Наверх

Почему прослеживаемость товаров и маркировка – это не одно и то же

Архив
Время чтения: 7 минут
0
Почему прослеживаемость товаров и маркировка – это не одно и то же

Из последних и наиболее значимых нововведений – это переход на обязательную маркировку по отдельным группам товаров, а также запуск проекта по прослеживаемости продукции. Чем второй отличается от первого, разобралась Рушана Губаева.

С каждым годом государство принимает все больше законопроектов, нацеленных на цифровизацию экономики. Из последних и наиболее значимых нововведений – это переход на обязательную маркировку по отдельным группам товаров, а также запуск проекта по прослеживаемости продукции, ввезенной из стран – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Цель этих мер проста и понятна – исключить теневые операции с товарно-материальными ценностями. Однако механизм работы при маркировке и прослеживаемости разный. Давайте разберемся, чем проект по прослеживаемости отличается от маркировки, кого и когда он коснется в первую очередь.

С чего всё началось?

В мае 2019 года было подписано «Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза». В соответствии с этим соглашением каждая страна должна организовать работы по созданию национальной системы прослеживаемости товаров, которые импортируют в государства ЕАЭС. В июне того же года в рамках данного законопроекта стартовал эксперимент на территории РФ.

Параллельно с этим активно шел процесс перехода на обязательную маркировку продукции, которая так же подразумевает отслеживание движения товара от производителя до конечного потребителя. У многих возник вопрос – а не дублируют ли друг друга эти две меры, вводимые государством? Не случится ли такой ситуации, что товар, подлежащий обязательной маркировке, в том числе попадает под процедуру прослеживаемости?  Ответ от контролирующих органов был утвердительный: списки товаров по двум данным инициативам в будущем будут пополняться, но никогда не пересекутся. На текущий момент в рамках эксперимента в список товаров, подлежащих прослеживаемости, входят холодильники, стиральные машины, мониторы и проекторы, электронные схемы, детские коляски и детские автокресла, автопогрузчики, бульдозеры, грейдеры и экскаваторы.

В чем всё-таки разница?

Принципиальным отличием системы прослеживаемости от маркировки является тот факт, что на сам товар ничего дополнительно не наносится. Здесь ведется учет партиями, а не поштучно. При ввозе из стран ЕАЭС партии товара (РНПТ) присваивается уникальный регистрационный номер, формируемый из данных в декларации. Далее при передаче товара от одного собственника к другому РНПТ указывается в универсальных передаточных документах (УПД) или в документе об отгрузке (для неплательщиков НДС). Следует отметить, что УПД на прослеживаемые товары оформляется отдельно. Таким образом, если в отгрузку попадает и прослеживаемый и непрослеживаемый товар, то необходимо формировать два УПД.

Также в рамках текущего эксперимента, помимо внесения необходимых правок в налоговую декларацию и книгу покупок, разрабатываются формы и форматы новых четырех документов при работе с прослеживаемыми товарами:

1.   Уведомление об остатках. Организации обязаны направить его в срок не позднее 30 дней с даты утверждения перечня продукции, подлежащих прослеживаемости. Далее, при добавлении в список новой товарной категории, необходимо будет оформлять уведомление об остатках, если компания работает с данными категориями.

2.   Уведомление о ввозе (импортеры). Оформляется каждый раз при поступлении партии товара из стран Евразийского экономического союза. На основании этого документа ФНС присваивает РНПТ партиям товара. Уведомление необходимо оформлять только неплательщикам налога на добавленную стоимость. Для тех, кто работает с НДС, РНПТ будет присваиваться на основании данных из таможенной декларации.

3.   Уведомление о вывозе. Документ необходим для списания с оборотов компании товара, который более не подлежит прослеживаемости на территории РФ.

4.   Отчет об операциях с прослеживаемыми товарами (неплательщики НДС) оформляется раз в квартал.

Всю документацию необходимо составлять и передавать исключительно в электронном виде и через уполномоченных операторов электронного документооборота (ЭДО). Оформление на бумаге будет являться нарушением, а бумажный документ – считаться непредставленным. За неверно оформленные документы предполагаются штрафы. Складывается не совсем приятная для бизнеса ситуация. Те компании, которые по разным причинам ещё не перешли на ЭДО, вынуждены в срочном порядке подключиться к оператору. Будем откровенны, крупные представители рынка давно работают с электронными документами и получают выгоды, даже несмотря на пандемию. А вот для небольших организаций это несомненно принесет дополнительные сложности.

Еще одной отличительной чертой маркировки является уведомление налоговых органов о выбытии товара из оборота компании. При маркировке данную информацию налоговая получает от операторов фискальных данных при продаже продукции конечному потребителю. В случае с прослеживаемостью информация о продаже конечному потребителю будет отражаться в налоговой декларации либо в отчете об операциях и отправляться раз в квартал.

В целом, для крупного бизнеса мало что изменится. А вот для небольших компаний, в особенности работающих без НДС, процесс может усложниться. В первую очередь это обусловлено тем, что необходимо будет подключаться к операторам ЭДО и оформлять дополнительную отчетность.  

Что дальше?

В соответствии с законодательством предполагается поэтапное внедрение национальной системы прослеживаемости. Сейчас проект находится на стадии пилота, в котором участвуют порядка 25 компаний. Планировалось, что эксперимент закончится 30 июня 2020 года, но в марте вышло постановление о продлении до 31 декабря 2020 года. Это объясняется тем, что в рамках реализации законопроекта необходимо внести правки в Налоговый кодекс Российской Федерации. Также это дает компаниям время на подготовку к работе с прослеживаемым товаром, а точнее – на переход к новому формату взаимодействия с контрагентами – электронный документооборот.

Резюме: почему прослеживаемость и маркировка это разное

Прослеживаемость

Маркировка

На товар ничего не наносится, так как учет идет партиями, а не поштучно.

На упаковку товара или на сам товар наносится код.

Товарам, подлежащим прослеживаемости, присваивают специальные регистрационные номера партий (РНПТ).

Маркированным товарам присваивается контрольный идентификационный знак (КИЗ)

Прослеживается количество ввезенных и проданных на территории РФ товаров.

Фиксируется цепочка «Производитель (импортер) – Дистрибьютор – Розничный продавец – Конечный потребитель». При этом потребителю доступно описание товара в мобильном приложении «Честный ЗНАК» для сравнения его с характеристиками товара, который он держит в руках.

РНПТ указывается в табличной части УПД в столбце «Сведения о прослеживаемости».

КИЗ указывается в табличной части УПД в столбце «Средства идентификации товара».

После продажи продукции конечному потребителю соответствующая информация отражается в налоговой декларации либо в отчете об операциях и отправляется 1 раз в квартал.

Налоговые органы через операторов фискальных данных уведомляются о выбытии товара из оборота компании.

В УПД могут быть только товары, подлежащие прослеживаемости.

В УПД могут быть одновременно маркированные и немаркированные товары.

Передача УПД между контрагентами возможна только при участии оператора ЭДО

Необходимо формировать электронный УПД и передавать любыми доступными способами в государственную систему маркировки товаров (ГИС МТ).

В материале использован кадр из кинофильма «Приключения Электроника»

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь