Наверх

Суперсервис-22 спешит на помощь. Обзор новой инициативы Минтранса РФ

Архив
Время чтения: 6 минут
2
Суперсервис-22 спешит на помощь. Обзор новой инициативы Минтранса РФ

В ближайшие несколько лет государство планирует разработать и внедрить 25 суперсервисов. Расскажем подробнее об одном из них - о Суперсервисе-22 «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов».

Технологии все больше проникают во все сферы нашей жизни. Мы давно не стоим в очереди, чтобы записаться к врачу, а бронируем дату и время приема через онлайн-сервисы. Благодаря порталу госуслуг необходимость посещения большинства муниципальных учреждений сведена к минимуму. Да, иногда без личного визита не обойтись, но все же сделан большой шаг на пути к всеобщей цифровизации. И этот процесс не стоит на месте.

Ориентируясь на опыт развитых зарубежных стран, государство планирует в ближайшие несколько лет максимально оцифровать многие рутинные операции. В рамках этой стратегии предполагается разработать и внедрить суперсервисы для нескольких отраслей и сфер жизнедеятельности.

Супермен иллюстрация Бесплатные векторы

Всего одобрено создание 25 суперсервисов, закрывающих различные задачи – от составления в режиме онлайн европротокола при ДТП до оформления и получения необходимых лицензий и разрешений для ведения предпринимательской деятельности. Со всем перечнем суперсервисов и их предназначением можно подробнее ознакомиться на сайте правительства.

Расскажем подробнее об одном из них – о Суперсервисе-22 «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов» (далее – Суперсервис-22). За его разработку и введение в эксплуатацию отвечает Министерство транспорта РФ. Проект объединит и закроет сразу несколько задач:

  • Реестр перевозчиков пассажиров и грузов. При регистрации перевозчикам будут присвоены уникальные и юридически значимые идентификаторы, используемые для оформления электронных путевых листов, специальных разрешений для движения и резервирования времени пересечения государственной границы.
  • Электронное резервирование времени пересечения границы РФ. Позволит спланировать и зарезервировать время пересечения границы в выбранном пропускном пункте, что сократит время ожидания до минимума и исключит образование очередей.
  • Электронные транспортные накладные (ЭТрН).
  • Электронные путевые листы (ЭПЛ).
  • Безбумажное оформление специальных разрешений для перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов автомобильным транспортом. Позволит оптимизировать процесс оформления разрешения и сократить время на его согласование
  • Безбумажное оформление специальных разрешений для движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Позволит сократить время на оформление перевозки на 5 рабочих дней и более, что неизбежно окажет положительный экономический эффект для перевозчиков опасных грузов.

Почему миллиарды транспортных накладных и путевых листов всё ещё на бумаге

Из всего перечня возможность работы с электронной транспортной накладной, наверное, одна из наиболее интересных и проблемных тем. Транспортная накладная (ТрН) – это основной документ при оформлении грузоперевозок. Ежегодно печатаются миллиарды ТрН и не удивительно, что назрел вопрос о переводе документа в электронный вид. Уже сейчас ряд крупных грузоотправителей, грузополучателей и транспортных компаний перешли на электронный обмен транспортными накладными, но все же остался нюанс.

Один экземпляр транспортной накладной по-прежнему приходится печатать для предъявления сотрудникам ГИБДД. Также для представления в налоговую документ необходимо распечатывать и заверять вручную, так как нет установленного ФНС электронного формата ТрН. В связи с этим на рынке есть сразу несколько возможных вариантов реализации работы с электронной транспортной накладной, но нет общего стандарта оформления, что тормозит переход всей отрасли на полноценный ЭДО.

С путевыми листами (ПЛ) ситуация несколько сложнее. До того, как стартовал проект по созданию Суперсевриса-22, на рынке не было предложений по переводу в электронный вид этих документов. Дело в том, что путевой лист считается внутренним документом организации и служит для учета контроля работы транспортного средства, водителя. При этом запрещаются перевозки пассажиров, багажа и грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми и грузовыми автомобилями без оформления путевого листа. Это значит, что водитель по требованию сотрудника ГИБДД обязан предъявить путевой лист, подтверждающий разрешение на перевозку. Исходя из этого, объем ПЛ в рамках России колоссален и перевод их в электронный вид существенно сократит расходы бизнеса.  

Удивительно, но в текущий эксперимент Минтранса не вошла товарно-транспортная накладная (ТТН). Хотя, возможно, после утверждения форматов и стандартизации работы с ЭТрН и ЭПЛ по аналогии будут разработаны формат ЭТТН и порядок работы с документом. Время покажет, а пока вернемся к текущему проекту.

Что по планам?

В рамках Суперсервиса-22 предполагается создать Единую государственную информационную систему (ГИС) по сбору, обработке и хранению данных по ЭТрН и ЭПЛ. Ее прототип разработал ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».  До конца октября 2020 года должен завершиться пилотный проект Минтранса по тестированию ГИС. В рамках эксперимента участвуют крупнейшие грузоотправители, грузополучатели, перевозчики и операторы ЭДО (в их числе сервис Synerdocs). Последние в этой цепочке не только предоставляют обмен юридически значимыми электронными документами между контрагентами, но также гарантируют передачу необходимых сведений в ГИС. Такой подход позволяет госструктурам, таким как ГИБДД, Ространснадзор и прочие федеральные органы исполнительной власти, оперативно получать необходимую информацию о текущей перевозке.  

Это значит, что если в пути водителя остановили сотрудники ГИБДД, ему уже не нужно предъявлять какие-либо документы на груз. Поиск оформленных ЭТрН/ЭПЛ в базе данных, вероятнее всего, будет проходить по государственному регистрационному номеру либо по иным идентификаторам, которые определят и согласуют в рамках эксперимента. Сотрудник ГИБДД в режиме онлайн сможет отправить запрос в ГИС и получить все необходимые сведения о грузоперевозке.

По итогу пилотного проекта будут сформулированы предложения по внесению правок в текущие нормативно-правовые акты, скорректированы при необходимости требования к разрабатываемой ГИС. И главное – весь этот проект является отправной точкой для создания единых форматов ЭТрН и ЭПЛ и порядка обмена ими, что благотворно повлияет на организацию роуминга между операторами ЭДО и ускорит цифровизацию отрасли в целом.

Запуск Суперсервиса-22 планируется на конец 2021 года, а полный переход на безбумажное оформление перевозок пассажиров и грузов завершится к 2024 году.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 2

Самая главная проблема перевода путевых листов в электронный вид, по моему, заключается в том что необходимо будет реализовать механизм подтверждения перевозки пассажиров, то есть не только перейти на массовое использование электронных подписей но и массовое использование соответствующего программного обеспечения. Пока перечисленное не будет обеспечено уверен, что полноценного перехода не получится.

Елена Кропачева 17 сентября 2020

Выглядит так, будто к решению задачи подошли с конца. Сначала разработали ГИС, потом утвердили единые форматы ЭТрН и ЭПЛ и порядок обмена. 

Сотрудник ГИБДД в режиме онлайн сможет отправить запрос в ГИС и получить все необходимые сведения о грузоперевозке.

Это тоже очень сомнительно в указанные сроки, наверняка потребуется немало финансовых вложений и времени на интеграцию информационных ресурсов ФИС ГИБДД с ГИС.

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь