Наверх

Есть ли ЭДО после цифровой трансформации?

Время чтения: 4 минуты
1
Есть ли ЭДО после цифровой трансформации?

Если цифровая трансформация будет и дальше развиваться такими темпами, будут ли в будущем вытеснены сервисы ЭДО? Если да, то что придет им на смену?

У понятий цифровизация и цифровая трансформация множество определений. Каждый из нас вкладывает свое видение в эти слова. В своих рассуждениях я буду отталкиваться от определения Gartner IT Glossary:

«Цифровизация – это использование цифровых технологий для изменения бизнес-модели и создания новых источников дохода и возможностей создания добавленной стоимости; это процесс перехода к цифровому бизнесу».

Контент – важная составляющая нового тренда. От качества и скорости его обработки прямо или косвенно зависят прибыль или убытки современных компаний. Важно, в каком виде хранится информация, каким образом и в какой форме она передается от одного участника другому. Если в ранее контент был на бумаге, то в цифровом настоящем он обретает электронную форму. А что насчет формата?

Структурируем настоящее

Большинство компаний уже ведут учет и обработку данных в информационных системах. Это повышает эффективность управления и ускоряет рутинные операции. Каким образом информация попадает в систему? Ручной ввод уходит в прошлое, на первый план в секторе B2B и B2G выходит обмен электронными документами в структурированном виде. Такая информация понятна машине и обрабатывается автоматически. С помощью интеграционных решений она транслируется из сервисов обмена в информационные системы. Процесс занимает секунды.  Это одна из причин, почему субъекты экономической деятельности пользуются услугами операторов ЭДО, провайдеров EDI и других похожих сервисов.

Можно настроить и прямой обмен структурированной информацией между хостами, но тогда с каждым контрагентом придется договариваться о форматах и протоколах передачи. Каждый участник будет тянуть одеяло на себя, ведь он уже разработал свой механизм, который нужно окупать или, как минимум, не тратиться вновь на разработку очередного коннектора для обмена данными. В этом случае сервисы ЭДО приводят партнеров к единству и предлагают общий инструмент.

Но это еще не цифровизация. Это лишь один из инструментов цифровой трансформации.

Развиваем процессы

Вы научились работать с цифровыми данными и обмениваться ими. Теперь пора улучшать процессы и вкладывать ресурсы в другие направления. Структурированный контент позволяет исключить человека из цепочки обмена. Машина получает информацию, самостоятельно ее обрабатывает и «принимает решения» в соответствии с заданным алгоритмом.

В ритейле известны случаи, когда робот самостоятельно формирует заказы, исходя из истории продаж отдельных видов товаров, и даже предлагает расширить или сократить количество торговых точек для реализации этой продукции.

Для развития процессов, алгоритмов, самообучения обычно применяется именно структурированная информация, которой сегодня обменивается большинство предприятий. Если данные – это кровь бизнеса, то ЭДО – его цифровая сердечно-сосудистая система.

Неопределенное будущее

Сложилось ощущение, что скоро цифровая трансформация переведет весь обмен информацией в какой-нибудь XML или JSON-формат. Однако волна цифровизации вынесла на берег такой продукт, как DIRECTUM Ario, трансформирующий бумажные документы в данные информационной системы. Похожие решения давно есть на рынке. Раньше это были гибкие формы, когда пользователь задавал области и правила распознавания. Сейчас решения обрабатывают любую информацию, в том числе неструктурированную, например письма, акты. Обработка машиной неформализованных деловых бумаг стала реальностью и возникает вопрос о целесообразности работы со структурированной информацией. Зачем создавать и читать XML-файлы? Будет проще создать привычный бумажный или PDF документ, а искусственный интеллект потом разберется, как с ним поступить. Тем более до сих пор не все процессы переведены в электронный вид.

Приходит на память MenuetOS – операционная система, полностью написанная на ассемблере. При всех возможностях, таких как встроенная видеографика, собственная файловая система, она нетребовательна к аппаратному обеспечению и умещается на 3-дюймовой дискете. Однако мы используем MacOS, Linux и Win просто потому, что выгоднее потратиться на мощное железо и регулярно получать новые программные продукты, чем ждать релизов годами и оплачивать услуги немногих разработчиков, способных программировать на ассемблере. Потребление побеждает эффективную архитектуру.

Так же и бизнесу в будущем может оказаться проще приобрести Ario, чем настраивать коннекторы с многочисленными сервисами обмена. А вы как считаете, будут ли в будущем вытеснены сервисы ЭДО?

Источник: Synerdocs.ru

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 1

Очень понравилась мысль про «потребление побеждает эффективную архитектуру». Я бы расширил ее следующим образом: потребление предъявляет требования, которые одной только эффективной архитектурой не покрыть (это если говорить об архитектуре в том смысле этого слова, который вкладывает в него автор).

Действительно, мы сейчас активно пересматриваем самые основы деятельности человека на предприятии,

  1. Видение «станок/человек должен быть загружен работой на 100%», как единственный показатель эффективности, стало не только устаревшим, но даже вредным и опасным для здоровья бизнеса.
  2. Максимальная эффективность внутренних элементов системы не гарантирует максимальную эффективность системы в целом. Максимальная загрузка фондов предприятия не гарантирует максимизации прибыли. Максимизация прибыли предприятия не гарантирует лидерство в отрасли и безоблачное будущее.

Если говорить о будущем двух направлений развития, то мысли такие.

По стороне структурированной информации. Информационными объектами для взаимодействия предприятий являются (это уже обсуждалось и здесь, на портале, и интенсивно обсуждается в интернете) не документы, а такие «атомы», как запись в справочнике, реквизит, сумма, атрибут, таблица, поисковый запрос и т.д.

  1. Здесь имеет место синергия, то есть ускорение процессов, улучшение качества, повышение эффективности деятельности человека.  
  2. Но по сути, эти улучшения есть только количественные, без революций и прорывов. Эмерджентности, системного эффекта тут практически нет.

По стороне неструктурированной информации. Принципиальная возможность обработки данных в их «первозданной» сложности и многообразии - это уже серьезный подрывной потенциал.

И как раз здесь возможна эмерджентность: когда при освоении инструментов ИИ, мы столкнемся с возникновением совершенно новых принципов ... принципов чего?

  1. Построения пользовательских интерфейсов;
  2. Порядка работы;
  3. Организации данных;
  4. Коммуникации;
  5. Или мы пересмотрим самую роль живого человека в технологических и информационных процессах будущего, оставив за ним только целеполагание, созерцание и истолкование.

Какое направление возобладает или каким будет их невероятное сочетание покажут время и наши усилия.

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь