Обмен электронными документами с контрагентами
Время чтения: 1,5 часа
Кому полезен раздел: бухгалтерам, специалистам, руководителям, которые обмениваются большим объёмом документов с контрагентами, поставщиками или удалёнными сотрудниками, а также представляют отчётность в ФНС.
Что «внутри»: полезная теория и практические кейсы о том, как устроен внутренний и внешний электронный документооборот (ЭДО).
1. Внутренний и внешний документооборот.
В чём разница?
Документы, которые не выходят за пределы компании, относятся к внутренним. Без них не может существовать ни одна организация. Благодаря внутреннему ЭДО информация циркулирует между подразделениями и сотрудниками, обеспечивая коммуникацию. Обычно для цифровизации таких процессов используют ECM-системы.
К внутренним документам относят:
Допустим, на вашем предприятии документы уже оформляются в цифровом виде. Следующий шаг — отказаться от бумаги во взаимодействии с контрагентами, то есть с клиентами, партнёрами, поставщиками, ФНС и прочими государственными структурами.
Какие документы для обмена с контрагентами используются:
2. Что к внешнему ЭДО относится
Весь внешний электронный документооборот можно разделить на две группы — взаимодействие между организациями и между бизнесом с госорганами.
бизнес–бизнес
- документооборот с контрагентами (электронная первичка,
счета-фактуры, договоры и другие документы); - дистанционное банковское обслуживание;
- коммерческие электронные торговые площадки.
бизнес–государство
- электронная отчётность в госорганы;
- представление электронных документов по требованию в ФНС;
- единая информационная система госзакупок;
- взаимодействие с судами, Роскомнадзором, Росимуществом.
В первую очередь сегодня используется обмен первичной бухгалтерской документацией. В рамках Федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» государство планирует обеспечить условия для проведения большинства сделок в электронном виде к 2024 году. Усилить вовлечение бизнеса в ЭДО позволит и налоговый мониторинг, который постепенно заменит собой выездные и камеральные проверки.
Наиболее распространенные документы — счета-фактуры, накладные ТОРГ-12, акты приёмки-сдачи работ — разрешается не оформлять в бумаге уже с 2012 года. Ежегодно эта «армия» пополняется «новобранцами» — транспортные накладные, акты о расхождениях теперь тоже можно оформлять «в цифре». Важное требование: бизнесу нужна электронная подпись для документов.
3. Какой внешний электронный документооборот у вас в организации?
По уровню цифровизации организации делятся на несколько категорий. А к какой относитесь вы?
1. Нет ЭДО совсем
Сомнений нет — чем больше в компании документов и рутиннее процессы по их обработке, тем заметнее будет эффект от внедрения. Поэтому переход на ЭДО в таких организациях начинают с автоматизации работы с первичкой и массовыми договорами. Различные нетиповые договоры, письма и допсоглашения уже менее приоритетны.
Ну а после того, как внутри компании ЭДО заработает как часы, утрясутся вопросы легитимного хранения электронных документов, можно подумать и об освоении внешнего
2. Есть электронный внутренний документооборот, но с контрагентами работаете на бумаге
Переход организации на внутренний ЭДО, организация архива электронных документов зависят от корпоративных требований и от мнения и желания высшего руководства идти навстречу новым технологиям. А вот запуск проекта межкорпоративного документооборота выходит за рамки предприятия, так как непосредственно влияет на взаимоотношения с контрагентами
Хорошо, если вы можете диктовать деловым партнёрам свои условия и склонять на безбумажный формат работы. Но чаще всего контрагентов приходится убеждать в переходе. В любом случае начните c ключевых поставщиков и покупателей, с которыми идёт бóльший трафик документов, а потом подключите остальных.
3. Все процессы и документы ведутся в цифровом виде
Полностью безбумажное взаимодействие с контрагентами говорит о том, что в организации есть и успешно реализуется стратегия цифровой трансформации.
4. Кейсы компаний, успешно внедривших межкорпоративный документооборот
- до 9000 документов ежемесячно создаются и обрабатываются в цифровом виде;
- из них 5000 — это распоряжения на отгрузку;
- в 120 раз сократилось количество бумаги за три года.
- 3 часа в день освободилось у бухгалтеров;
- 90 % полнота извлечения данных из счетов на оплату;
- на 95 % верная классификация реквизитов в документах.
- объём трафика — 55 000 документов в год;
- 220 комплектов документов в день обрабатывает искусственный интеллект;
- электронная подпись документов: 80 % договоров с поставщиками подписываются КЭП.
- 119 дней в году экономии за счет исключения дублирования процессов;
- на 55 % сократилось время подготовки внутренних отчетов;
- 100 000 документов в год выгружается для аудиторских и налоговых запросов;
- 5 систем интегрировано в сквозном процессе.
5. Пять поводов, чтобы перейти на обмен электронными документами
- Если до 80 % от общего объёма документов составляют финансово-учётные, это огромный потенциал для цифровизации.
- Для развития любого бизнеса важно оптимизировать процессы работы с документами — от создания и хранения до поиска документов и представления в госорганы.
- Электронное взаимодействие с контрагентами поддерживается на законодательном уровне.
- Часто отказ от бумаг в работе — это требование контрагентов. Если его учесть, это сделает деловые отношения только крепче.
- Изменения всегда приносят экономический эффект.
6. Топ выгод внутреннего и внешнего ЭДО
Во-первых, вы начинаете экономить на канцелярских расходах и доставке бумаг. Юридически значимый обмен электронными документами в 99 % случаев дешевле, чем работа по-старому.
Во-вторых, ЭДО улучшает бухучет, снижает количество кассовых разрывов и ускоряет оплату от контрагентов. Ну и в-третьих, хранение и поиск документов в электронном виде упрощает жизнь, особенно если на пороге стоит налоговая с проверкой.
Полный список выгод:
-
снижается стоимость процессов:
- согласования и подписания документов внутри организации;
- занесения информации из входящей первички в учётную систему;
- сокращаются прямые издержки на печать документов, их хранение и уничтожение;
- уменьшаются прямые издержки на доставку контрагентам;
- повышается скорость проведения оплаты по сделке с поставщиками;
- снижаются трудозатраты на согласование документов;
- обеспечивается быстрый доступ к информации по интересующим сделкам.
Экономическая эффективность перехода на электронный документооборот с контрагентами
- до проекта
- после проекта
А есть ли подвох? Всем ли компаниям нужны изменения? Зачем электронный документ, ЭЦП, система обмена? На самом деле ЭДО не выгоден только в одном случае — если бизнесу не нужна прозрачность процессов и движения финансовых средств. Проще говоря, бумаги легче подделать.
7. Если что-то остаётся на бумаге. Что делать?
Переход на цифровое взаимодействие — процесс постепенный. Именно поэтому во многих компаниях сейчас используют смешанный документооборот, когда с частью документации работают уже в электронном виде, а другая остаётся в бумажном. Но даже в этом случае бóльшую часть работы можно перевести в «цифровую зону»:
Интеграция с архивом электронных документов, ECM и учётной системой позволяет всем сотрудникам работать с электронными документами, оставив бумажные только для хранения.
8. Интеллект решает: как сделать межкорпоративный документооборот ещё «умнее»?
Интеллектуальные сервисы могут оказать неоценимую помощь при работе с электронными документами. Какую?
-
Обмен первичными учётными документами с захватом последних из различных источников — со сканера, почты или сервиса обмена:
распознавание и распределение входящих учётных документов;
проверка на наличие обязательных реквизитов и корректность указанных сумм;
сопоставление номенклатур покупателя и поставщика, автоматическое сравнение с заказом, спецификациями;
определение счетов и статей затрат.
Обработка входящей корреспонденции — по видам и журналам регистрации. Извлечение данных из содержания, автоматическое заполнение регистрационных карточек в системе.
евангелист AI-направления Directum
«Описанные выше кейсы актуальны для любых первичных документов — товарных накладных, УПД, актов выполненных работ. Современные системы электронного документооборота, подключенные к сервисам обмена, при использовании интеллектуальных решений способны обеспечить автоматизированную обработку входящей первички практически без участия человека — с момента её получения и до выполнения проводки и передачи в финансовый архив электронных документов".