Наверх

Концепция изменилась: как ФНС будет развивать ЭДО в стране?

Время чтения: 7 минут
0
Концепция изменилась: как ФНС будет развивать ЭДО в стране?

25 декабря 2020 года президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию утвердил концепцию развития электронного документооборота. Каковы предпосылки её возникновения, что она в себя включает? И с какими изменениями предстоит столкнуться бизнесу?

25 декабря 2020 года президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию утвердил концепцию развития электронного документооборота. Каковы предпосылки её возникновения, что она в себя включает? И с какими изменениями предстоит столкнуться бизнесу?

Откуда ноги растут?

Опыт развития ЭДО в мире показывает, что основой массового внедрения электронных документов являются администрирование НДС и использование электронных счетов-фактур. Благодаря этим мерам государственные органы улучшают качество контроля налоговых сборов.

По данным ФНС, в 2019 году в хозяйственный документооборот в Российской Федерации были вовлечены 3,7 млн юридических лиц и 4 млн индивидуальных предпринимателей. Суммарные затраты компаний на создание, обработку и хранение бумажных документов по приблизительным оценкам ежегодно превышают 6 млрд человекочасов. Общие расходы, связанные с бумажными документами, равняются примерно 3,5 трлн рублей, что составляет 3,4% от ВВП страны за 2018 год.

Цифры, бесспорно, впечатляющие. Однако проникновение электронных документов в хозяйственную деятельность составляет всего 2-3% от числа всех документов, представляемых в ФНС. При этом большинство из них – счета-фактуры (УПД, УКД). В интересах регулятора – значительно повысить показатели использования электронной документации и расширить её виды.

Что хотят изменить

1.   Увеличить число утверждённых форматов электронных документов. Первыми в список подлежащих оцифровке вошли:

  • договор с контрагентом и приравненные к нему документы (например, заказ-наряд, заявка на участие в торгах), оферта, акцепт;
  • акт сверки взаимных расчётов;
  • транспортная и расходная накладные;
  • ценовая спецификация;
  • заказ и его подтверждение;
  • счёт на оплату;
  • документы, оформляемые при возврате товара;
  • претензия;
  • КС-2;
  • КС-3.

2.     Использовать электронную подпись (далее – ЭП) и применять электронные доверенности. Текущая практика показывает, что на рынке высок процент лиц, не осведомлённых о видах ЭП. Это препятствует массовому использованию электронных документов. Также есть ряд причин, связанных с видами электронной подписи, ежегодным перевыпуском, отсутствием единых подходов к визуализации ЭП. К тому же отсутствуют единые принципы её проверки.

Проект изменений в 63-ФЗ, пункты которого уже частично приняты, предполагает решить вышеуказанные сложности, а также снизить издержки бизнеса, связанные с выпуском ЭП, хранением и обеспечением однозначной идентификации вне зависимости от вида используемой подписи. Положение позволит отказаться от приобретения сертифицированных средств криптографической защиты информации и лицензий к ним для установки на стационарные рабочие станции, а также откроет другие, не менее значимые возможности.

3.     Создать единые технологические правила обмена документами. Единственным нормативно- правовым актом, регламентирующим обмен счетами-фактурами, является приказ Минфина России №174н от 10.11.2015. Однако он не устанавливает требования к обмену иными документами, например, транспортными. С этой целью предполагается разработать различные схемы представления первичных документов в контролирующие органы. Рассматривается вариант обмена документами без участия третьего лица – оператора ЭДО.

4.     Хранить электронные документы и в последующем представлять их с подтверждением юридической значимости. В рамках этой задачи планируется разработать единые требования по хранению документов. В том числе обеспечить доступность электронного документа в течение всего срока нахождения в архивах, наличие в нём метки доверенного времени, подтверждение юридической значимости даже после истечения срока действия сертификатов ЭП. Кроме того, предполагается подготовить требования к порядку передачи документов для хранения в Росархив и др.

5.     Установить требования к обмену электронными документами определённого типа между хозяйствующими субъектами. Эту задача планируют решать поэтапно, с учетом поддержки участников рынка, готовых обмениваться электронными документами – посредством предварительной публикации форматов, технологической поддержки, предоставлению переходного периода для тех, кто решил подключиться к ЭДО.

6.     Установить взаимодействие с контролирующими органами и органами исполнительной власти. Предполагается выделить две категории взаимодействия:

а) регулярное представление отчётных документов или документов, необходимых для ведения деятельности (например, получение лицензии);

б) направление документов в ответ на запрос органа исполнительной власти (например, контрольные мероприятия).

7.     Перевести в электронный вид внутренние документы компании. Регулятор пересмотрит перечень документов, обязательных для хранения, а также сроки, виды документов, которые обязательно должны храниться в бумажном виде. Предполагается разработать единые подходы и правила к ведению архива электронных документов, в том числе финансовых.

8.     Направлять (получать) документы контрагентам, находящимся в юрисдикции иного государства. Концепция гласит о разделении барьеров, которые мешают развитию международного ЭДО, на три основных типа: правовой, технический, организационный. Преодоление этих препятствий позволит использовать доверенную третью сторону (ДТС) для проверки ЭП (что на текущий момент является проблемой), предоставлять данные регулятору, и конечно, обмениваться документами с иностранными партнёрами.

Какие результаты хотят получить

Реализация концепции, по мнению законодателей, позволит:

  • До конца 2024 года перевести в электронную форму 95% выставляемых счетов-фактур*.
  • Также до конца 2024 года перевести в электронную форму 70% формируемых хозяйствующими субъектами транспортных и товарных накладных*.
  • Увеличить общее количество документов, направляемых хозяйствующими субъектами друг другу в сервисе ЭДО, не менее чем на 20% в год, начиная с 2022 года.
  • Снизить количество истребуемых бумажных документов в рамках мероприятий налогового контроля не менее чем на 10% в год, начиная с 2023 года.

_____________________

* за исключением документов, для которых предусмотрен иной порядок обмена в связи с их отнесением к государственной тайне.

Что будет дальше

Можно сделать один однозначный вывод: ФНС активно разрабатывает условия для повсеместного использования ЭДО. Вероятно, это связано также с концепцией налогового мониторинга, которая подразумевает удалённое взаимодействие с налогоплательщиками в рамках проверок и позволяет получать прямой доступ налоговым органам к системам участников мониторинга. Вполне возможно, что с той же целью разрабатываются и требования к операторам ЭДО.

Полагаю, что стандартизация требований позволит откинуть один из ключевых факторов, по которым не развивался ЭДО – роуминг, и очистит рынок от «карманных» операторов, ведь получить все необходимые лицензии, указанные в проекте – дело довольно затратное.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь