Наверх

Репетиция электронного оркестра: Чиновники готовы преодолеть цифровое неравенство регионов

Архив
Время чтения: 7 минут
0
Репетиция электронного оркестра: Чиновники готовы преодолеть цифровое неравенство регионов

В начале июля состоялся VI Тверской социально-экономический форум "Информационное общество". На нем присутствовал министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев.

Опубликовано в РГ

Артур Королев, Екатерина Власова

2 и 3 июля состоялся VI Тверской социально-экономический форум «Информационное общество».

Организаторами этого масштабного мероприятия стали Ассоциация менеджеров и Институт современного развития, попечительский совет которого возглавляет президент Дмитрий Медведев.

Форум проходит при поддержке администрации президента РФ и исполнительной власти Тверской области. В нем принимают участие более тысячи человек - предприниматели и бизнесмены, представители власти всех уровней, ведущие специалисты в сфере информационных технологий.

В первую очередь речь на форуме шла о национальном плане действий по реализации стратегии развития информационного общества в России, создании электронного правительства, использовании информационных технологий в системе здравоохранения, образования, соцзащиты и культурного наследия.

На дискуссионных площадках форума говорилось об отставании госструктур по уровню использования информационных технологий, информационном неравенстве регионов России, несинхронности работы федеральных и региональных структур по «оцифровыванию общества». Глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин подчеркнул: «Уже есть регионы, которые сделали ставку на применение информационных технологий в социально-экономической сфере и уже добились определенных результатов». Но, по его мнению, очень многое еще предстоит сделать. Как показывает анализ, разрыв между регионами по уровню применения новых технологий из года в год не сокращается, а растет. При этом две трети регионов даже не имеют комплексных планов информатизации.

Объемы государственного финансирования «цифровизации» отдельных отраслей бюджетной сферы регионов и муниципалитетов увеличиваются год от года. Но сами программы, по словам Нарышкина, «недостаточно скоординированы и подчас не увязаны с региональными планами». В этой связи нужен постоянный диалог между всеми участниками процесса.

Позицию Нарышкина полностью разделил и министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Он рассказал участникам форума о разработке долгосрочной программы «Информационное общество 2011-2018», которая придет на смену действующим Федеральным целевым программам «Электронная Россия» и «Электронное правительство» и в отличие от предыдущих будет содержать детальный план информатизации практически всех бюджетных отраслей - науки, образования, медицины. Программа должна быть представлена в правительство уже в ноябре этого года. Государство выделит на ее реализацию 152 миллиарда рублей.

Говоря о необходимости существовании такой программы, Щеголев заметил, что, хотя в России есть хорошие примеры разработки и использования высоких информационных технологий, «каждый в основном играет свою мелодию, и говорить о стройной работе всего оркестра пока не приходится. Информационного общества как живой системы пока не складывается». В качестве аргументов министр привел цифры: в плане информационного развития между различными регионами существует огромная разница - в среднем в три с половиной раза, «а по отдельным показателям между лидерами и аутсайдерами - в 64 раза».

Пока же министр Щеголев пообещал, что уже со следующего, 2010 года будут налажены электронный документооборот между правительственными структурами и оказание услуг населению через Интернет: «Со следующего года мы должны наладить внутри самих правительственных органов электронный документооборот, что ускорит сроки прохождения различных бюрократических процедур и снимет серьезные административные барьеры. С того же времени мы планируем перейти к оказанию государственных услуг в электронном виде». Переход на новую систему существенно облегчит жизнь не только чиновникам, но и простым гражданам. Министр уверен, что новый сервис создаст дополнительный комфорт для российских граждан, когда, «не выходя из дому, можно будет через Интернет или по телефону получить информацию о том, где оказываются те или иные услуги, каков график приема граждан, какие документы необходимо заполнить и как обойтись без очередей».

Советник президента Леонид Рейман отметил: информационные технологии - один из самых эффективных инструментов повышения открытости и доступности власти. Количество домашних компьютеров неуклонно растет, возможности людей расширяются, и информацию о вопросах, решаемых властью, можно и нужно вывешивать в Интернете. Такая открытость позволит эффективно снизить уровень коррупции в стране и решить целый ряд других важных задач.

На форуме выставлены стенды с результатами новейших исследований и достижениями ученых и специалистов. Есть что показать гостям и принимающей стороне - Тверской области. Сегодня регион реализует несколько пилотных проектов: «Социальные карты жителей Тверской области», «Создание мультисервисной сети», «Цифровое телевидение».

В рамках форума состоялось закрытое заседание президиума Совета при президенте Российской Федерации по развитию информационного общества, которое провел Сергей Нарышкин.

Из первых уст

Вячеслав Исайков

Российская газета: Игорь Олегович, каковы ваши общие впечатления о работе VI Тверского социально-экономического форума?

Игорь Щеголев: В Твери на берегу Волги уже много лет собираются специалисты, обсуждающие проблемы развития российских регионов. Тема сегодняшнего форума - развитие инфокоммуникационных технологий, построение информационного общества. Сейчас наступил тот момент развития технологий, который позволит перейти к новому качеству не только государственного управления и построения бизнес-процессов, но и к совершенно новому качеству отношений в рамках государства. Это отношения между отдельными государственными органами, между государством и гражданами или между государством и бизнесом, бизнесом и гражданами. Мы ведем речь о том, как максимально эффективно и целесообразно использовать наработки, которые есть в мировой практике, и, конечно же, те, которые уже созданы и внедрены в ряде регионов нашими российскими специалистами.

РГ: Вы предложили создать новую долгосрочную целевую программу «Информационное общество 2011-2018». Ее полноценная реализация возможна в условиях сокращения госрасходов?

Щеголев: Программа «Информационное общество 2011 - 2018» разрабатывается нами по поручению председателя правительства Владимира Путина, она станет развитием и продолжением ФЦП «Электронная Россия», потому что ее действие истекает в 2010 году. На Тверском форуме нами были представлены основные направления программы «Информационное общество 2011 - 2018» - это создание инфраструктуры «электронного правительства», развитие государственных автоматизированных информационных систем, ведомственных программ, информационное развитие регионов. Сроки у нас сжатые. До ноября нам надо тщательно спланировать работу и эффективно реализовать задуманное. То, что старт программы намечен на 2011 год, не повод сидеть сложа руки и дожидаться.

РГ: Тема внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни современного российского социума - наиболее обсуждаемая на форуме. Как кризисные явления могут скорректировать эти замыслы?

Щеголев: Пока, к сожалению, никакого информационного общества как живой системы нет. На межрегиональном уровне эта разобщенность выражается в том, что уровни информационного развития в регионах различаются в 3,5 раза, а по ряду конкретных показателей между передовиками и аутсайдерами и в 64 раза. Хотя часть регионов имеет развернутые системы, которые связывают воедино банки данных в части предоставления социальных льгот, пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования. Это позволяет и самим гражданам видеть и знать, какие льготы им положены и как наиболее быстрым способом они смогут получить эти услуги, а также и госорганам вести учет, скажем, поступления лекарств, спроса на них, и вовремя восполнять имеющиеся запасы, с тем чтобы не возникало дефицита. К примеру, по заказу министерства здравоохранения и социального развития сейчас готовится программа, которая предполагает построение такой системы в общенациональном масштабе.

РГ: Когда россияне смогут получать государственные услуги в электронном виде?

Щеголев: Со следующего года мы должны наладить внутри самих правительственных органов электронный документооборот. На наш взгляд, это ускорит сроки прохождения разных бюрократических процедур, снимет серьезные административные барьеры. С того же времени мы планируем перейти к оказанию государственных услуг в электронном виде. Это позволит нашим гражданам, не выходя из дома, пользуясь Интернетом или даже телефоном через центр обслуживания телефонных звонков, получать информацию о том, где оказываются какие-либо услуги, каков график приема граждан, какие документы нужно заполнить и как обойтись без очередей.

Источник: Российская газета, 3 июля 2009

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь