Наверх

Игорь Беляк, Directum: Что ИИ-скептики могут противопоставить работающему инструменту?

Время чтения: 9 минут
0
Игорь Беляк, Directum: Что ИИ-скептики могут противопоставить работающему инструменту?

Искусственный интеллект стал технологией года: о нем говорят во власти, в бизнес-среде и на «каждой кухне». Не произойдет ли после взлета резкое падение интереса, не окажутся ли ИИ-технологии «мыльным пузырем»? И даже если польза от них есть, не вмешаются ли другие факторы — дефицит оборудования, санкции, нехватка специалистов? Об этом рассказал Игорь Беляк, директор направления по искусственному интеллекту компании Directum.

Что сейчас происходит в сфере искусственного интеллекта в России?

Игорь Беляк: Самая хайповая технология, которая дошла до массового потребителя, — это генеративный искусственный интеллект. Я бы хотел в нашем разговоре сосредоточиться именно на его развитии, применении и связанных проблемах.

Для российского бизнеса одна из сложностей — это сам выбор большой языковой модели, именно так называются программы, умеющие создавать текстовый контент. Применять облачные ChatGPT, GigaCHAT и YaChat средние и крупные компании не хотят из соображений безопасности. А модели, которые можно развернуть локально — LLaMA, Mistral и другие, не всегда корректно работают на русском языке. Они обучены на англоязычных документах и базах знаний, приходится либо делать запросы на английском и получать на нем же ответ, либо дообучать их. Хотя в ближайшем будущем, в перспективе полугода, должны появиться новые обученные на русском языке модели.

Вторая проблема, о которой многие говорят, — это нехватка «железа». Дефицит есть, впрочем, как и во всем мире. Ждём, что решится вопрос с параллельным импортом — о нем говорил Максут Шадаев, министр цифрового развития России.

Если говорить в целом, то наша страна несколько отстает по количеству разработок, научных исследований и объемам финансирования области ИИ. Это подтверждает отчет АНО «Цифровая экономика». И все-таки положительная динамика есть как на уровне государства, так и на уровне коммерческих компаний.

А что насчет конкуренции в сфере ИИ среди вендоров СЭД/ECM и BPM? Она есть?

Игорь Беляк: Среди крупных вендоров есть как те, кто еще присматривается к «умным» технологиям, так и те, кто уже далеко продвинулся в этой работе. Некоторые решения на российском рынке могут составить конкуренцию нашему набору интеллектуальных сервисов Directum Ario One. Но если говорить про систему Directum RX Intelligence, то она уникальна, так как у нее ИИ встроен «под капот» и пронизывает множество процессов. Плюс скоро появятся функции на основе генеративного интеллекта — в этом плане система станет передовым продуктом.

Искусственный интеллект в бухгалтерии:
выдумка или реальность
Мы очень быстро «вскочили в поезд» применения больших языковых моделей: в России есть лишь пример интеграции с ChatGPT, но команда Directum изначально не рассматривала этот вариант. Для защиты корпоративного контента наших клиентов мы решили заняться обучением локальных моделей, которые будем разворачивать внутри контура компаний.

Ещё из интересного: ожидаю, что в ближайшие месяцы случится бум небольших интеллектуальных программ. Появится много стартапов с узкой функциональностью, скажем, которые будут хорошо делать саммаризацию или выводы из документов. Считать их конкурентами в полной мере нельзя, так как в крупных компаниях отдельный сервис нежизнеспособен. ИИ должен быть неотъемлемой частью корпоративной системы и встраиваться в процесс так, чтобы пользователь не мог пройти мимо, в любом случае применил его. Поэтому такие стартапы для нас — скорее источник идей и информации о рынке.

Расскажите, какие именно функции будут выполнять нейросети в Directum RX? Какие работы в этом направлении ведет ваша компания?

Игорь Беляк: Мы отобрали 8 кейсов, среди них: саммаризация текстов, генерация исходящего письма, ответного письма, служебной записки, формирование поручений, анализ юридических документов, проверка договоров на риски, использование личного помощника. До конца 2023 года большинство из них будут встроены в Directum RX Intelligence, затем стартуют пилотные проекты внедрения.

Также наша команда смотрит в сторону создания адаптеров к большим языковым моделям. Это такая технология дообучения нейросети, которая фокусирует ее умения на той или иной функции. На подготовку адаптера не требуется огромного количества вычислительных ресурсов, но благодаря ему ИИ станет гораздо лучше выполнять конкретную задачу. Например, будет отвечать на входящие письма, используя стиль и правила отдельной компании. Это нетрудоемкая и вполне реализуемая задача. По задумке адаптеры можно будет менять на лету, в итоге организация сможет использовать модель с тюнингом под себя.

«В конечном итоге, не интеллект будет встроен в бизнес-процессы — он сам станет основой процесса»

Вы сказали, что у вас уже есть кейсы. Вы презентовали их клиентам?

Игорь Беляк: Конечно. Им очень интересно. Сначала некоторые относятся с недоверием, но очень скоро начинают сами предлагать варианты использования ИИ, основываясь на «болях» в своей компании. Собственно, потому наша команда и решила начать с восьми кейсов и затем расширить этот список.

Скептики встречаются очень часто. И их первый аргумент — что это не совсем искусственный интеллект. В ответ нам есть на что сослаться — в России существует ГОСТ «Системы искусственного интеллекта. Классификация систем искусственного интеллекта», где четко прописано определение. Да и что сомневающиеся могут противопоставить работающему инструменту? Как бы он ни назывался, хоть искусственный интеллект, хоть нет — нейросети решают конкретные задачи. С этим сложно спорить.

Каким вы видите дальнейшее развитие систем со встроенным генеративным ИИ?

Игорь Беляк: Уверен, что изменится способ взаимодействия с информационной системой. Возможно, интерфейс будет выглядеть как диалоговое окно, исчезнут такие понятия, как карточка документа, справочники и аналогичные сущности. Пользователь сможет писать или говорить в свободной форме: «Скажи Ивановой подготовить документ к совещанию». Иванова получит задание в чате, дополненное контекстом: информацию о теме, времени, месте, участниках совещания. Плюс нейросеть сама сгенерирует проект документа, который останется только проверить. Сотрудникам будет легче освоить ПО: не придется разбираться с функциями, искать кнопки, вместо этого просто давать команды: «Напиши», «Отправь», «Распечатай», «Сконвертируй», «Выполни».

Ещё пример: компания выводит новый продукт на рынок, для этого руководителю нужна информация, проведено ли исследование конкурентов. Не погружаться в детали, не читать техническую документацию, только узнать: да или нет, и если да, то получить список конкурентов. Человек задает этот вопрос, а интеллектуальная система отвечает исходя из информации в корпоративных документах: «Нет, есть только планы». Руководитель пишет: «Провести исследование конкурентов», а нейросеть сама формирует задачу для ответственной команды, состав которой она возьмет из контекста — документа по проекту.

В конечном итоге, не интеллект будет глубоко встроен в бизнес-процессы — он сам станет основой процесса.

Игорь Беляк

Директор направления по искусственному интеллекту компании Directum

«Самая хайповая технология, которая дошла до массового потребителя, — это генеративный искусственный интеллект»

То есть вы уверены, что ИИ-технологии действительно полезны? Не пропадет ли к ним интерес?

Игорь Беляк: Интерес пропадет к баловству: писать запросы в чат, получать забавные ответы. А там, где искусственный интеллект работает и уже сейчас приносит ощутимую пользу, он не перестанет быть востребованным. Металлургия, наверное, никогда не откажется от применения ИИ, потому что «умные» решения позволяют предприятиям из этой ниши экономить миллиарды рублей.

Илья Петухов (Directum): «Встроенные интеллектуальные инструменты включаются в работу с документами на всех этапах» У нас есть три компании — из нефтедобывающей, энергетической и авиастроительной сфер — с которыми мы скоро запустим пилотные проекты — внедрим новые функции на основе генеративного ИИ. В каждом из этих предприятий очень много документов и процессов: согласования, служебные записки, большой объем исходящих и входящих писем. Нейросеть поможет упростить эти процессы.

С такими же проблемами сталкиваются госсектор и банки. И хочу напомнить, что сейчас организации из сфер транспорта, здравоохранения, сельского хозяйства и промышленности должны использовать российские решения на основе ИИ, чтобы получать субсидии. Поэтому им тоже интересны продукты Directum, входящие в Реестр российского ПО с ИИ.

До сих пор неизвестно, где границы применения нейросетей в бизнесе. Технологии очень быстро развиваются, появляются новые подходы, выдвигаются и тестируются смелые гипотезы. Интерес к искусственному интеллекту уже не угаснет.

Источник: CNews

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь