение в целом показало свою состоятельность.

Согласно текущей статистике, заявленные планы ФНС полностью выполняются, более того — ведомство работает на опережение. В 2021 году число участников налогового мониторинга возросло на 120%, а в 2022 году — на 62%. По состоянию на конец 2022 года суммарное фактическое количество участников налогового мониторинга составит 339 организаций.

Таким образом, есть все основания полагать, что тренд на существенный прирост новых участников сохранится. В том числе планируемые показатели будут увеличиваться за счет принятой Правительством РФ директивы, предписывающей госкомпаниям — акционерным обществам и их многочисленным дочерним компаниям — по возможности подключаться к системе, а также благодаря планируемым предложениям сделать механизм налогового мониторинга обязательным для получения государственных гарантий по инвестициям (при заключении соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) по новым инвестпроектам).

«Возможно, налоговый мониторинг станет обязательным в будущем, — делает прогнозы Денис Шабернев. — Мы бы рекомендовали не бояться компаниям переходить на новый режим. Бизнесу такая форма контроля дает дополнительные налоговые гарантии от государства. Также уже сейчас наблюдаются тенденции на стандартизацию налоговых регистров и обязательное подключение участников налогового мониторинга к АИС «Налог-3».

Компании ставят перед собой цель и по организации электронного архива. Возможно, это действительно связано с переходом на налоговый мониторинг, однако, этому предшествуют стратегия перехода на электронный документооборот от ФНС, появление новых видов документов и повсеместное внедрение ЭДО в хозяйственную жизнь компаний.

Получить запись доклада «Как за 1 год перейти на налоговый мониторинг»

24 ноября 2021 года прошла ежегодная конференция для крупных компаний Directum Enterprise Forum. Светлана Ханова, представитель АО «Теплоэнерго», поделилась опытом, как за 1 год создать цифровой архив и перейти на налоговый мониторинг. Получите доступ к записи доклада, заполнив форму.