Бухгалтерия будущего
Что бухгалтеру нужно знать об импортозамещении?
Подорожание бумаги, отказ зарубежных вендоров от поддержки учетных систем, новые правила налогообложения, отключение от SWIFT — это далеко не все события, произошедшие в 2022 году и отразившиеся на работе бухгалтеров. Продолжать список не будем, лучше расскажем, как дальше жить и работать представителям профессии, чего ждать от импортозамещения, на какие отечественные системы «переезжать» и т.д. А поможет в этом Иван Агапов — product manager направления «Цифровая бухгалтерия» в компании Directum, который дал развернутое интервью по теме импортозамещения в бухгалтерских процессах. Также полезными комментариями поделилась представитель консалтинговой компании TOPLINE Наталья Ненашева.
Иван Агапов
Наталья Ненашева
Будущее профессии под ударом?
Иван, для начала самый животрепещущий вопрос. Рынок труда в России переживает беспокойные времена. Целые группы специалистов переживают за свое будущее. Например, сотрудники отечественных авиакомпаний уже почувствовали на себе ограничения из-за западных санкций — у ряда специалистов понизилась зарплата, кого-то отправили в отпуск за свой счет. Ожидает ли бухгалтеров волна сокращений или другие потрясения?
Иван Агапов: Я бы не стал говорить о том, что Россию захлестнет волна сокращений бухгалтеров. Однако некоторые предостережения выскажу. Есть список компаний, которые могут «урезать» штат:
- компании так называемых пострадавших отраслей. Например, к ним относятся авиа и туризм, которые ещё не успели оправиться от последствий пандемии, как снова получили удар;
- зарубежные производители, которые объявили об уходе из России либо о приостановке деятельности на территории нашей страны;
- отечественные организации, попавшие под санкции. Сейчас им тяжело, и чтобы хоть как-то остаться на плаву, они вынуждены сокращать производство, отправлять сотрудников в отпуск за свой счёт или вовсе увольнять.
Так что истории про сокращения характерны, скорее, для отдельно взятой отрасли, нежели для конкретной профессии. Всё зависит от того, как бизнес себя чувствует, как он будет адаптироваться к санкциям и минимизировать расходы.
А что происходит на рынке труда?
«Мы постоянно занимаемся рекрутингом бухгалтеров: ищем специалистов в свою компанию и в штат клиентам. — сообщает Наталья Ненашева, управляющий партнер консалтинговой компании TOPLINE. — В 2022 году ситуация с кандидатами нетипичная: обычно их мало, но в этом году откликается много достойных соискателей — тех, кто обслуживал уходящие с рынка иностранные компании, или компании, задействованные в ВЭД.
Влияние текущей внешнеполитической ситуации на бухгалтера очевидно. Но я бы рассуждала не о смерти профессии, а о расширении компетенций. Нужно изучать оптимизацию налогообложения и осваивать новую профессию на грани финансового директора, налогового консультанта и главного бухгалтера».
Есть и обратная ситуация. Ряд российских холдингов лишились или в скором времени лишатся услуг ОЦО, развернутых в других странах (например в Восточной Европе). Логично, что нужно срочно создавать общие центры обслуживания уже на территории России. А так как в большинстве своем ОЦО закрывают задачи бухгалтерии, есть вероятность, что крупные холдинги будут организовывать общие центры обслуживания в городах страны и набирать там штат бухгалтеров.
С какими трудностями в работе столкнулась бухгалтерия в условиях кризиса 2022? Какие трудности есть в работе с документами? Какие трудности есть с использованием ИС для автоматизации?
Иван Агапов: Трудности самые разные, в их числе:
- Дорогостоящая печать документов. Цены выросли как на саму бумагу, так и на расходники и оргтехнику. По данным РБК, 22 марта 2022 года стоимость бумаги в рознице выросла в шесть раз. Если бумажный дефицит еще не отразился на бухгалтерии, в которой большой объем печатных документов, то через полгода-год, когда придется покупать принтер, взлетевшие цены ударят по бюджету.
- Отсутствие поддержки со стороны вендоров. Это касается организаций, работающих в иностранных учетных системах, таких как SAP, Oracle и других, поставщики которых приостановили свою деятельность на территории РФ или покинули российский рынок. Это привело к тому, что возникли проблемы с покупкой дополнительных лицензий или остановились проекты развития цифровизации, в том числе и в бухгалтерии. Сейчас в таких компаниях может в принципе встать под вопрос будущее ИТ-развития.
- Вслед за уходом зарубежных вендоров появилась другая трудность — необходимость замены иностранного ПО на отечественное. Это очень большой вызов как для ИТ-подразделений, так и для бухгалтерии. Представьте, что крупная компания долго выбирала корпоративную учетную систему, внедряла ее, много времени совершенствовала, потратила большую трудоемкость и солидный бюджет. А сейчас ей нужно найти аналог и повторно пройти весь этот путь, потратив финансы, человек-часы и нервы.
- Сложность совершения финансовых операций. Например, компания работает с экспортом или импортом, и ей нужно проводить зарубежные платежи, валютные операции, конвертировать рубли в доллары и так далее. Бухгалтерия напрямую задействована в этих операциях, и ее задача — оперативно отреагировать и обеспечить платежеспособность компании. А с учетом того, что некоторые банки были отключены от международной системы SWIFT, компаниям, активно пользующимся их услугами, нужно экстренно решать вопрос перехода в другой банк.
Определенной перестройки со стороны бухгалтерии потребуют изменения в законодательстве, связанные с льготным кредитованием и налогообложением. И тут важно грамотно воспользоваться этими возможностями. В ближайшее время работы точно станет больше. Изменения вошли в бизнес и не учитывать их не получится. Нужно понимать, как с ними работать, оформлять, проводить, как это всё можно использовать в своей деятельности.
Достаточно весомая часть бухгалтерских операций выполняется в специализированных программах и сервисах. В свете ухода западных вендеров из России дефицит каких цифровых решений, используемых в бухгалтерии, сформируется (уже формируется) на рынке?
Иван Агапов: Уход иностранных компаний вызвал дефицит зарубежного ПО, но он не коснулся специализированных программных продуктов. Например, все сервисы отчетности, используемые в бухгалтерии, — отечественной разработки. Они функционируют без проблем.
Есть еще история со сканированием документов, а точнее с программами для их распознавания. Чаще всего для этих целей используется зарубежное ПО — ABBYY и Kofax. Как альтернативу бухгалтер может использовать отечественный продукт — систему Directum Ario One для распознавания отсканированных документов. По ряду параметров она не уступает, а по некоторым даже превосходит импортные аналоги.
Если вам интересно узнать, на что способен искусственный интеллект в составе Directum Ario One, в первой статье нашего спецпроекта мы подробно об этом написали — читайте «7 интеллектуальных сервисов для обработки ПУД».
Пострадать или попасть в зону риска могли организации, которые на базе зарубежного ПО решали задачу электронного документооборота. В более выгодном положении остались те, кто хоть и использовал импортную учетную систему, но документооборот вел в российской. Среди клиентов нашей компании есть те, кто оформляет хозяйственные операции, проводки в учетке, а документы создает, согласовывает и подписывает в системе управления процессами и документами Directum RX. Кстати, в ней же можно обмениваться электронной первичкой с контрагентами.
Государство не заинтересовано в сокращении бухгалтеров
«Будем надеяться, что работы только прибавится, — делится оптимистичной точкой зрения Наталья Ненашева (TOPLINE). — Государство заинтересовано в сохранении рабочих мест: в мерах поддержки мы видим дешевые деньги, льготные направления, преференции в части проверок. Например, возобновлено льготное кредитование малых и средних предприятий — оборотные кредиты (до 1 года) и инвестиционные (до 3 лет). Максимальная ставка ограничена — не более 15% для малого бизнеса и 13,5% для среднего. На фоне запредельно высокой учетной ставки это чуть ли не единственная возможность кредитоваться на, скажем так, подъемных условиях. Но хорошо, что она есть. Также выделены 6,2 млрд руб. на другой вид льготных кредитов — ФОТ 3.0.
Напомню, что с 1 января 2022 года общепит получил освобождение от НДС. На фоне ухода западных фастфуд-компаний и освобождения гигантских рыночных ниш эта отрасль — яркий пример того, что активность будет расти. Отраслевые пакеты поддержки призваны поддержать деловую активность на внутреннем рынке. С точки зрения стандартного функционала в профессии без изменений: сроки отчетности и система уплаты налогов не изменилась».
«Переезжаем» на отечественное бухгалтерское ПО
Какое бухгалтерское программное обеспечение российской разработки сможет успешно заменить западные аналоги? Приведите примеры.
Иван Агапов: С точки зрения учетных систем, могу привести в пример такие отечественные аналоги SAP и Oracle: 1С, Галактика ERP, Парус. Сюда же отнесу различные сервисы для малого бизнеса — Моё дело, 1С: Склад. Самое тяжелое — это заменить большую сложную корпоративную систему.
Если посмотреть в сторону распознавания сканов документов, то повторюсь: замена AABBY, Kofax и другим зарубежным продуктам подобного класса есть. Среди российских аналогов это Directum Ario One.
ПО для представления отчетности в контролирующие органы, системы цифровизации внутренних процессов и документов, сервисы юридически значимого обмена с контрагентами — всё это отечественное. Инструменты миграции на российское ПО тоже можно найти на внутреннем рынке.
Какое ПО станет особенно востребованным у бухгалтеров в ближайшие годы? Почему?
Иван Агапов: Одно из важных направлений, которому будет уделяться особое внимание и которое будет расширяться — это всё, что касается электронного обмена с контрагентами и внутреннего электронного документооборота первичными учётными документами. На базе системы Directum RX, например, есть готовые решения, которые переводят документы и процессы по обмену ими в электронный вид. Таким образом, компании могут цифровизировать внутренние бизнес-процессы и использовать разные типы ЭП для подписания первичных и финансовых документов, а с контрагентами можно вести смешанный документооборот, когда часть документопотока электронная, а другая бумажная.
У нас есть решения и платформа для этого, можно цифровизовать процессы и документы в одной системе, использовать разные типы ЭП, вести смешанный ДО (часть — на бумаге, часть — в ЭДО) и т.п.
Еще одна история связана с законодательной инициативой — налоговым мониторингом. Несколько сотен российских компаний уже присоединились к этой форме налогового контроля (АО «Теплоэнерго», МТС, «Аэрофлот»). Разумеется, на рынке появились специализированные ИТ-решения (витрины данных, платформы, сервисы), с помощью которых выстраивается удобная работа между ФНС и бизнесом, а параллельно соблюдаются все необходимые процедуры и регламенты. Наша компания также предлагает решение — «Архив для налогового мониторинга», который интегрируется с витринами данных VK Tax Compliance и KPMG.
Не уменьшится ли интерес бизнеса к цифровизации? В частности, к решениям на основе искусственного интеллекта?
Иван Агапов: Возможно, в моменте интерес понизится, так как на первый план выходят более насущные вещи, такие как замена зарубежного ПО или адаптация рабочих процессов в связи с изменением законодательства. И бизнесу уже не до внедрения искусственного интеллекта. Но можно посмотреть и с другой стороны — количество операций у бухгалтеров постоянно растет. А современные интеллектуальные решения как раз помогают автоматизировать процессы и уйти от рутины.
Я думаю, что глобально тренд на цифровизацию останется. По моей субъективной оценке, в текущих условиях развиваться он будет не так активно, как раньше. К примеру, вы сможете получить экономический эффект не за 3-4 месяца, а за 6-8. В каких-то отраслях, наоборот, интерес к цифровизации бизнеса как к способу сокращения расходов на бухгалтерские процессы, может стать даже более востребованным. Новые интеллектуальные решения помогут сэкономить средства компании в обозримом будущем. Но ключевым фактором становится быстрая окупаемость.
Что будет дальше?
Какие рекомендации дадите бухгалтерам сегодня?
Иван Агапов: С одной стороны, есть проблемы с бумагой, печатью, оргтехникой, расходниками. Но с другой, есть и решение — электронный документооборот. Конечно, сначала нужно всё организовать, настроить. Но на фоне получаемых результатов всё это нюансы. В конечном счете цифровизация ускорит бизнес-процессы и работу с документами, сэкономит деньги, решит вопросы, связанные с последующим хранением данных. Если все документы в электронном виде, далее их можно использовать в финансовом архиве и представлять аудиторам, инспекторам ФНС и прочим проверяющим органам, не суетясь над распечаткой бумажных копий.
Импортозамещение в части бухгалтерии — также решаемая задача. Те операции, которые раньше выполнялись на базе импортного ПО, можно проводить и с помощью отечественных систем. Не скрою, перестраиваться будет трудно, но это не из разряда невозможного. Тем, кто изначально работал на отечественном софте, в сегодняшней ситуации повезло больше. Тем компаниям, которые стоят перед выбором отечественного ПО для решения бухгалтерских задач, желаю сил и успехов.
Если у вас остались вопросы, связанные с цифровизацией бухгалтерских задач, напишите мне на почту Agapov_ii@directum.ru, и я постараюсь вам помочь.