Журнал о системах электронного документооброта (СЭД)
Учебники Просто о СЭД ЭП/ЭЦП Внешний документооборот Цифровая трансформация Рубрики
Нормативные документы и правовые аспекты

Куда дует ветер перемен? Проект Постановления N 272 ворвался на рынок грузоперевозок

  0 комментариев Добавить в закладки

Алиса Муратова, аналитик Synerdocs

http://www.vzsar.ru/i/news/xxl/2018/05/166190.jpg

Несмотря на то, что текущие нормативно-правовые акты уже разрешают переводить любые первичные документы в электронный вид, ряд государственных структур, со своей стороны, пытаются отрегулировать этот процесс на законодательном уровне. В конце 2017 года был подготовлен проект Постановления Правительства РФ N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее – Постановление), который определил понятие электронной транспортной накладной и регламентировал некоторые правила ее использования. В сентябре 2018 года Постановление обновили. Что изменилось? Рассмотрим самые интересные моменты из документа и узнаем, что думают эксперты.

Простая электронная подпись для водителя

Заполнять поля транспортной накладной (далее – ТрН) предполагается, как и прежде, через оператора ЭДО, любым удобным способом. При этом в обновленной версии проекта явно отметили, что подписать накладную водителям можно простой электронной подписью (далее – ПЭП). Напомню, Федеральный закон N 402 «О бухгалтерском учете» разрешает использовать ТрН в электронном виде, а ФЗ N 63 допускает подписывать ее любым видом электронной подписи. Мнением по вопросу применения ПЭП делится Алексей Сенченков, Коммерческий Директор «Ассоциации Электронных Торговых Площадок»:

https://club.mtt.ru/static/img/pagesImg/175/logo.png

«Во-первых, появляется оператор электронных транспортных накладных, что предполагает предъявление некоторого ряда требований на соответствие определенным критериям, в том числе связанным с использованием конкретных видов подписи, порядком их использования и защитой информации как таковой.

Во-вторых, соглашение, которое заключают участники с оператором, может быть подписано на бумаге собственноручно или усиленной квалифицированной подписью. Тогда зачем вводить простую подпись?

Скорее всего, она появилась в проекте, чтобы учесть необходимость подписи водителя, который сможет подтвердить факт получения или доставки груза на документе, например, через SMS-код или push-уведомление.

На наш взгляд, в этом случае все же надо разделять электронную подпись участников документооборота непосредственно на документе, которая должна быть квалифицированной для дальнейшей регистрации, например, в информационных системах ФНС, и простую подпись водителя.

Если требуется лишь подписать и подтвердить факт загрузки и разгрузки, наверное, это логично. Но тогда оператору стоит указывать это в требованиях к порядку подписания на каждом этапе либо все же использовать сертифицированные решения. Например, «облачную подпись» компаний КриптоПро «КриптоПроDSS» и SafeTech «КриптоПро myDSS», в которой учтена возможность аутентификации через мобильное устройство, причем на любой операционной системе. Решения, конечно, есть и другие – ООО «Цифровые технологии». Здесь, скорее, вопрос не к изменениям в Постановлении, а к дальнейшей технической документации, которая будет использоваться и определять порядок электронного документооборота.

Оператор системы ЭДО должен указывать, какие виды подписи он поддерживает, и в каких случаях».

Квалифицированная подпись – конечно, хорошее решение, но как правило, ее стоимость в несколько раз выше простой. Своим мнением по вопросу ценовой политики делится руководитель бизнес-направления Synerdocs Иван Агапов.

«Разрабатывая наше решение по обмену электронной транспортной накладной, мы опирались на законодательные нормы и потребности отрасли в целом.

Решение предусматривает применение квалифицированной электронной подписи (далее КЭП) грузоотправителями, грузополучателями и транспортной компанией, а водителям предлагается использовать простую электронную подпись.

ПЭП в рамках визирования документа водителями удешевляет использование ЭТрН в несколько раз по сравнению с теми же КЭП и подписанием с помощью СКЗИ, или облачной подписью. У крупных перевозчиков в штате может числиться несколько тысяч водителей. Представьте, какие расходы понесет компания, если будет использовать сертификаты КЭП.

Мы, как специалисты оператора электронного документооборота, обеспечиваем идентификацию водителей таким образом, чтобы в случае необходимости была возможность установить подписанта документа. И, конечно же, прописываем само использование ПЭП в договорных документах.

Операторы ЭДО и роуминг

Заполнить электронную транспортную накладную, судя по проекту Постановления, можно через одного или нескольких операторов. Конечно, при наличии у них совместимых технических средств и возможностей для приема и передачи ЭТрН в соответствии с требованиями, утверждаемыми Министерством транспорта РФ. Несмотря на то что единого установленного государством формата сегодня еще нет, участники рынка могут использовать, например, XML-формат ЭТрН, который разработали специалисты сервиса обмена Synerdocs.

«О роуминге говорить пока рано, потому как на сегодняшний день настраивать его фактически не с кем, – считает Иван Агапов. – Решение по обмену электронными транспортными накладными от оператора Synerdocs – единственное на рынке документооборота.

При обмене в роуминге должно быть выполнено главное условие – единый формат документа, используемый всеми операторами, желательно установленный законодательно. Такового пока, к сожалению, нет. Да и процесс настройки по-прежнему остается длительным.

