Наверх

Роуминг операторов ЭДО: вчера, сегодня, завтра

Время чтения: 10 минут
2
Роуминг операторов ЭДО: вчера, сегодня, завтра

Скептицизм по поводу роуминга, который наблюдался еще пару лет назад, сегодня заметно убавился.

Иван Агапов, руководитель бизнес-направления Synerdocs
Евгения Герасимова,
PR-менеджер сервиса Synerdocs

В последний раз тему обмена юридически значимыми электронными документами между операторами ЭДО мы поднимали на онлайн-семинаре Synerdocs в апреле 2018 года. Мероприятие еще раз доказало, что общественность интересуется роумингом и с любопытством смотрит в будущее. А скептицизм, который наблюдался еще пару лет назад, сегодня заметно убавился.

Давайте еще раз остановимся на важных вопросах: каким компаниям и для чего нужна данная технология, насколько высока доля роуминговых абонентов в сервисах операторов ЭДО и какие варианты ценообразования существуют.

Когда, кому и для чего необходим роуминг ЭДО?

Рассмотрим стандартную ситуацию на рынке. Есть компания А, которая хочет обмениваться электронными документами со своими контрагентами. При этом она может быть подключена к одному оператору, а часть ее контрагентов – к другим. Не исключен и вариант, когда ни та, ни другая сторона еще не используют сервисы ЭДО.

Как отправить документы во внешние организации, которые используют другого оператора? Существуют два варианта:

1.   Настроить классический роуминг.

2.   Выбрать мультиоператорность, то есть взаимодействие между операторами на уровне самого абонента, который просто подключается к нескольким сервисам.

Роуминг vs. мультиоператорность

Критерий

Роуминг

Мультиоператорность

1. Стоимость трафика и интеграционного решения

Трафик: единая цена отправки электронного документа или индивидуальные условия («внутри сети», роуминг). Заключается один договор с оператором.

Интеграция: вы используете одно приложение/коннектор.

Трафик: с каждым оператором своя стоимость обмена документами. Количество заключаемых договоров = количество операторов.

Интеграция: вы либо используете несколько приложений/ коннекторов, либо разрабатываете отдельное интеграционное решение.

2. Приложения для работы на стороне пользователя

Одно приложение: интеграция с вашей корпоративной системой или решение от оператора.

Количество операторов = количество приложений.

ИЛИ одна корпоративная информационная система (далее – КИС), интегрированная с сервисами нескольких операторов.

3.   Архив электронных документов

Локально в своей КИС.

ИЛИ в облаке у одного оператора

Локально в своей КИС.

ИЛИ в облаке у разных операторов.

4.   Ограничения использования

Выравнивание по технологии роуминга: общеиспользуемые форматы документов и функциональность.

Своя КИС: аналогично роумингу.

Приложения операторов: можно использовать специфику форматов и свойств, но они доступны только у конкретного оператора.

5.   Техподдержка

Единая: действует один телефон горячей линии, позвонив по которому, можно получить ответы на все вопросы – от настройки сервиса до стоимости отправки документов.

Несколько служб техподдержки – по количеству операторов ЭДО.

Каким компаниям выгоден роуминг?

Организации из разных сфер деятельности выбирают для себя роуминговый путь. Здесь нет привязки к определенной отрасли и специфическим задачам бизнеса. Обмениваться электронными документами в роуминге удобно всем – и торговым компаниям, и производственным предприятиям, и финансовым организациям. Среди клиентов Synerdocs роуминг используют:

●    интернет-магазин Wildberries,

●    производитель шин Nokian Tyres (Россия),

●    сервис по продаже авиационных и железнодорожных билетов «Випсервис»,

●    «Русская факторинговая компания»,

●    провайдер связи «Марк-ИТТ» и др.

Мнение РОСЭУ. Кто реально обеспечивает роуминг, а кто – лишь формально?

Независимую точку зрения о состоянии дел на рынке как нельзя лучше отражает Ассоциация РОСЭУ. При организации уже несколько лет функционирует рабочая группа по роумингу.

Анатолий Миклашевич, исполнительный директор РОСЭУ

Прежде чем анализировать текущее положение дел, вернемся на два года назад, когда произошел фальстарт такой организации, как «Ростелеком». Идея создания единого роумингового центра (далее – РЦ) так и не увенчалась успехом. Обмена как такового через «Ростелеком» не получилось. Хотя отмечу, что до сих пор среди условий подключения к ФНС в качестве доверенного оператора числится требование о необходимости иметь соглашение с одним из РЦ и иметь договоры со всеми сервисами ЭДО.

По данным РОСЭУ, на март 2018 года к единой сети доверия присоединились 29 операторов. Из них роуминговые соглашения имеют 17. То есть 12 используют технологию формально. «Скорее всего, у них заключен договор с «Ростелекомом», – предполагает Анатолий Миклашевич, – в рамках которого они (документально) предлагают своим абонентам роуминг. Реально же предоставляют его лишь 17 организаций. На сегодняшний день функционирует 51 роуминговая пара, то есть между операторами заключены прямые договоры».

Исполнительный директор РОСЭУ считает, что технология обмена через РЦ была бы более понятна, правильна, быстра, удобна для клиента, но она не получила развития: «В рамках рабочей группы по роумингу мы вместе с операторами пытались решить эту тему несколько иначе. В частности, договорились о создании автоматического файла для возможности быстрой настройки роуминга. То есть каждый сервис ЭДО дает свои определенные параметры, мы включаем их в единый файл и, когда требуется соединение между одним и вторым, настройка происходит гораздо легче. Правда, пока всего три оператора, в том числе и сервис обмена Synerdocs (компания «ДИРЕКТУМ»), присоединились к этой технологии».

Текущее состояние взаимодействия операторов «точка-точка» выглядит следующим образом:

Источник: РОСЭУ

Какова сегодня доля документов в роуминге?

Развитие юридически значимого электронного документооборота с контрагентами идет неплохими темпами. По результатам 2017 года трафик (в основном это обмен электронными счетами-фактурами, УПД и др.) достиг отметки в 304 955 тыс. документов:

Данные РОСЭУ. Доля документов в роуминге

Что касается роумингового трафика, то график явно демонстрирует его падение. В сравнении с 2016 годом, когда его объем был порядка 5%, 2017-й показал снижение на 1%. И произошло это на фоне прироста общего трафика.

По словам Анатолия Миклашевича, доверять графику на 100% не стоит. Всегда есть подозрения, что часть операторов сообщает данные, не соответствующие реальной ситуации, а другие просто не знают действительных цифр.

Сервис Synerdocs: 9 роуминговых соглашений

Иван Агапов, руководитель
бизнес-направления Synerdocs

По состоянию на июнь 2018 года у Synerdocs заключены прямые соглашения с девятью операторами ЭДО. Среди них:

●    Такском-Файлер (Такском),

●    Диадок (СКБ Контур),

●    СБиС (Тензор),

●    Документооборот (Калуга Астрал),

●    Транскрипт (ТаксНет),

●    СФЕРА Курьер (КОРУС Консалтинг СНГ),

●    EXITE (Э-КОМ РУС).

Новым операторам, которые периодически к нам обращаются для заключения соглашений, мы предлагаем два варианта взаимодействия – через РЦ «Ростелеком» или напрямую.

Доля роуминговых абонентов

Чтобы представить нагляднее картину развития, приведем статистику из сервиса Synerdocs. На март 2018 года доля абонентов, подключенных к другим операторам ЭДО, составила 32%.

Соотношение абонентов Synerdocs и других операторов

За третий квартал 2016 года доля документов, переданных в роуминге, составила более 6% от общего числа. Почему количество абонентов больше, а трафика меньше? Причины разные. Одна из них – роуминг используется в ситуациях, когда крупной компании необходимо отправлять документы своим клиентам, использующим других операторов ЭДО. Трафик в этой ситуации не всегда достаточно активен. Другое дело, когда идет обмен с контрагентами, являющимися поставщиками, партнерами, агентами (то есть в определенной мере зависимыми лицами). Зачастую они напрямую подключаются к тому оператору, которого уже использует их крупный клиент.

Как подтверждает наша практика, за аналогичный период 2017 года доля незначительно менялась от квартала к кварталу – в рамках 4-5%.

Соотношение роуминговых документов к общему числу за 3 квартал 2017 года

Сколько стоит роуминг?

Какие цены предъявляют операторы ЭДО за отправку документов роуминговым абонентам? Этот вопрос актуален для абонентов с любым объемом исходящего трафика. Рассмотрим ценообразование на примере тарифной политики сервиса Synerdocs. Есть два основных варианта:

1.   Базовые тарифы сервиса, в которые уже включена цена за передачу роуминговых абонентов, равная стоимости отправки документов абонентам сервиса Synerdocs. Независимо от принадлежности к оператору ЭДО условия тарификации одинаковы. Входящие бесплатны.

2.   Индивидуальное предложение. Этот вариант выгоден для крупных компаний с большим объемом документооборота. Принцип тарификации такой, что цена одинакова при обмене документами «внутри сети» и в роуминге. Очень редко условия отличаются по стоимости. Входящие также бесплатны.

***

В следующей статье мы продолжим раскрывать тему роуминга, заглянем в будущее и оценим перспективы межоператорского взаимодействия. А также вы узнаете, какую роуминговую схему выбрали для себя интернет-магазин Wildberries, компании «Випсервис» и «ВЭБ-лизинг».

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 2

Андрей Николаев 27 августа 2018

Иван, спасибо за очередную "сводку с линии фронта", крайне интересно наблюдать за развитием роуминга через призму Ваших статей.

Есть небольшой вопрос, даже скорее мысли.

Вы упоминаете техподдержку в случае роуминга:

Единая: действует один телефон горячей линии, позвонив по которому, можно получить ответы на все вопросы

А если я работаю через сервис Synerdocs, мой контрагент через сервис ИКС. Возникает сложность с доставкой документа (отправлен, но не пришел). Я обращаюсь в единую техподдержку (для меня это Synerdocs) с вопросом, а сложности оказались на стороне сервиса ИКС. Как в этом случае мне поможет единая поддержка и каковы будут сроки решения вопроса (могут ли они существенно затянуться)?

Спасибо.

Иван Агапов 17 сентября 2018

Андрей, в таком случае, тех.поддержка Synerdocs оформит обращение в тех.поддержку другого оператора и сама будет отслеживать его решение. При этом, по роуминговому соглашению между операторами подписан SLA, параметры которого обычно жестче (или как минимум аналогичные), чем SLA оператора для клиента, поэтому сроки решения такого вопроса (как правило)  укладываются в SLA оператора для клиента.

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь