Ежегодно увеличивается количество компаний, которые переходят на налоговый мониторинг (НМ). Это говорит о доверительном отношении бизнеса к регулятору. В 2025 году 744 организации перешли на удаленное взаимодействие с ФНС.
Вступить в новый налоговый режим становится всё легче — суммовые критерии снижаются и отменяются для ряда компаний. Поэтому сегодня НМ доступен не только крупному, но и среднему бизнесу.
На что обращать внимание при выборе электронного архива
Прежде чем вступить в налоговый мониторинг, компании нужно проверить, готова ли ее информационная система к переходу. Вот что важно сделать:
- Настроить интеграцию с АИС «Налог-3». Определитесь как будете подключаться к системе: напрямую или через витрину данных.
- Подготовить электронный архив. С ним вы разгрузите учетную систему и расширите возможности СЭД. К тому же, он упрощает работу с документами.
- Защитить данные. Чтобы обмен информацией с ФНС был безопасным, используйте аппаратные средства криптозащиты (СКЗИ).
Важный момент: архив должен уметь размечать документы по справочнику СПВДОК. Это нужно для автоматизации запросов в рамках налогового мониторинга.
Рассмотрим, какая функциональность есть в архивах для налогового мониторинга в отечественных продуктах: 1С.Архив, Directum RX, ELMA365, Docsvision, Первая Форма.
Обзор функциональности электронных архивов для налогового мониторинга
Критерий | ![]() |
||||
Возможности для хранения документов: | |||||
---|---|---|---|---|---|
Интеграция с сервисами обмена | 1С-ЭДО | Контур.Диадок, СБИС, готовый модуль интеграции с операторами ЭДО | Корус Сфера-Курьер, Контур.Диадок, ДокРобот | Контур.Диадок, СБИС, Такском, готовый модуль интеграции с операторами ЭДО | Корус Сфера-Курьер, Контур.Диадок, СБИС, Такском, ДокРобот |
Интеграция с учетными системами | |||||
Хранение оригиналов электронных документов | |||||
Хранение скан-копий бумажных документов | |||||
Хранение документов с обеспечением юридической значимости | |||||
Настраиваемые фильтры для поиска документов | |||||
Атрибутивный поиск | — | ||||
Полнотекстовый поиск | — | — | — | ||
Контроль полноты архива | — | — | — | ||
Разграничение прав доступа для пользователей | |||||
Массовая выгрузка документов | — | — | — | ||
Контроль сроков хранения и уничтожения документов | — | — | |||
Связывание документов в комплект по хозяйственной операции | — | — | |||
Интуитивно понятный интерфейс | — | ||||
ИИ-обработка первичных документов для наполнения архива | — | Встроенные интеллектуальные сервисы | Интеграция с ELMA AI и OCR системами | — | — |
Сравнение версий документов с помощью искусственного интеллекта | — | — | — | ||
Инструменты low/no-code для самостоятельного развития системы | — | — | |||
Возможности для налогового мониторинга: | |||||
Интеграция с витринами данных | 1С:Налоговый мониторинг и ГНИВЦ: Налоговый мониторинг | VK Tax Complince, витрина данных от Kept, T1 Easy Tax | ELMA Налоговый мониторинг | Витрина данных от RAMAX | Контур. Налоговый мониторинг |
Присвоение кодов с видом документа по справочнику СПВДОК | Настройка с помощью no-code инструментов | — | |||
Настройка прав доступа для инспектора ФНС |
Электронный архив для первичных документов — это не просто инструмент для налогового контроля. Он помогает бизнесу работать быстрее и безопаснее. Его преимущества:
- все документы в одном месте: и электронные, и отсканированные;
- быстрый поиск и удобная работа с первичкой;
- меньше времени на ответы по запросу от проверяющих;
- защита данных: доступ только у тех, кому это нужно;
- юридическая сила документов сохраняется, их нельзя изменить;
- контроль за наличием всех необходимых документов;
- меньше ошибок в отчетах.
С таким архивом работа с документами становится проще, а риски — ниже.