Роуминг – это задача будущего, но начать использовать решение по обмену ЭТрН и получать выгоды можно уже сейчас».

Контроль со стороны государства

В Постановлении рассмотрены моменты по взаимодействию оператора ЭДО и контролирующих органов. В частности, оператор по запросу обязан предоставить доступ к электронным транспортным накладным федеральным органам исполнительной власти, в чьи полномочия входит проверка данных, указанных в документе. Предусматривается, что такая информация будет передаваться через Систему межведомственного электронного взаимодействия.

Чем же обусловлен повышенный интерес к транспортной отрасли?  Своим мнением делится Антон Смородников, практикующий юрист в области грузоперевозок с 2006 года.

«Государству выгодно контролировать перемещение товаров. На то есть несколько причин. Например, это позволит исключить перевозки с наличной оплатой водителю — несмотря на то, что рассчитываться за услуги таким образом не запрещено, у грузоотправителя или получателя возникает обязанность оплатить НДФЛ за физлицо — водителя. Понятно, что сейчас так никто не делает и бюджет недополучает средства. Это влечет за собой выход из тени большого количества перевозчиков-частников — физлиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и, следовательно, не отчисляющих налоги в бюджет.

Другая причина — государство сможет эффективнее бороться с перегрузами. Здесь речь идет, скорее, о перевозке инертных грузов, когда на карьере в машину загружают по 35-45 тонн песка, щебня или гравия. При внесении в законодательство небольших изменений Операторов электронного документооборота смогут обязать передавать сведения через систему межведомственного взаимодействия в ГИБДД или Ространснадзор. В свою очередь ведомства смогут предпринимать меры административного воздействия к таким любителям перевозить в одной машине столько, сколько должно вмещаться в два грузовика. Это, кстати, тоже будет иметь положительный эффект для перевозчиков, так как потребность в транспорте возрастет, что неблагоприятно отразится на ценах на перевозки».

 

Печатная версия ТрН. Кому она нужна?

В сентябрьской версии Постановления все же учли необходимость распечатки документа на бумажном носителе. Однако для чего обеспечивается такая возможность, не уточняется. Предполагаю, что для представления сотрудникам ГИБДД при остановке транспортного средства. Но это лишь догадки. Так же, как и не рассмотрен факт возможного дублирования документов в электронном виде и на бумаге.

Законодательство, к сожалению, не предусматривает решения данного вопроса с возможностью представления электронной ТрН инспектору, поэтому пока сотрудники ГИБДД принимают только бумажные документы. Мы, сервис обмена Synerdocs, изначально предлагаем на стороне грузоотправителя распечатать один экземпляр транспортной накладной, проставить необходимые печати и подписи со стороны грузоотправителя и водителя, а по месту прибытия к грузополучателю, данный экземпляр уничтожить.

Бонус. Поможет ли транспортная накладная в раскрываемости краж грузов?

При разработке решения по обмену ТрН мы предполагали, что использование водителями электронной подписи позволит решить проблемы и с кражами грузов. Юрист в области грузоперевозок Антон Смородников с нами соглашается. Статистика по хищению грузов на территории Российской Федерации довольно плачевная, а стандартных инструментов регулирования на сегодняшний день не существует. Конечно, можно проверять данные перевозчика (паспорта, телефонные звонки, кодовые вопросы) через различные базы данных, но, как правило, мошенники – это люди изобретательные, «творческие».

«Введение ЭТрН окажет хорошее влияние на раскрываемость уголовных дел о кражах грузов, – продолжает Антон Смородников. – С такими я сталкиваюсь регулярно и зачастую предварительное следствие останавливается в связи с невозможностью установки лиц, фактически принявших груз к перевозке. Электронная подпись, даже простая, с использованием аутентификации через ЕСИА, значительно упростит задачу правоохранительным органам в розыске водителя, который принял груз. Если одновременно с этим повысить правовую культуру водителей и добиться от них доставки груза исключительно по адресу, указанному в транспортной накладной, а изменения адреса выгрузки производить только после получения указания о переадресовке, направленного через оператора ЭДО, то количество краж в перспективе снизится.

Как сейчас в основном происходят кражи груза? Водителю говорят: «Не смотри, что написано в накладной. Надо ехать по другому адресу. На выгрузке заплатим наличкой». Он считает, что ему сделали указание о переадресовке и послушно едет выгружаться на арендованный мошенниками склад.

Максимум, что грозит водителю — штраф по ст. 12.21 КоАП в размере 500 рублей, да и то лишь в случае, если сотрудник ГИБДД сопоставит начальную и конечную точку маршрута и увидит, что в 14-ой графе транспортной накладной не сделаны отметки о переадресовке».

Что дальше?

Конечно, мы прекрасно понимаем, что это лишь проект Постановления, и еще многое может измениться. Участников рынка грузоперевозок и операторов ЭДО интересует не только содержание предлагаемых мер, но и сроки их рассмотрения, принятия и реализации. Как говорится, будем наблюдать.

 

Смотрите запись вебинара «Электронная транспортная накладная: из Владивостока в Москву за 5 минут».

https://ecm-journal.ru/images/31598622image001.png

Источник: Synerdocs

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев