Обзор изменений законодательства за 1 квартал 2020 года
Чем нас порадовали, удивили или, может, огорчили законодатели в январе, феврале и марте? Коротко о главных нормативных изменениях в мире электронного документооборота – в свежей подборке аналитиков Synerdocs.
Автор: Евгения Герасимова, PR-менеджер Synerdocs
Чем нас порадовали, удивили или, может, огорчили законодатели в январе, феврале и марте? Коротко о главных нормативных изменениях в мире электронного документооборота – в свежей подборке аналитиков Synerdocs.
Что промаркируют, а что – нет
Напомним, что к 2024 году специальные коды идентификации будут наносить на всю потребительскую продукцию, а система прослеживания станет единой для России и стран ЕАЭС.
В начале года мы напомнили о сроках обязательной маркировки новых категорий продукции. Так, с 1 июля 2020-го специальные коды идентификации начнут наносить на парфюм и туалетную воду, с 1 августа – на некоторые товары легкой промышленности (кожаные изделия, блузки, верхнюю одежду).
Две важные новости принес февраль:
- сначала Правительство РФ сообщило, что сокращает список товаров, подлежащих маркировке. Так, из перечня были исключены велосипедные камеры, покрышки и ободные ленты, велосипедные и авиационные шины;
- а 29 февраля рынок узнал об отсрочке обязательной идентификации обуви. Вместо 1 марта нововведение вступит в силу с 1 июля 2020 года.
И напоследок заглянем в недалекое будущее. Поговаривают, что в 2021-ом году в России могут ввести систему для идентификации драгоценных металлов. Инициативу рассмотрит думский Комитет по природным ресурсам накануне первого чтения в палате.
Монополия на выдачу электронных подписей и другие события
В первый же день нового года утратил силу Приказ ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@. На смену ему пришел Приказ от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@, утвердивший новый формат универсального передаточного документа (УПД). Аналитики Synerdocs заранее подготовили подробные рекомендации, как без ошибок заполнить УПД. Найти шпаргалку можно на сайте сервиса.
Чем запомнится январь 2020-го, так это жаркими спорами вокруг поправок в Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи». Суть нововведений – теперь квалифицированную электронную подпись (КЭП) юридическим лицам будут выдавать удостоверяющие центры (УЦ) ФНС, казначейство или Центральный банк РФ. Плюс повышаются требования к работе коммерческих УЦ.
Еще из интересного. Налоговики рассказали, какие документы нельзя представлять в электронном формате в рамках камеральной проверки. А Росархив изменил срок хранения счетов-фактур с четырех до пяти лет.
Зеленый свет электронным транспортным накладным и трудовым книжкам
Министерство транспорта Российской Федерации предложило дополнить Правила автоперевозки грузов:
- включить понятие электронной транспортной накладной (ЭТрН);
- добавить отдельный раздел, посвященный организации документооборота электронными транспортными накладными.
Важная новость есть и для HR. Госдума рассмотрит законопроект, предлагающий провести эксперимент по внедрению электронного кадрового документооборота без его дублирования на бумажном носителе. Кстати, РЖД, «Мечел», «Вымпелком» и Фонд социального страхования уже согласились протестировать цифровые трудовые книжки.
***
Это были все интересные изменения законодательства в области ЭДО. Следующая подборка выйдет летом – в конце июня. Но чтобы всегда оставаться в курсе событий, вы уже сейчас можете подписаться на ежемесячный дайджест Synerdocs
Комментарии 2
Доброго времени суток!
Возникают вопросы по первой части изменений в области маркировки. По какому принципу определяется необходимость наносить маркировку на ту или иную категорию товаров? И, соответственно, каковы причины исключения из списков определенных товаров? В частности, авиационных шин. Ведь эксплуатация контрафактных некачественных авиационных шин может повлечь за собой куда более серьезные последствия для конечного потребителя, нежели контрафактная обувь. Или здесь берутся во внимание не только качественные характеристики товаров, но и считается статистика подделок в каждой категории, налоговые потери и т.д.?
Как отмечает Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС), первоначальной целью внедрения маркировки является сокращение объемов незаконного оборота промышленной продукции. Следовательно, включение в перечень тех или иных товаров, подлежащих обязательной маркировке, должно подтверждаться исследованиям и анализом информации о доле незаконной продукции на конкретном товарном рынке и ожидаемым эффектом от внедрения маркировки. Однако в ходе многочисленных переговоров МЭС с представителями Минпромторга и оператором цифровой маркировки - "Центром развития перспективных технологий" (ЦРПТ) - поднимался широкий круг вопросов, связанных с обоснованием и внедрением маркировки, но на большинство из них не было получено исчерпывающих ответов.
Кроме того, ни на сайте ЦРПТ ни в ходе вебинаров не обосновывается должным образом причина введения маркировки для каждой товарной группы с указанием конкретных цифр по проведенным исследованиям.
На данный момент исчерпывающий перечень товаров, подлежащих маркировке в ближайшее время указан в Распоряжении Правительства РФ №792-р. В список входят следующие товарные группы:
К 2024 году по поручению правительства должна быть создана сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками. То есть предполагается, что к этому времени основная масса потребительских товаров, которая продается, производится и импортируется в страну, должна быть промаркирована в единой системе.
По словам Андрея Кириллова, операционного директора Центра развития перспективных технологий, основная задача, которую ставит перед собой государство в рамках этого проекта, — это защита жизни и здоровья граждан, повышение уровня их безопасности.
«Единая система маркировки обеспечит достоверность того, что продаваемый продукт был произведен на такой-то фабрике, был доставлен через такие-то каналы товародвижения и был продан на кассе в таком-то магазине», — объясняет Андрей Кириллов.
В результате внедрения системы маркировки с рынка уйдут предприятия, уклоняющиеся от налогов и занимающиеся контрафактом, — те, что конкурируют с остальными участниками рынка недобросовестно. Честные производители в свою очередь, наоборот, увеличат долю за счет повышения прозрачности рынка.
Но, к сожалению, цифрами представители ЦРПТ свои доводы не подкрепляют.