Как выбрать систему для управления сайтом
Обновление корпоративного сайта одним сотрудником неэффективно: много времени уходит на согласование. Рациональнее обновлять сайт несколькими сотрудниками посредством CMS (Content Management System). Как выбрать оптимальную CMS рассказывает данная статья.
Максим Прокопенко
Схему, при которой обновлениями корпоративного сайта ведает один сотрудник компании, можно считать несостоятельной: на согласования и последующее распределение обязанностей уходит столько времени, что информация становится не актуальной, и «лицо» компании в мировой сети затягивает паутиной. Наиболее рациональный подход – делегирование прав на обновление сайта нескольким сотрудникам компании. Технически реализовать это позволяют системы управления контентом сайта – CMS (Content Management System). О том, как их выбирать, мы и расскажем в этой статье.
Платные, бесплатные и «свои»
Выбор CMS весьма разнообразен, но, тем не менее, компании нередко разрабатывают свою систему. Такое решение едва ли можно назвать рациональным. Пожалуй, оно подходит только для проектов с действительно уникальным функционалом, которых на самом деле гораздо меньше, чем может показаться на первый взгляд. Обычно любой сложный функционал можно заменить или реализовать несколькими стандартными и распространенными, поэтому привычными для пользователя, что, несомненно, положительно скажется на юзабилити (удобство использования, эргономика сайта с точки зрения пользователя) сайта. К тому же подобная разработка сразу повлечет различные трудности. Например, доработкой такой системы может заниматься только программист ее разработавший, другие, сторонние разработчики не смогут этого сделать, не затратив больших усилий на то, чтобы разобраться в чужом программном коде. Это значительно усложнит развитие системы. Хотя есть и плюс – развернуть сайт проще и быстрее, именно используя «свое» решение. Трудности начнутся потом, когда придется обновлять сайт, вносить новый функционал и тем более делегировать права на обновление сайта сотрудникам. Подобная же ситуация сложится в случае использования системы, разработанной сторонней компанией, но закрытой для других разработчиков или их отсутствия по любой другой причине. Например, такие «авторские» системы предлагают множество вебдизайнерских студий и интернет-агентств. Воспользовавшись их услугами, вы обрекаете себя на сотрудничество по технической поддержке только с ними, а такое отсутствие конкуренции может негативно сказаться на качестве. Поэтому для корпоративного сайта лучше остановится на уже готовой платной или бесплатной CMS, поддержку которой осуществляет несколько компаний. Бесплатных CMS, кстати, достаточно много, и по функционалу они не отстают от платных. Но не все так просто. Так как же выбрать наиболее подходящую систему?
Критерии, по которым стоит выбирать CMS
Количество компаний, осуществляющих техническую поддержку.
Чем их больше, тем выше между ними конкуренция, а, стало быть, тем это лучше для нас – потребителей.
Качество этих компаний.
Желательно, чтобы техподдержку осуществляли компании (лучше крупные и известные), а не фрилансеры, что неудобно по многим причинам. К тому же хорошо, когда существует какая-либо градация по квалификации – сертифицированный партнер, золотой, платиновый и т.д.
Функциональность.
Современная CMS, не прибегая к программированию, должна позволять:
● редактировать контент страниц, включая добавление/ удаление графики;
● добавлять новые страницы;
● изменять структуру сайта и различные метаданные (то есть контент, который описывает контент для автоматического считывания другими веб-страницами);
● настраивать регистрационные формы;
● управлять опросами, голосованиями и форумами;
● вести статистику посещений;
● распределять права по управлению сайтом среди пользователей.
К функционалу, который реализуют немногие CMS, можно отнести:
● систему утверждения материалов для публикации (документооборот);
● проведение рассылок;
● возможность задавать URL-страницы, легко читаемые поисковыми роботами и понятные посетителям;
● интеграция с CRM-системами;
● управление дизайном.
Расширяемость.
Если вам понадобится функционал, которого нет, то желательно, чтобы система позволяла расширить возможности добавлением своих модулей. В некоторых системах для этого существует API (интерфейс прикладной программы), некоторые распространяются в исходном коде, но есть и такие, в которых нет ни того, ни другого.
Обновляемость.
Немаловажным преимуществом готовых CMS над «своими» является именно обновляемость. Мало того, что таким образом можно получить функционал, самостоятельно его не разрабатывая, но к тому же это позволит подсказать способ решения различных новых задач. Например, можно долго решать, как чтобы она была неутомительной, но давала достаточно информации и к тому же была защищена от регистраций ботами (программа-робот, специально созданная для выполнения каких либо действий в интернете, например, регистраций) – проблема, появившаяся сравнительно недавно. Скорее всего, изначально решение этой проблемы не было предусмотрено, но со временем разработчики CMS, обладая большей информацией и опытом в этом вопросе, предложат решение, которое, возможно, не было бы придумано вами (поля в форме регистрации будут появляться или скрываться в зависимости от действий посетителя, тем самым он не будет видеть тех полей, которые ему заполнять не надо, что уменьшит число отказавшихся от регистрации, а защиту от ботов можно реализовать, введя поле, в котором пользователь должен ввести код, сгенерированный системой). Такое решение включат в систему, и после обновления оно будет доступно вам. Также надо учитывать, чтобы расширение функциональности системы, т.е. написания модулей, не повлекло за собой ошибки в системе после обновления.
Безопасность.
После функциональности это, пожалуй, второй по важности критерий. Надо учитывать как надежность системы со стороны внешних атак, так и от неосторожных действий пользователей системы.
Настраиваемость.
Настраиваемость, или гибкость системы, определяется трудоемкостью и необходимой квалификацией сотрудников для адаптации системы под свои требования – дизайн, структура, правовая политика и др.
Стоимость.
При оценки стоимости надо учитывать также, сколько сайтов можно сделать на одной копии системы, какова стоимость техподдержки и последующих обновлений.
Технические требования.
Необходимо, чтобы система не требовала специфических настроек хостинга, которые может предоставить очень ограниченное число хостинг-провайдеров. Очень важный критерий – потребность в ресурсах системы, ее «жадность» к месту на диске, процессорной частоте и оперативной памяти. Если первое не особо важно, и при этом его не составляет особого труда узнать, то вторые два критерия, наоборот, крайне важны, и найти достоверные сведения о них довольно трудно.
Документация, справочная литература, дружелюбность.
Во многом успех использования той или иной системы зависит от того, насколько легко в ней будет разобраться пользователям. Отчасти это определяется наличием или отсутствием документации, справочной и учебной литературы и, конечно же, необходимым уровнем их технической квалификации.
Сравним...
Бесплатные CMS
Таковых много, но хотелось бы выделить, по-моему мнению, самые достойные:
● Mambo/Joomla n Xoops;
● PHP-Nuke;
● TYPO3;
● Zope CMS.
Если хотите начать знакомство с бесплатными CMS, то я бы рекомендовал начать с них.
Преимущества бесплатных CMS:
● Очень большое количество компаний, а особенно фрилансеров, занимающихся разработкой и оказывающих техническую поддержку.
● Достаточно высокая функциональность. Если вы используете «свою» CMS и никогда не видели бесплатных аналогов, ознакомьтесь с первыми двумя в моем списке, думаю, их функционал вас удивит.
● Неограниченные возможности по расширяемости. К тому же существует много бесплатных дополнений и модулей.
● Обычно базовая версия системы достаточно надежна.
● Нетребовательны к хостингу.
● Бесплатны.
Недостатки бесплатных CMS:
● Отсутствие официальной техподдержки.
● Техподдержку преимущественно осуществляют фрилансеры, нет градации по квалификации. Поэтому, если выбираете бесплатную CMS, будьте готовы к долгому и болезненному поиску фрилансера, предоставляющего свои услуги на достойном уровне, и последующим проблемам с бухгалтерией.
● Функциональность несколько хуже, чем у платных систем. Во всяком случае, бесплатных систем, где была бы реализована система утверждения материалов для публикации (документооборот), я не встречал.
● Расширяемость высокая, но часто после внесения каких-либо изменений в систему корректно обновлять ее будет невозможно.
● Как и многие популярные проекты с открытым исходным кодом, базовые версии CMS очень надежны, но на практике их функционал необходимо расширять дополнительными модулями, код которых тоже открыт и может быть доступен злоумышленнику, а вот разработчиков, проверивших его на безопасность, недостаточно. Поэтому в целом бесплатная CMS с дополненным функционалом, скорее всего, будет менее надежная, чем платная система. Усугубляется это еще тем, что бесплатные системы очень уязвимы к неосторожным действиям пользователей.
● Для настройки системы пользователь должен обладать достаточной техквалификацией – знание html, основ программирования и работы с БД. Все-таки бесплатные системы созданы программистами для программистов, за счет этого они и развиваются.
● Как редкое исключение, можно найти бесплатную систему с хоть какой-нибудь документацией, не говоря уже об инструкциях пользователя и разработчика.
Платные CMS
По многим оценкам лидерами рынка CMS корпоративного уровня являются:
● NetCat;
● Bitrix;
● Saitistika;
● Q-Publishing.
Преимущества платных CMS:
● Официальная техподдержка. Таким образом, почти наверняка вы не останетесь с системой один на один.
● Достаточно много компаний, осуществляющих техподдержку, нередко существует целая партнерская сеть.
● Техподдержку обычно предоставляют организации, с которыми проще работать, чем с фрилансерами. Существует градация партнеров.
● Функциональность в среднем выше, чем у бесплатных систем. Есть системы, позволяющие согласовывать и утверждать изменения на сайте.
● Расширяемость у разных систем реализована по-разному. Кто-то распространяет систему в исходном коде и снабжает его подробной документацией разработчика, кто-то нет. В целом расширяемость, наверное, несколько ниже, чем у бесплатных систем.
● Безопасность платных систем выше, при этом некоторые имеют подтверждающие это сертификаты.
● Хорошая обновляемость, которая не будет нарушена расширением функционала, если, конечно, при этом были соблюдены требования разработчиков системы.
● Настраиваемость обычно значительно выше, чем у бесплатных, и при этом не требуется высокой технической квалификации.
● Отличная документация – руководство пользователя, разработчика и т.д. и т.п. Для некоторых систем проводится обучение клиентов использованию системы.
Недостатки платных CMS:
● Иногда более требовательные к хостингу, чем бесплатные системы. Сведения о ресурсопотреблении труднодоступны.
● Система платная. И обычно очень недешевая.
Встречаем победителя!
Так что же выбрать? Какой фундамент заложить для светлого интернет-будущего? На мой взгляд, для корпоративного сайта – это платная CMS. Не стоит прибегать к бесплатной системе и уж тем более разрабатывать свою. Причем, я бы рекомендовал не экономить, так как впоследствии это может дорого обойтись. Желательно выбрать систему, предоставляющую большие возможности, чем необходимы в настоящее время, так как аппетит, как известно, приходит во время еды. Для некорпоративных ресурсов я бы рекомендовал воспользоваться бесплатной CMS, ну или хотя бы ознакомиться с ними, потому что, как сказано выше, скорее всего, их функционал приятно удивит. Какую же конкретно систему стоит выбрать? На этот вопрос ответа я не дам. Выбор, как всегда, за вами!
Источник: Кейс № 6
Комментарии 0