Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Государство и электронный документооборот

Электронные ПТС: стартуем или буксуем?

  4 комментариев Добавить в закладки

В начале октября будет подписано постановление Правительства РФ о введении электронных паспортов технических средств в России. Об этом в эксклюзивном интервью ECM-Journal сообщил представитель федерального администратора ЭПТС. Что изменится после долгожданного перехода на новый формат? И кому он на самом деле нужен? Подробности – ниже. 

Электронные ПТС

 

Обещанное и три года

История перехода на электронные ПТС началась в сентябре 2015-го. Именно тогда коллегия Евразийской экономической комиссии подписала решение «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

С одной стороны, перевод ПТС на электронный формат казался очевидным и неминуемым. Были «железные» причины: Россия входит в состав комиссии (и ЕАЭС в целом), решение принято для всех государств союза и даже прописаны четкие инструкции. Но с другой стороны, процесс все же затянулся. Для тех, кто не следил за новостями: дату перехода на ЭПТС уже во второй раз перенесли на год. Новым днем «икс» теперь является 1 июля 2018-го.

Дату перехода на ЭПТС уже во второй раз перенесли на год. Новым днем «икс» теперь является 1 июля 2018-го.

«По какой причине затянулся переходный период? Из-за разной степени готовности государств-членов ЕАЭС к применению электронных ПТС на национальном уровне, – поясняет представитель компании-администратора ЭПТС АО «Электронный паспорт» Петр Евсеев. – Россия в момент решения о продлении сроков показала наивысшие показатели».

По его словам, России пока остается ждать других членов союза – Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию. Хотя и мы еще не готовы на 100%. Есть пункты в плане перехода на ЭПТС, без которых стартовать нельзя. В их числе, например, подписание Постановления Правительства «О введении в РФ электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства». Как сообщил Петр Евсеев, долгожданное событие произойдет уже совсем скоро - в первых числах октября.

Судя по проекту постановления, каждому ЭПТС будет присвоен уникальный номер, состоящий из 15 символов. Так, первый по порядку означает вид паспорта (транспортное средство, шасси, самоходные машины). Далее – символы, указывающие на государство, в котором был выдан документ. Потом в цифровом значении прописываются основание для выдачи паспорта (изготовление нового, ввоз в страну, обмен бумажного на электронный), порядковый номер и контрольное число.

Стоп-факторы: очевидные и невероятные

«Если говорить в целом, то на пути к замене бумажных ПТС на электронные сейчас нет серьезных препятствий. Мы считаем, что сроки больше переносить не будут – работать по-новому начнем 1 июля следующего года», - отмечает представитель АО «Электронный паспорт».  

Менее оптимистично настроен директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. В беседе с ECM-Journal он пояснил, что гарантировать своевременный переход на ЭПТС еще рано – для начала нужно разобраться с тормозящими факторами.

«Да, сделки и правоотношения с объектами, подлежащими государственной регистрации (недвижимость и автомобили), рано или поздно перейдут в электронный вид. Это логично, - рассуждает эксперт. – Но, в отличие от квартир, машину покупают и продают гораздо чаще. И таких данных, соответственно, в разы больше. То есть нагрузка на используемую информационную систему будет внушительной. Готовы ли мы с технической точки зрения?». 

К тому же, по мнению Михаила Якимова, автомобиль в сравнении с квартирой представляет собой источник повышенной опасности для человека. Соответственно, к системе учета данных о регистрации таких объектов должны предъявляться максимальные требования безопасности. «Любая утечка информации, фальсификация или взлом системы могут отразиться на здоровье или жизни покупателя авто», - рассуждает он.

А что если кто-то взломает систему и перепишет ПТС?

Опасений по поводу защиты системы электронных ПТС в интернете уже предостаточно. Хотя автовладельцы озадачены не столько своим здоровьем, сколько финансовым вопросом. Их волнует: вдруг кто-то взломает систему и перепишет «пэ-тэ-эс» моего автомобиля на себя?

«Опасения автовладельцев по этому поводу являются надуманными, - считает аналитик Synerdocs, автор статей о внешнем ЭДО Алиса Муратова. - Судя по практике, если на федеральном уровне принимают решение о переводе документов в электронный вид, то вопросы защиты персональных данных прорабатываются должным образом. Вспомните, как в свое время реагировали на нововведения пользователи сервисов ЭДО? Многие не доверяли ни электронным счетам-фактурам, ни операторам. Время показало - зря». 

Судя по практике, если на федеральном уровне принимают решение о переводе документов в электронный вид, то вопросы защиты персональных данных прорабатываются должным образом.

Так или иначе, Минпромторг РФ не раз заявляло, что к системе электронных паспортов предъявляются такие же требования безопасности, как и к любой другой, хранящей персональные данные. В этой связи уровень защиты информации, а также надежность процедуры сертификации ожидаются максимальными.

Задача с плюсом

Пока система электронных ПТС находится в стадии тестирования. Данными работами АО «Электронный паспорт» занимается с октября прошлого года. При этом Минпромторг России уточняет: реальное начало применения ЭПТС будет определено датами включения в процесс конкретных автопроизводителей и государственных органов, которые используют данные документы в своей работе.

Нововведения не отразятся на покупателях новых авто: если производитель не начал вовремя выдавать электронные паспорта, то он продолжит выдавать бумажные. В свою очередь покупатель сам решает, обменять ПТС на новый за 600 рублей или нет. Обратиться с такой просьбой можно будет в коммерческие структуры (в какие именно – пока неизвестно). 

Однако если вы потеряете бумажный документ или он придет в негодность, вам придется получить электронный. В этом плане переход на новый формат - только плюс, считают эксперты. 

Если вы потеряете бумажный документ или он придет в негодность, вам придется получить электронный.

«Потеря бумажного ПТС влечет за собой негативные последствия, в том числе фальсификацию. К тому же, восстановление документа сегодня проходит долго: сбор необходимых документов, очереди в ГИБДД, повторная оплата госпошлины, - перечисляет Алиса Муратова. – В ситуации с ЭПТС этой проблемы не будет – потерять его невозможно».

Есть преимущества у нового формата и в ситуации с вторичным рынком автопродаж. После 1 июля 2018-го каждый собственник сможет войти в Систему электронных паспортов, в которой будет храниться полная история каждого транспортного средства. Причем полей в новом виде документа станет гораздо больше, чем это мог себе позволить бумажный формат. Покупая поддержанный автомобиль, вы сможете ознакомиться с информацией об ограничениях и обременениях, страховании и страховых случаях, о ДТП, ремонте и прохождении ТО.

После 1 июля 2018-го каждый собственник сможет войти в Систему электронных паспортов, в которой будет храниться полная история каждого транспортного средства.

Дело индивидуальное

«К нововведениям, которые вводит государство, можно относиться по-разному. Лично я, зная о ситуации с тахографами, «Платоном» и прочими обременяющими водителей налогами, смотрю на такие законодательные изменения с большим скептицизмом, – делится мнением Алиса Муратова. – Однако введение электронных ПТС, на мой взгляд, является положительной инициативой. Каждая из сторон, участвующих в процессе перехода, получит свою выгоду».

С плюсами для покупателя и владельца авто все понятно (о них мы рассказали выше). Но какую пользу извлекает для себя государство? Тем более, что за выпуск паспорта теперь в казну будет поступать 600 рублей, сейчас за бумажный аналог плата составляет 800.  

Дело в том, что государство впервые получит возможность систематизации разрозненных данных. По каждому техническому средству есть свыше 100 параметров, которые система наконец-то будет хранить в одном месте. Владельцам авто, конечно, информацию планируют выдавать по запросу и порциями, в рамках выписки из паспорта. Но тем не менее, эксперты уверены: само создание единой базы данных о технических средствах для России – уже прорыв.

Создание единой базы данных о технических средствах для России – уже прорыв.

 

Источник: Эксклюзивно для ECM-Journal

Похожие записи
Комментарии (4)
Вадим Майшев 02 октября 2017 г. 09:46  
Судя по практике, если на федеральном уровне принимают решение о переводе документов в электронный вид, то вопросы защиты персональных данных прорабатываются должным образом. Вспомните, как в свое время реагировали на нововведения пользователи сервисов ЭДО? Многие не доверяли ни электронным счетам-фактурам, ни операторам. Время показало - зря

:-) Электронные счета-фактуры не содержат персональные данные, а операторы ЭДО СФ не обеспечивают обработку такой информации!

Алиса Муратова 02 октября 2017 г. 11:12  

Вадим, я говорила в целом о том, что любые нововведения вызывают недоверие. Не стоять же теперь на месте из-за эдакого страха перемен.

А в целом да, с вашим высказыванием согласна. Мысль, возможно, не совсем логично построена :)

Евгения Жвакина 31 октября 2017 г. 08:35  

Интересные нововведения нас ожидают! Посмотрим что из этого получится и не затянут ли еще дольше:)

Только возник один вопрос. Правильно ли я поняла, что теперь на руках у владельцев авто не будет никакого подтверждения с печатью - аналога ПТС? Сомневаюсь, что люди старой закалки будут спасть спокойно, если где-то в "облачной" базе будет храниться их ПТС, а в "коробочке от печенья" не будет лежать бумажный вариант :)

Сейчас обсуждают
Больше комментариев