Наверх

5 аргументов независимых юристов в защиту электронной транспортной накладной

Архив
Время чтения: 11 минут
0
5 аргументов независимых юристов в защиту электронной транспортной накладной

Несмотря на положительный и продуктивный опыт использования ЭТрН, у грузополучателей и грузоотправителей есть определенные опасения. Совместно с независимыми экспертами — практикующими юристами Антоном Смородниковым и Дмитрием Хитровым — разберем их.

Авторы: Алиса Муратова, бизнес-аналитик Synerdocs

Антон Смородников, практикующий юрист в области грузоперевозок

Дмитрий Хитров, председатель правления некоммерческого партнерства «Электронный арбитраж»

В апреле 2018 года сервис обмена электронными документами Synerdocs выпустил на рынок бизнес-решение «Электронный документооборот в грузоперевозках» и провел ряд пилотных проектов по обмену электронной транспортной накладной (далее – ЭТрН). Решение уже оценили известные представители рынка – FM Logistic, GroozGo, Itella в России. Но несмотря на положительный и продуктивный опыт использования ЭТрН, у грузополучателей и грузоотправителей есть определенные опасения. Совместно с независимыми экспертами – практикующими юристами Антоном Смородниковым и Дмитрием Хитровым – попытаемся их развеять.

Мы должны акцептовать комментарии водителей

Порядок заполнения транспортной накладной определен разделом III Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства от 15.04.2011 года № 272).

Так, пунктом 26 данных Правил установлено, что перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в пункте 12 свои замечания и оговорки при приеме груза.

Мнение участников рынка грузоперевозок о том, что любые отметки водителя должны заверяться грузоотправителем (грузополучателем), неверно. Скорее всего, это заблуждение происходит из абзаца 3 п. 9 Правил, где прописано, что любые исправления в транспортной накладной заверяются подписями как грузоотправителя, так и перевозчика или их уполномоченными лицами. Но отметка в специально отведенной для этого графе — не исправление, поэтому ее заверять не нужно. Антон Смородников делится экспертным мнением по этому вопросу:

https://www.synerdocs.ru/img/woc_pic4.png

По поводу несовпадения мнений водителя и грузоотправителя относительно состояния упаковки груза при погрузке могу сказать следующее. Для отметок водителя отведена 12-ая графа транспортной накладной. Он пишет в ней всё, что считает нужным. Если он полагает, что коробка повреждена — он вправе сделать соответствующую отметку. Грузоотправитель не вправе чинить препятствия водителю при внесении отметок в транспортную накладную. Предположим, водитель ошибочно внесет отметку о том, что упаковка груза помята или замочена. Грузополучатель как лицо, заинтересованное получить товар, оприходовать и начать извлекать из его владения прибыль (продавать, использовать как средство производства и т. п.), увидит, что коробка повреждена несущественно и потребительские свойства товара сохранены. Таким образом, никаких конфликтов между грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком не возникнет.

В электронной транспортной накладной подпись фактического перевозчика обязательна

Верховный суд РФ в Постановлении Пленума от 26.06.2018 года № 26 закрепил понятия «договорный перевозчик» и «фактический перевозчик». Причем договорным перевозчиком является каждое лицо, которое приняло от своего клиента (не важно – отправителя, получателя или экспедитора) заказ на перевозку груза и обязалось выполнить доставку.

Заключая договор, клиент чаще всего поручает экспедитору доставить груз. Данное соглашение вступает в действие в тот момент, когда водитель принимает товар к перевозке. Заказчику не важно, как будет выполнена перевозка – своими или наемными машинами.

«Сделки не порождают обязательств у лиц, в них не участвующих. Поэтому указывать в ЭТрН некое лицо, которое фактически выполняет перевозку груза, будет излишним» - уверяет Антон Смородников.

К тому же фактического исполнителя не всегда просто установить. В идеале это тот, кто выдает путевые листы, но таковые бывают далеко не у каждого водителя. Считать перевозчиком собственника автомобиля тоже нельзя – он мог заключить договор аренды с третьим участником, а тот, в свою очередь, так же мог арендовать автомобиль у другого лица и так далее.

Электронную транспортную накладную нельзя представить в суд

Определение термина электронного документа содержится в Федеральном законе №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 года. Согласно закону электронный документ – документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Соответственно, электронная транспортная накладная — такой же равноценный документ, как и привычные нам уже электронные акты, накладные или обязательные счета-фактуры.

Электронный документ имеет одну отличительную особенность – электронную подпись. Именно при условии ее наличия электронный документ признается равнозначным аналогу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью (ст. 6 Федерального закона №63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.11 года).

Дмитрий Хитров, председатель правления некоммерческого партнерства «Электронный арбитраж», разработчик системы для осуществления коммерческого онлайн-правосудия в РФ делится своим мнением и примерами из опыта.

Применяемые правила использования электронной подписи не только упрощают и ускоряют обмен документами, но и не позволяют подписанту отказаться в одностороннем порядке от факта их подписания. Арбитражный суд Курской области в своем решении по делу А35-6257/2018 указал, что если документ подписан электронной подписью (а в указанном случае использовалась усиленная квалифицированная подпись), то такой документ в силу статьи 10 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» считается подписанным собственноручно, т. к. использование принадлежащего заявителю ключа электронной подписи недопустимо без его согласия.

Таким образом, электронная подпись служит для защиты документа от внесения изменений, исключения отказа от подписания недобросовестным контрагентом, а также позволяет идентифицировать владельца электронной подписи.

Когда именно документ был подписан и передан контрагенту, сможет подтвердить оператор передачи данных, именуемый оператором ЭДО счетов-фактур.

Дмитрий подтверждает, что работать с электронными документами в рамках судебных разбирательств можно и нужно.

В эпоху, когда информация в течение суток может измениться несколько раз, нужно успевать обмениваться ей настолько быстро, насколько это возможно. Корпоративный документооборот ежедневно генерирует электронные акты выполненных работ, счета-фактуры, счета и договоры, которые просто необходимо перевести в электронный вид.

В суд в качестве доказательств эти «документы нового формата» представляются именно в электронной форме – поэтому в решениях судов о таких доказательствах бывает написано: «предъявлены на обозрение суда на компьютере, переданы в суд на диске, флэш-карте». Все подписи на них будут являться электронными, а значит, по сути, сделанными «без права отречения», а документ будет полностью юридически значимым.

В Российских судах пока не так активно, но достаточно успешно в качестве доказательств в материалы дела приобщаются электронные документы, полученные в ходе обмена между контрагентами.

У судов появилась реальная возможность рассматривать электронные документы в качестве полноценных и неопровержимых письменных «улик», предъявляя их суду на электронных носителях. Увы, действующая система подачи электронных документов через сеть интернет пока не так совершенна, но часть документов через нее подать получается.

Судебная практика такова, что при предъявлении электронного документа к участию в деле привлекается и оператор связи, обеспечивающий передачу данных между контрагентами.

В новом формате, с 2019 года выносятся в «электронном» формате и судебные решения (опять же при наличии технической возможности).

Антон Смородников дополняет комментарий коллеги красноречивыми примерами из собственной юридической практики:

«Арбитражные суды тоже используют электронные подписи судебных актов все чаще, и речь идет не только об арбитражах Москвы, Московской области и г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Например, дела № А70-20645/2018 (АС Тюменской области), А65-39189/2018 (АС Республики Татарстан), А55-30184/2018 (АС Самарской области) — это те дела, которые я вел, по которым вынесено решение в электронном виде.

В суды общей юрисдикции также можно представлять документы, подписанные электронной подписью. Делается это на портале «Электронное правосудие». Там же выполняется вся процедура подачи иска в электронной форме».

Конечно, можно представить документы в суд и на бумажных носителях. Если говорить о ЭТрН, то ее достаточно распечатать из сервиса Synerdocs со штампами о подписании документа электронными подписями. Далее заверить печатью и подписью руководителя организации и представить по месту требования. Плюс есть возможность запросить у оператора заключение о том, что документ был передан через сервис обмена, которую клиенты Synerdocs успешно используют.

Что делать, если остановит инспектор ГИБДД?

На сегодняшний день нет правовых норм, которые бы регулировали представление электронных транспортных накладных сотрудникам ГИБДД. Под вопросом и техническая оснащенность самих проверяющих. Одно дело – представить документ на экране смартфона или планшета, а другое – проверить его оригинальность и подписи. Тем не менее, мы, эксперты сервиса обмена электронными документами Synerdocs, предлагаем водителям предъявлять инспектору бумажный экземпляр транспортной накладной, подписанный грузоотправителем и водителем.

Также часто компании опасаются перехода на электронный документооборот, считая, что сотрудники ГИБДД могут запросить бумажную товарную накладную или иные документы на груз. Что думают по этому поводу юристы?

Для простоты восприятия следует разграничить понятия «груз» и «товар» (товарно-материальные ценности). Под грузом понимается материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке. Товар – это продукт деятельности, предназначенный для продажи или обмена.

Перевозчик доставляет груз и водителю необходимо предъявить на него документы, поэтому сотрудник ГИБДД вправе требовать транспортную (товарно-транспортную) накладную. Запрос инспектора предоставить товарную накладную, счет-фактуру, универсальный передаточный документ и другие им подобные документы заведомо противоречит закону, так как приемку груза водитель производит именно по транспортной накладной.

Водители не смогут подписать электронный документ!

У возражения нет под собой никаких оснований. И опыт пилотных и текущих проектов по внедрению электронных транспортных накладных это только подтверждает. Водителям не сложно подписать документы, используя чат-бот в Viber и SMS. К тому же наши консультанты всегда готовы прийти им на помощь: выслать подробную инструкцию, провести обучающий вебинар, организовать техническую поддержку.

В доказательство того, что в работе с ЭТрН нет ничего фантастического, представляю вашему внимание видео с пилотного проекта в транспортной компании «ОБОЗ». Реальная перевозка, реальный водитель и самое настоящее подписание.

Надеюсь, я развеяла основные возражения по использованию электронных транспортных накладных и темных пятен в этой теме стало для вас еще меньше.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь