Наверх

Что дает банкам искусственный интеллект: обработка запросов от регулирующих органов

Время чтения: 5 минут
0
Что дает банкам искусственный интеллект: обработка запросов от регулирующих органов

Искусственный интеллект (ИИ) широко используется в банковской сфере: AI-технологии помогают оценивать благонадежность заёмщиков, отвечают на вопросы клиентов в чат-ботах. Кроме того, интеллектуальные решения применяют для обработки запросов от регулирующих органов. В этой статье рассмотрим, в чем именно заключается задача ИИ, и как с его помощью банки экономят миллионы рублей в год.

В чем сложность обработки запросов от регуляторов

Каждый день банки получают обращения от организаций и регулирующих органов: налоговой, МВД, службы судебных приставов, арбитражных управляющих, нотариусов. Входящие документы поступают в бумажном или цифровом виде по разным каналам: по почте, через систему межведомственного электронного взаимодействия или ТКС (СБИС, Контур и других). В самих обращениях тоже нет единообразия: это могут быть извещения, запросы, требования, исполнительные документы, постановления суда.

Сложность обработки таких документов связана, с одной стороны, с их неформализованным видом, с другой — со спецификой финансовой сферы:

  • строгие сроки представления ответов в регулирующие органы. Например, на некоторые требования из налоговой банки должны отвечать в течение 5-10 рабочих дней. За нарушением сроков может последовать штраф или проверка со стороны Центробанка;
  • многообразие источников и баз, в которых приходится вручную искать информацию;
  • большая нагрузка на персонал банка, которая вместе с монотонной работой может привести к случайным ошибкам.

Снизить перечисленные риски можно с помощью интеллектуальных систем, таких как Directum Ario One, которые берут на себя обработку запросов, в том числе распознавание реквизитов и данных по клиенту. Остановимся подробнее на экономической эффективности таких решений.

Как банку сэкономить на обработке требований ИФНС

Чтобы обрабатывать вручную хотя бы по 300 запросов в день, банк тратит почти 4 млн рублей в год. Откуда берется такая сумма?

Обработка одного запроса занимает около 10 минут. Сюда входит поиск клиента из требования ФНС, подготовка перечня видов документов и определение периода, за который они запрашиваются. Далее сотрудник должен занести реквизиты требования в информационную систему банка.

Получается, что за 8-часовой рабочий день сотрудник может взять на себя чуть больше 40 запросов. 7 специалистов могут справиться с объемом 300 обращений в сутки. При средней заработной плате 35 000 рублей в месяц расходы на обработку входящих документов составляют более 4 млн рублей ежегодно.

Эта сумма может снизиться до 600 000 руб. (оплата труда одного специалиста), если обработку требований передать интеллектуальной системе и тем самым снизить нагрузку на персонал.

Важное замечание: ИИ не должен полностью исключать человека из описанных процессов. Задача «умного» сервиса — автоматизировать рутинные задачи, которые отнимают дорогостоящее рабочее время квалифицированного сотрудника. Кроме того, 100% точности распознавания данных в документах можно добиться только в том случае, если при спорных моментах к обработке будет подключаться специалист.

Экономия до 2 млн руб. на обработке запросов ФССП

Федеральная служба судебных приставов создает банкам большой поток обращений — требований по списанию денежных средств или запросов о наличии расчетного счета. Банк обязан выполнять постановления ФССП в установленные сроки, поэтому скорость и точность обработки запросов имеет решающее значение.

Чтобы, например, выполнить постановление о списании суммы со счета клиента банка, специалист должен найти в системе нужный расчетный счет и вручную занести реквизиты, которые относятся к исполнительному производству. Разумеется, здесь нельзя ошибиться ни в одном знаке, поэтому работа хотя и кажется простой, но требует максимальной концентрации и внимания.

Вместо человека те же операции может выполнять ИИ:

  • считывать со скан-образа постановления, извлекать реквизиты;
  • сверять ИНН, УИН, расчетный счет;
  • передавать в банковскую систему данные по операции.

Специалисту останется только проверить нужные параметры и провести операцию. Без участия ИИ на обработку 200 ежедневных постановлений, по 10 минут на каждое, потребовалось бы рабочее время 5 сотрудников. Поэтому связка «1 специалист + интеллектуальная обработка документов» сэкономила бы банку от 2 млн руб.

Потребительское кредитование в РФ растет высокими темпами, соответственно, увеличивается объем просроченных задолженностей и количество запросов от судебных приставов. Внедрение ИИ-решений для обработки обращений позволит справиться с растущими объемами без увеличения штата.

Чем еще полезен ИИ в банковской сфере?

С помощью интеллектуальных сервисов можно обрабатывать и другие многочисленные обращения в банки:

  • запросы от МВД;
  • запросы финансовых управляющих по банкротству;
  • документы от физических и юридических лиц для открытия счета.

AI-технологии также можно использовать для сравнения версий договоров, проверки их на риски, умного поиска документов. Квалифицированные специалисты в освободившееся время успеют выполнить больше сложных и нестандартных задач.

Иллюстрация: psm7.com

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь