Бухгалтерия будущего
В будущее с налоговым мониторингом: как вступить, зачем внедрять электронный архив, кому подходят витрины данных
Налоговый мониторинг — уже не новая форма контроля. В 2022 году к ней присоединились более 300 компаний. По данным ФНС, свыше 95% участников налогового мониторинга предоставляют удаленный доступ к своим учетным системам или к витринам данных. Остальные 5%, судя по всему, используют еще привычный способ взаимодействия — обмен через операторов телекоммуникационных данных (далее — ТКС).
Несмотря на всю популяризацию налогового мониторинга, вопросов у бухгалтеров меньше не становится. Почему работать через витрины данных удобнее, чем через операторов ТКС? С чего начать переход на новый формат взаимодействия с ФНС? Не «сдуется» ли система: какое будущее у налогового мониторинга в России? Разобралась в горячих вопросах Алиса Муратова, эксперт направления «Налоговый мониторинг» в компании Directum. Также своим мнением поделился Денис Шабернев , представитель компании-разработчика витрины данных.
Денис Шабернев
Что изменится в ближайшие годы
В режиме налогового мониторинга российские компании работают с 2016 года. На начальных этапах апробации решения процессы запроса документов происходили через операторов ТКС. Однако этот способ взаимодействия останется доступным только до 1 января 2024 года. Далее компании будут предоставлять доступ напрямую к своим учетным системам или через интеграцию государственных систем с витринами данных. Но и здесь намечаются тенденции.
«Участникам налогового мониторинга, вне зависимости от выбранного инструмента взаимодействия, придется интегрировать свои системы с АИС „Налог-3“, — сообщает Денис Шабернев, старший проектный менеджер КЭПТ. — В планах ФНС — перевести на этот канал связи всех. Уже разработаны 9 сценариев взаимодействия налогоплательщика и налогового инспектора через АИС „Налог-3“, и этот список будет пополняться в ближайшее время.
Еще одна явная тенденция — переход к использованию витрин данных. Сейчас около 70% налогоплательщиков применяют именно этот способ. Он удобен и эффективен сразу по многим параметрам, основные — это информационная безопасность и наличие требуемой функциональности для работы в рамках налогового мониторинга (учетные системы, как правило, не обладают такой возможностью)».
Преимущества витрин в том, что налогоплательщику гораздо удобнее организовать доступ к витрине и размещать всю необходимо информацию для ФНС именно здесь. К тому же если в компании несколько учетных систем и хранилищ документов, нет необходимости настраивать интеграции с каждым из этих объектов отдельно.
Переходим на налоговый мониторинг: с чего начать?
Процедура входа в налоговый мониторинг подробно описана на сайте ФНС. Если кратко, то состоит она из нескольких базовых пунктов.
- Проверить, соответствует ли ваша компания суммовым критериям.
- Проанализировать готовность информационных систем.
- Провести оценку систем внутреннего контроля.
- Разработать «Дорожную карту» по переходу на налоговый мониторинг и согласовать ее с ФНС.
- Подать документы в налоговый орган.
- Получить решения о проведении мониторинга.
- Работать по новой процедуре представления данных.
С первым пунктом всё понятно. Вопросы зачастую возникают на этапе, когда нужно проанализировать готовность информационных систем. Компании стремятся перейти на налоговый мониторинг с тем багажом ИТ-решений, который уже есть, и фактически усложняют себе путь. Если вступать в новую процедуру взаимодействия без финансового архива, это чревато увеличением трудоемкости — на обработку документов при их представлении в ФНС будет уходить еще больше времени.
Те компании, которые уже используют новую форму контроля, оценили ее преимущества в полной мере и зачастую открыто делятся своим опытом на встречах при рабочих группах, проходящих на базе ФНС.
Внедрять налоговый мониторинг параллельно или поэтапно?
Существует два подхода внедрения:
Параллельное внедрение составляющих налогового мониторинга: витрины данных и финансового архива.
Более прагматический подход. Сначала проводят диагностику существующих систем, выбирают решение для цифровизации финансового архив и внедряют его, дорабатывают учетные системы и только потом приступают к интеграции с витриной данных.
Какой именно выбрать подход, компании решают сами.
«Вступление в режим не означает, что компаниям резко и в один момент необходимо повысить уровень цифровизации при ведении учета, — добавляет Денис Шабернев. — Налоговый мониторинг — это, скорее, история про поэтапную, пошаговую автоматизацию уже имеющихся процессов.
В конечном варианте все участники должны обеспечить полное автоматическое раскрытие информации — от налоговой декларации до первичного учетного документа. Но на практике большое число налогоплательщиков входят в мониторинг на базе налогового учета. Зачастую ведут его в MS Excel, не используют электронные архивы для хранения первичных документов, не настраивают однозначные связи между операциями и документами. И такой уровень автоматизации — это не стоп-фактор для вступления, а лишь план к дальнейшим улучшениям и совершенствованиям для будущего участника.
Перед тем как вступить в новую форму контроля, мы рекомендуем компаниям провести детальную диагностику готовности. Это поможет определиться со сроками начала работы в режиме налогового мониторинга, понять, какие шаги закладывать в дорожную карту, какую стратегию взаимодействия с ФНС избрать.
На этапе диагностики необходимо также проанализировать систему внутреннего контроля и доработать ее, определиться с направлениями автоматизации налогового учета и решить вопросы хранения документов в электронном архиве».
Можно ли одновременно внедрять и финансовый архив, и витрину? Да. В библиотеке кейсов компании Directum есть проекты с параллельным внедрением, когда цифровизация архива и его интеграция с витриной данных проводятся неразрывно. Но важно, чтобы поставщики решений работали в связке.
Кому подходят витрины
Витринами данных пользуются самые различные компании, в том числе крупные холдинги, рассредоточенные по территории России, и как правило, имеющие разные информационные системы, которые сложно синхронизируются между собой. Таким компаниям гораздо проще и быстрее собрать данные по некоторому шаблону — «положить» необходимые для налогового органа документы в витрину, а в случае дозапросов — представить недостающие.
Также витрины выбирают те организации, где одновременно работают тысячи сотрудников, вследствие чего системы перегружаются и получить прямой доступ к ним становится сложно.
Несмотря на курс импортозамещения, многие компании продолжают вести учет в иностранных информационных системах, которые не адаптированы под российский бухгалтерский учет, и переход на ПО отечественного производства потребует времени.
Помимо базовых возможностей, таких как визуализация налоговых деклараций и регистров, витрины зачастую выполняют множество дополнительных важных функций: согласование отчетности внутри компании, построение аналитических отчетов, выполнение контрольных процедур. Витрина может эффективно восполнить недостатки текущей учетной системы, если таковые имеются.
Что будет дальше с налоговым мониторингом в России
Внимание безусловно будет усиливаться. Компаний, которые интересуются вступлением в налоговый мониторинг, становится в разы больше. Меняются требования к вступающим, снижается порог вхождения. Решение в целом показало свою состоятельность.
Согласно текущей статистике, заявленные планы ФНС полностью выполняются, более того — ведомство работает на опережение. В 2021 году число участников налогового мониторинга возросло на 120%, а в 2022 году — на 62%. По состоянию на конец 2022 года суммарное фактическое количество участников налогового мониторинга составит 339 организаций.
Таким образом, есть все основания полагать, что тренд на существенный прирост новых участников сохранится. В том числе планируемые показатели будут увеличиваться за счет принятой Правительством РФ директивы, предписывающей госкомпаниям — акционерным обществам и их многочисленным дочерним компаниям — по возможности подключаться к системе, а также благодаря планируемым предложениям сделать механизм налогового мониторинга обязательным для получения государственных гарантий по инвестициям (при заключении соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) по новым инвестпроектам).
«Возможно, налоговый мониторинг станет обязательным в будущем, — делает прогнозы Денис Шабернев. — Мы бы рекомендовали не бояться компаниям переходить на новый режим. Бизнесу такая форма контроля дает дополнительные налоговые гарантии от государства. Также уже сейчас наблюдаются тенденции на стандартизацию налоговых регистров и обязательное подключение участников налогового мониторинга к АИС «Налог-3».
Компании ставят перед собой цель и по организации электронного архива. Возможно, это действительно связано с переходом на налоговый мониторинг, однако, этому предшествуют стратегия перехода на электронный документооборот от ФНС, появление новых видов документов и повсеместное внедрение ЭДО в хозяйственную жизнь компаний.