Наверх

Цифровые сделки – насколько это полезно? Ответ эксперта

Время чтения: 3 минуты
3
Цифровые сделки – насколько это полезно? Ответ эксперта

Бизнес и граждане смогут заключать соглашения, контракты и договоры исключительно в электронном виде. Во всяком случае на это нацелены российские законодатели. Будет ли работа по-новому эффективной и безопасной, рассказывает Татьяна Жигалова.

Бизнес и граждане смогут заключать соглашения, контракты и договоры исключительно в электронном виде. Во всяком случае на это нацелены российские законодатели. Будет ли работа по-новому эффективной и безопасной, рассказывает Татьяна Жигалова.

 

Вопрос читателя ECM-Journal:

– За последнее время в России разработали сразу несколько нормативно-правовых актов, которые переводят отношения компаний и граждан в цифровую плоскость. Стартуют эксперименты Минтруда по кадровому электронному документообороту и идентификации и аутентификации потребителей и продавцов.

Интересует мнение эксперта об эффективности нововведений. Удобно ли заключать сделки в цифре? Будет ли доступным функционал на Госуслугах для бизнеса? И будут ли ошибки в идентификации пользователя?

Отвечает Татьяна Жигалова, бизнес-аналитик Synerdocs:

– Эксперименты действительно интересные. Законодатель хочет обезопасить электронные сделки и для этого предлагает использовать государственную платформу для идентификации и аутентификации пользователей (ЕСИА).

На Госуслугах уже хранится актуальная информация о гражданине и изменения по ней – смена паспорта, водительского удостоверения и т.д. Также сейчас хотят создать единый регистр населения, который наверняка будет интегрирован с ЕСИА и поддерживать информацию в актуальном виде.

Пока известно, что в эксперименте по взаимодействию граждан с агрегаторами товаров и услуг примут ЦИАН и Авито. Но уже сейчас ясно, что цифровых сделок станет однозначно больше, так как потребителям не нужно будет тратить время на оформление документов. Выполнить все необходимые действия можно прямо из дома.

Пандемия ясно указала на места, где сейчас имеются законодательные пробелы. И вопросы, связанные с работой в их числе. Трудовой кодекс устарел, в нём нет актуальной информации об электронных документах и нахождении сотрудников вне офиса. Исключение составляет дистанционная работа, но она по закону должна иметь постоянный характер и работнику необходима квалифицированная электронная подпись.

А что делать, если объявили недельные каникулы, но бизнесу необходимо продолжать работать? Как в короткие сроки перевести всех сотрудников на удалёнку или принять нового сотрудника? И как обмениваться с ними документами, если курьерские службы и почта закрыты? Такие ситуации возможны не только в период коронавируса. И хорошо, что это начали учитывать на государственном уровне.

В целом есть положительная тенденция: законодатели стремятся сделать электронный документооборот популярным. Именно поэтому госорганы готовы предоставить доступ к ЕСИА и платформе «Работа в России».

Да, наверняка появятся сложности и ошибки в идентификации пользователей и безопасности данных, но сейчас об этом говорить пока нет смысла.

Будет ли ЕСИА доступен для представителей бизнеса и нужно ли вообще использовать государственный портал для таких задач – важные вопросы. Но думаю, скоро потребность станет очевидной для власти, и тогда компании смогут беспрепятственно пользоваться Госуслугами для своих нужд.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 3

Именно поэтому госорганы готовы предоставить гарантии безопасности для граждан, в том числе с использованием ЕСИА и платформ «Работа в России».

Поясните, пожалуйста, что имеется в виду при упоминании "гарантии безопасности для граждан"? И при чем тут ЕСИА, к которой можно подключиться из любого незащищенного устройства, зная лишь пароль?

Да, наверняка появятся сложности и ошибки в идентификации пользователей и безопасности данных, но сейчас об этом говорить пока нет смысла. Механизмы и инструменты новые. Для того и проводятся эксперименты, чтобы выявить белые пятна и закрасить их.

Механизмы и инструменты не новые, для их реализации, для начала, нужны на всех узлах сертифицированные средства защиты и устройства/криптоключи. Странно рассчитывать, что без этого получится что-то, соответствующее требованиям по защите информации.  

Спасибо за комментарии! Скорректировали некоторые формулировки.

Будет ли ЕСИА доступен для представителей бизнеса и нужно ли вообще использовать государственный портал для таких задач – важные вопросы. Но думаю, скоро потребность станет очевидной для власти, и тогда компании смогут беспрепятственно пользоваться Госуслугами для своих нужд.

Для чего это бизнесу? Для чего это гражданам? Кто хочет взаимодействовать в сфере B2C давно это делают, gosuslugi и ЕСИА (с подключением из любого незащищенного устройства по паролю) им не нужны: если документооборот конфиденциальный с персональными данными, то используются средства защиты информации и защищенные системы электронного документооборота (gosuslugi и ЕСИА тут никак не помогут - там нет ни того, ни другого); если обычный и без ПДн, то вполне достаточно иметь на сайте защищенный банковский инструмент с конклюдентным акцептом по факту оплаты.

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь