Наверх
Ежегодно увеличивается количество компаний, которые переходят на налоговый мониторинг (НМ). Это говорит о доверительном отношении бизнеса к регулятору. В 2025 году 744 организации перешли на удаленное взаимодействие с ФНС.

Архив для налогового мониторинга: какой выбрать в 2025 году

Ежегодно увеличивается количество компаний, которые переходят на налоговый мониторинг (НМ). Это говорит о доверительном отношении бизнеса к регулятору. В 2025 году 744 организации перешли на удаленное взаимодействие с ФНС.

Вступить в новый налоговый режим становится всё легче — суммовые критерии снижаются и отменяются для ряда компаний. Поэтому сегодня НМ доступен не только крупному, но и среднему бизнесу.

На что обращать внимание при выборе электронного архива

Прежде чем вступить в налоговый мониторинг, компании нужно проверить, готова ли ее информационная система к переходу. Вот что важно сделать:

  1. Настроить интеграцию с АИС «Налог-3». Определитесь как будете подключаться к системе: напрямую или через витрину данных.
  2. Подготовить электронный архив. С ним вы разгрузите учетную систему и расширите возможности СЭД. К тому же, он упрощает работу с документами.
  3. Защитить данные. Чтобы обмен информацией с ФНС был безопасным, используйте аппаратные средства криптозащиты (СКЗИ).

Важный момент: архив должен уметь размечать документы по справочнику СПВДОК. Это нужно для автоматизации запросов в рамках налогового мониторинга.

Рассмотрим, какая функциональность есть в архивах для налогового мониторинга в отечественных продуктах: 1С.Архив, Directum RX, ELMA365, Docsvision, Первая Форма.

Обзор функциональности электронных архивов для налогового мониторинга

Критерий
Возможности для хранения документов:
Интеграция с сервисами обмена 1С-ЭДО Контур.Диадок, СБИС, готовый модуль интеграции с операторами ЭДО Корус Сфера-Курьер, Контур.Диадок, ДокРобот Контур.Диадок, СБИС, Такском, готовый модуль интеграции с операторами ЭДО Корус Сфера-Курьер, Контур.Диадок, СБИС, Такском, ДокРобот
Интеграция с учетными системами
Хранение оригиналов электронных документов
Хранение скан-копий бумажных документов
Хранение документов с обеспечением юридической значимости
Настраиваемые фильтры для поиска документов
Атрибутивный поиск
Полнотекстовый поиск
Контроль полноты архива
Разграничение прав доступа для пользователей
Массовая выгрузка документов
Контроль сроков хранения и уничтожения документов
Связывание документов в комплект по хозяйственной операции
Интуитивно понятный интерфейс
ИИ-обработка первичных документов для наполнения архива Встроенные интеллектуальные сервисы Интеграция с ELMA AI и OCR системами
Сравнение версий документов с помощью искусственного интеллекта
Инструменты low/no-code для самостоятельного развития системы
Возможности для налогового мониторинга:
Интеграция с витринами данных 1С:Налоговый мониторинг и ГНИВЦ: Налоговый мониторинг VK Tax Complince, витрина данных от Kept, T1 Easy Tax ELMA Налоговый мониторинг Витрина данных от RAMAX Контур. Налоговый мониторинг
Присвоение кодов с видом документа по справочнику СПВДОК
Настройка с помощью no-code инструментов
Настройка прав доступа для инспектора ФНС

Электронный архив для первичных документов — это не просто инструмент для налогового контроля. Он помогает бизнесу работать быстрее и безопаснее. Его преимущества:

  • все документы в одном месте: и электронные, и отсканированные;
  • быстрый поиск и удобная работа с первичкой;
  • меньше времени на ответы по запросу от проверяющих;
  • защита данных: доступ только у тех, кому это нужно;
  • юридическая сила документов сохраняется, их нельзя изменить;
  • контроль за наличием всех необходимых документов;
  • меньше ошибок в отчетах.

С таким архивом работа с документами становится проще, а риски — ниже.