Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах
ИТ-директору Делопроизводителю Кадровику Бухгалтеру
Государство и электронный документооборот

Централизованная бухгалтерия: что это такое и чем она занимается

  4 комментариев Добавить в закладки

Госструктуры, бюджетные организации в регионах и городах – на всех уровнях власти создаются централизованные бухгалтерии. Как они работают и насколько схожи с коммерческими общими центрами обслуживания, читайте далее.

Почему создают централизованные бухгалтерии

Централизованная бухгалтерия одновременно ведёт бухгалтерский и налоговый учёт сразу нескольких организаций. Чаще всего это ведомства и учреждения регионального, муниципального значения. Объединённая бухгалтерия также занимается их статистической отчётностью, документооборотом и делопроизводством. Конечно, с соблюдением всех норм российского законодательства.

Примеры: централизованная бухгалтерия района, централизованная бухгалтерия учреждений образования, централизованная бухгалтерия области и т.д.

Для чего органы власти решают централизовать бухгалтерию:

  • растёт достоверность учёта: меньше совершается ошибок, в том числе в документах;
  • применяются единые технологии и методологии;
  • ниже налоговые риски;
  • ускоряются все виды отчётности: бухгалтерская, налоговая, управленческая;
  • нужно гораздо меньше персонала – экономия в фонде оплаты труда;
  • сокращаются расходы на учёт в целом.

Функции централизованных бухгалтерий

Главная цель создания такой организации – оптимизировать работу бухгалтерий, которые находятся в составе бюджетных учреждений и ведомств. Благодаря объединению их функции выполняются слаженно и в едином месте. Так, в централизованную бухгалтерию переходят следующие задачи:

  • налоговый и бухгалтерский учёт, хозяйственные операции и их отражение в бухгалтерских регистрах;
  • своевременное и правильное оформление первичных учётных документов, мониторинг легитимности проводимых операций в подшефных организациях;
  • надзор за наличием и движением товарно-материальных ценностей, имущества и других ресурсов;
  • оперативные расчёты с юридическими и физическими лицами;
  • обязательная отчётность в налоговые органы, внебюджетные фонды и другие структуры;
  • анализ экономической и финансовой деятельности организаций.

Передача полномочий централизованной бухгалтерии регламентируется требованиями Бюджетного кодекса. Вместе с тем на неё возлагается ответственность за нарушения в ведении учёта или отчётности каждой подшефной организации.

Работа самой централизованной бухгалтерии строится на локальных нормативно-правовых актах. Деятельность регламентируют распоряжения и приказы руководителя, коллективный договор, правила трудового порядка и различные положения о премировании.

 

Общий центр обслуживания, или Аналог в бизнес-структурах

Коммерческие организации тоже стремятся централизовать бухгалтерию. Об этом говорит статистика, всё чаще в России появляются общие центры обслуживания (ОЦО) — отдельные сервисные организации, которые ведут бухгалтерию нескольких подразделений или филиалов одной крупной компании.

Модель взаимодействия со стороны напоминает аутсорсинг. Но это не совсем так, потому что часто главный офис компании полностью контролирует деятельность ОЦО. В случае с аутсорсингом такое невозможно.

Как и централизованная бухгалтерия, ОЦО решает две ключевые проблемы:

  • противоречия в действиях специалистов на местах, разные методологии ведения учёта, отчётности и других операций;
  • высокие финансовые расходы на деятельность разрозненных бухгалтерий в филиалах и подразделениях.

Благодаря ОЦО в холдингах повышаются качество и прозрачность учёта, формируются единые принципы работы. Становится меньше ошибок в документах и фактов искажения данных, выше контроль за хозяйственными операциями и движениями средств.

Выстроить максимально эффективное взаимодействие с централизованной бухгалтерией – одна из важнейших задач в бизнесе. Без цифровизации представить такую модель очень сложно. Именно поэтому компании охотно используют для этого специализированное ПО.

Читайте также:

 

 

 

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (4)
Ирина Леонтьева 27 июля 2020 г. 18:07  
растёт достоверность учёта: меньше совершается ошибок, в том числе в документах;

Поясните пожалуйста, на чем базируется данное утверждение? Работать будет такой же человек, от ошибки никто не застрахован, только транслироваться она будет уже на ряд предприятий/ведомств, а не на одно юр.лицо. Или предполагается более серьезный квалификационный отбор или постоянное обучение сотрудников? Или планируется контроль за действиями сотрудников?

 

Именно поэтому компании охотно используют для этого специализированное ПО.

Расскажите пожалуйста, какой класс систем имеется ввиду.

 

Спасибо за статью!

Юлия Орлова 29 июля 2020 г. 17:28  

Спасибо автору за статью.

Интересно было бы также почитать о централизованных службах управления персоналом, особенно в части кадрового делопроизводства. На мой взгляд, с учетом введения ЭТК этот вопрос как никогда актуален. Применяется ли такой формат ведения кадрового делопроизводства на практике? Какие функции берет на себя централизованная служба, а какие остаются за отделом кадров на местах? Какое программное обеспечение используют для организации работы? 

 

Координатор ECM-Journal 04 августа 2020 г. 12:27  
Поясните пожалуйста, на чем базируется данное утверждение?

Ирина, скорее речь про то, что отследить человеческие ошибки можно сразу - есть автоматические инструменты контроля. 

Расскажите пожалуйста, какой класс систем имеется ввиду.

От ECM до BPM. Подробнее о системах мы писали в этом обзоре.

Координатор ECM-Journal 04 августа 2020 г. 12:29  
Интересно было бы также почитать о централизованных службах управления персоналом

Юлия, хорошая тема! Спасибо, обязательно напишем такой материал.

Сейчас обсуждают
Больше комментариев