Наверх

Точки развития электронного взаимодействия в органах госвласти и электронных госуслуг

Время чтения: 5 минут
0
Точки развития электронного взаимодействия в органах госвласти и электронных госуслуг

Со стороны вендора, предлагающего решения для управления электронным контентом, видны конкретные точки, где мы уже сейчас ожидаем планомерного развития от государства.

Екатерина Борисова, консультант группы внедрения DIRECTUM в ОГВ

Сейчас широко обсуждается планы правительства по цифровой трансформации экономики и принятая программа «Цифровая экономика». Первая версия этой программы, переданная в мае в ведомства на обсуждение, выглядела как техническое задание – обозначены показатели и сроки, была описана «картинка» к какому результату нужно стремиться. Это был ее огромный плюс, хотя спорными, возможно, были и показатели, и сроки. К слову, достижение плановых значений показателей программы «Информационное общество 2011-2020 годы» находится ниже среднего уровня.

Принятая программа более размытая и общая. Конечно, заложен механизм ее уточнения, планирования мероприятий и отбора проектов – опубликован проект постановления правительства о системе управления реализацией программы «Цифровая экономика», но пока так и нет ясности по этапам. Нам со стороны вендора, предлагающего решения для управления электронным контентом, видны конкретные точки, где мы уже сейчас ожидаем планомерного развития от государства.

Представители ИТ-компаний на встрече с Н.Никифоровым и А.Бречаловым.
Фото из
твиттер-аккаунта Н.Никифорова.

Электронные архивы

Больным вопросом является организация и работа с электронными архивами. Отсутствует нормативная база – одна сторона не понимает, в каком порядке принимать документы, а другая – как сдавать. Проблема кроется и в форматах исторических данных – информация хранится в разных системах, много технических вопросов.

Оптимистичным можно назвать планы в 2018 году провести проработку проекта по созданию электронных государственных архивов, подготовку нормативной базы, а в 2019 году ожидается запуск первых проектов. Работа в этом направлении рабочими группами ведется, но хочется уверенности по срокам.

Комплексные государственные услуги

Мы ожидаем сдвиги в направлении комплексных государственных услуг – когда ведомства по цепочке будут передавать сведения для получения услуги. Проактивное предоставление услуг по жизненным ситуациям и возможность их получения вне своего города или региона – это логичное развитие сервисов электронных услуг. Несомненно это будет востребовано гражданами, так как внутренняя миграция – распространенное явление для нашей страны.

Правильным направлением развития при этом будет выделение наиболее популярных услуг, а не охват всех «для галочки». Оценка обратной связи от населения, расширение востребованности электронных услуг – только это обеспечит реальный, а не формальный выход на новый уровень. 

Центры компетенций по СМЭВ и РПГУ

В настоящее время Минкомсвязь отслеживает ситуацию с предоставлением государственных услуг в регионах, дают рекомендации по улучшению порталов (РПГУ), а если они не отвечают требованиям, в том числе по посещаемости, то регионы обязывают переходить на решение Ростелекома. Те, кто хотят остаться все же на своем решении, должны наращивать эффективность своих ресурсов.

Сейчас у регионов стоит задача привести свои порталы госуслуг к стилистике федеральных, чтобы граждане работали в едином интерфейсе. Подобные масштабные задачи еще возникнут не раз, но единого центра компетенций пока нет, и его не хватает. И это еще один шаг, которого мы ждем. Государство должно теснее взаимодействовать с вендорами. Это позволит привлечь дополнительные ресурсы для реализации планов.

Централизованного управления и информирования сейчас не хватает и в области межведомственного взаимодействия. Компания DIRECTUM сопровождает свои проекты в регионах и часто возникает ситуация, когда формат данных в СМЭВ изменяется, но никаких извещений на этот счет нет или они появляются в последний момент. Приходится всё бросать и в авральном порядке адаптировать сервис под новый формат.

Тут проявляется обратная сторона – планов много, задач «сверху» еще больше, но при всем при этом в ресурсах наблюдается ограничение. В итоге страдает зачастую качество.

Доверие к электронному взаимодействию

В планах государства перевести межведомственное взаимодействие на использование единого реестра населения. И в этом направлении, конечно, нужно тщательно продумать вопросы безопасного хранения, обработки и использования персональных данных.

В любом случае мы столкнемся с опасениями и недоверием граждан – к потенциальной возможностью утечки информации о себе в сеть Интернет, да и про сложности адаптации к электронному взаимодействую старшего поколения не стоит забывать. Нужно вести просветительскую работу.

Кроме того, мы ожидаем, что государство будет вести планомерные шаги, чтобы повысить доверие к электронному взаимодействию, электронным документам и подписи, как с законодательной стороны, так и со стороны повышения компетенции кадров, работающих на местах в органах власти от рядовых до руководителей.

Такие меры позволят добиться повышения доли использования электронного документооборота с применением ЭП на всех уровнях, как на ведомственном (СЭД), так и межведомственном (МЭДО). А к 2025 году реально достигнуть отметки в 90%.

Источник: DIRECTUM

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь