Наверх

Парадоксы цифровой трансформации, или Нужен ли всем Low-code

Время чтения: 8 минут
0
Парадоксы цифровой трансформации, или Нужен ли всем Low-code

Вендоры ECM-систем всё чаще соревнуются в том, кто лучше подружит управление процессами с обработкой классических документов и корпоративного контента. Под «лучше» нередко понимают Low-code. Вот только можно ли это назвать цифровой трансформацией?

Вендоры ECM-систем всё чаще соревнуются в том, кто лучше подружит управление процессами с обработкой классических документов и корпоративного контента. Под «лучше» нередко понимают Low-code, который предполагает гибкость и высокую скорость изменений без привлечения профи-программистов. Вот только относится ли это к цифровой трансформации бизнеса? Давайте разбираться вместе.

Понятия «цифровая трансформация» и «цифровизация» путают часто. Принципиальная разница в том, что первый термин означает не только внедрение новых ИТ-решений для совершенствования процессов, но и изменения в управлении ими.

Цели цифровой трансформации — развитие компании и улучшение «качества жизни» сотрудников, клиентов. Программный код — лишь инструмент их достижения.

«В основе человеческих представлений о комфорте лежит идея лени как главного способа борьбы с энтропией Вселенной. Шутка! Хотя на самом деле здесь только доля шутки, — рассуждает Елена Гайдукова, аналитик группы цифровых инициатив в Comindware. — Технический прогресс и цифровую трансформацию люди больше ценят не за рабочие инструменты нового класса, а за то, что они помогают освободиться от необходимости собственными руками выполнять свою же работу».

Получается, что любой пользователь хочет, чтобы его задача решалась вообще без его участия. Но это в идеале. На практике уже хорошо, если сотрудника избавляют хотя бы от части рутинных операций.

«Действительно, эффект цифровой трансформации для бизнеса сегодня состоит не только в том, что работники успевают сделать больше. Он ещё и в том, что работа становится более интеллектуальной и привлекательной, — подтверждает Елена Истомина, директор департамента консалтинга и внедрения компании Directum. — Сейчас очень сложно найти людей, согласных часами перебирать бумаги, переносить цифры из одних систем в другую. Новое поколение сотрудников совсем не хочет этим заниматься».

Документ и процесс: потрясение основ

По мнению Елены Гайдуковой, парадокс цифровой трансформации в управлении процессами и документами состоит в том, что сегодня устаревают базовые понятия для соответствующих систем. Так, вместо «документа» появилась некая промежуточная сущность — корпоративный контент. Он может иметь вид чего угодно — наборов данных, файлов, классических документов. «По большому счёту, корпоративный контент — это вариант „примирения“ документов с базами данных. Более того, любой сегодняшний документ „растворяется“ в процедурах обработки данных, и на поверхности остаётся только система, которая присматривает за бизнес-процессами, — считает она. — Документ при этом обретает „форму“ только тогда, когда это нужно. Например, для выполнения каких-либо требований регуляторов нужная сущность преобразуется в вид, который имеет юридическую силу».

Точно так же уходят в прошлое привычные процессы. Постепенно выясняется, что не нужно придерживаться регламентов, которые раньше были «завязаны» на бумажном взаимодействии в компании.

Нет смысла повторять эти же действия в электронной форме, когда можно их реорганизовать, сделать проще, а некоторые и исключить. Тем более, напоминаем, лучший процесс для пользователя — это тот, который не нужно выполнять.

Таким образом, целью компании, которая вышла на путь цифровой трансформации, должна стать ликвидация ненужных процессов. Любая попытка оставить и ускорить их с помощью ИТ-решений — это всего лишь цифровизация, не более того.

«Отрадно, что в числе лидеров цифровой трансформации мы видим госсектор. Мы ведь привыкли представлять чиновников в виде замшелых бюрократов, которые цепляются за отжившие способы работы, но к счастью, это не так — сейчас частным компаниям есть чему поучиться у государственных сервисов. — отмечает Анатолий Белайчук, президент ABPMP Russian Chapter. — Многие компании сегодня создают у себя аналог госуслуг — выдача справок из кадров и бухгалтерии, оформление отпусков и командировок, обращения в ИТ и АХО».

Причём, по его словам, строятся они не на документах, а на сервисах и процессах. Раньше роль «эстафетной палочки» процесса выполнял документ — например, служебная записка или формуляр заявки. Процессные же системы показали, что эстафетную палочку (токен) можно отвязать от документа, и небо не упадет на землю, а наоборот, всем станет только лучше.

«Удивительно и досадно только одно: что призыв Майкла Хаммера „не автоматизируйте — устраняйте!“ услышали и стали воплощать в жизнь только спустя тридцать лет», — комментирует Анатолий Белайчук.

Ещё один тренд приводит Елена Истомина. По её словам, сегодня цифровая трансформация не терпит архаизмов. В их числе бумажные документы. И если переходить в цифру, то нужно делать это «до последней мили». «Если раньше обязательным был договор с синей печатью, архивы хранились в бумаге или сотрудники подписывали кадровые документы шариковой ручкой, то сейчас идёт речь о том, чтобы цифровой процесс был полным. И бумажный контент из него нужно убирать. Для этого в системах развиваются электронный обмен с контрагентами, инструменты работы каждого сотрудника: мобильный приложения, чат-боты, простые подписи и т. п., организация юридически значимого долговременного хранения», — поясняет она.

И при чём здесь Low-code?

Подробнее о low-code разработке Тренд на гибкость, скорость и простоту выполнения задач распространился молниеносно. Его уже подхватили многие разработчики систем ECM, BPM и не только. Об этом на GlobalCIO рассказал независимый эксперт Станислав Макаров.

Для компаний-клиентов идея действительно выглядит привлекательно — можно разрабатывать процессы без сложного программирования, обойтись только своими силами. Например, аналитиков.

«Означает ли пришествие Low-code платформ, что обычная разработка больше не нужна? Конечно, нет. Это две разные концепции, которые будут сосуществовать и конкурировать. Как Форд и Феррари. У корпоративных заказчиков есть огромный спрос на большое количество разработок — изрядную часть этого спроса можно покрыть Low-code системами, как Форд покрывает рынок массовых автомобилей. <…> Но Феррари никогда не будет делать массовый автомобиль, чтобы победить Форда на его поляне», — добавляет независимый эксперт.

Так же рассуждают и ИТ-директора крупных компаний. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в комментарии к той же статье Станислава Макарова. Эксперты-практики уверяют, что Low-code действительно упрощает «качество жизни пользователя», но пока не может «закрыть» сложные задачи. Без программирования по хардкору в некоторых случаях обойтись ещё нелегко.

В свою очередь Елена Гайдукова цитирует Рината Гимранова, начальника управления ИТ ПАО «Сургутнефтегаз»: «Он призывает к тому, что надо мыслить не в категориях дуальности: High-code и Low-code, а в троичной логике: High-code, Low-code и No-code. Причем, идеальная организация процессов достигается именно в троичной «логике кодирования», при которой внесение изменений в процессы и организационные модели осуществляется буквально в реальном времени. Это уже не только не «водопад», но и не аджайл. Более того, это уже не привычная модель реинжиниринга: от «как есть» к «как будет». Ещё один парадокс: эффективная трансформация бизнес-процессов возможна «на лету».

Как именно Low-code окончательно повлияет на развитие ECM-систем, станет известно уже в ближайшие годы. Пока же эксперты отмечают, что правильная система должна иметь возможность быстро настраиваться и развиваться. Это становится одним из основных требований. «Возможно, не всегда будет именно Low-code, — добавляет Елена Истомина. — Но наличие таких же простых и доступных инструментов настройки и быстрой разработки явно станет обязательным».

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь