Наверх

Четыре препятствия на пути ECM

Время чтения: 5 минут
0
Четыре препятствия на пути ECM

Очевидно, что системы класса ECM, автоматизируя бизнес-процессы, экономят рабочие, материальные и финансовые ресурсы компании... Однако не менее очевидно, что сегодня на пути развития ECM-систем существует несколько серьезных препятствий.

Василий Бабинцев, директор по маркетингу компании DIRECTUM

УвеличитьОчевидно, что системы класса Enterprise Content Management, автоматизируя бизнес-процессы, экономят рабочие, материальные и финансовые ресурсы компании и высвобождают время и силы сотрудников. Однако не менее очевидно, что сегодня на пути развития ECM-систем существует несколько серьезных препятствий. Попробуем разобраться, как возникают эти препятствия, в чем их особенности и чем они чреваты.

Прежде всего, мы видим, что эволюции ECM-систем мешает психологический фактор — консерватизм пользователей. Общеизвестно, что человек не доверяет всему новому и, только лично опробовав новшество, начинает использовать его в повседневной практике. Яркий тому пример — ситуация с электронными билетами (e-ticket). Технология была разработана более 12 лет назад и успешно освоена на Западе, однако в России, где темпы информатизации значительно ниже, электронный билет по-прежнему остается диковинкой, мало кем опробованной. Подавляющее большинство наших сограждан предпочитают традиционные бумажные билеты, несмотря на такие очевидные преимущества электронных, как безопасность (электронный билет невозможно потерять или забыть, его не смогут украсть) и возможность покупки заочно (для себя или для третьего лица).

Применительно к ECM-системе это означает, что до тех пор пока пользователь лично не поработает в системе, он будет относиться к ней скептически, а значит, будет тормозиться ее развитие. Здесь срабатывает принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Другое препятствие на пути развития ECM-систем — законодательный фактор. Законодательство любой страны — и Россия здесь не исключение — адаптируется под динамично трансформирующуюся реальность мучительно медленно. Безусловно, это не только негативная сторона бюрократической системы, здесь есть и позитивный аспект: любое изменение реальности должно пройти проверку временем и социумом, прежде чем стать регламентированным и узаконенным. Но как только проверка пройдена, как только регламентация состоялась, новшество получает «полные права» и начинает развиваться и воплощаться активно и систематично, охватывая самые разные сферы. Таким образом, выстраивается четкая взаимосвязь между технологией и законодательством: до регламентации — технология вне закона, темпы ее развития низки, после регламентации — технология под опекой закона, ее развитие активизируется. Для примера можно рассмотреть ситуацию с детскими сидениями в автомобилях. Каждый родитель понимал необходимость такого сидения в силу заботы о собственном ребенке; тем не менее до вступления в силу соответствующего закона детские сидения были установлены в считаных автомобилях. С принятием закона ситуация естественным образом переменилась: угроза наказания мотивирует родителей проявлять заботу о безопасности детей.

Применительно к ECM мы можем сказать, что принятие законов, которые будут подтверждать полноценность электронного документа и полноценность работы в рамках электронного документооборота, повысит темпы развития ECM-систем. Оно станет катализатором для тех компаний, которые понимали необходимость и результативность внедрения, но откладывали его по тем или иным причинам. Русская пословица экспрессивно выражает это положение словами «Пока гром не грянет...»

Следующий барьер — технологический фактор, неразвитость технологии. Определенный остов технологии остается неизменным с момента ее создания, в процессе развития меняются лишь вторичные свойства, однако именно они влияют на такую характеристику технологии, как распространяемость. Возьмем в качестве примера создание микропроцессора. По сути, оно не совершило революции в устройстве компьютера, но оказало глобальное влияние на создание персональных компьютеров массового пользования.

Системам ECM-класса сегодня как раз не хватает такой маленькой революции, которая затронет не сам принцип построения систем, а вторичную характеристику, способную подтолкнуть переход к массовому использованию систем класса ECM. Не будем забывать, что великие дела начинаются с малого. В нашем случае даже малое изменение способно повлечь за собой глобальные перемены.

Наконец, фактор стоимости владения системой — еще одна проблема на пути развития ECM. Законы экономики таковы, что технология, воплощенная как уникальное и единичное явление, всегда обходится дороже технологии, находящейся в общем пользовании. Чем активнее распространяется технология, чем больше у нее конкретных воплощений и конкретных потребителей, тем ниже становится цена. На заре эпохи мобильной связи сотовые телефоны были атрибутом роскоши и свидетельствовали об уникальности и состоятельности их пользователей. Распространение технологии, массовое ее использование снизило стоимость сотовой связи, хотя в самой технологии ничего принципиально не изменилось. Таким образом, новая технология обходится первому пользователю на порядок дороже, чем пользователю массовому.

Чем больше будет внедрений ECM-систем, тем дешевле станет их внедрение. Не следует считать, что разработчики систем сознательно завышают цену, уподобляясь китайскому императору, который пытался запретить птице петь для всех, заперев ее в своей клетке. Разработчик точно так же зависит от законов рынка, как и потребитель. В конечном счете все мы заинтересованы в развитии и совершенствовании технологий, в том, чтобы затраты компании снижались, а сотрудники становились свободнее.

Источник: BYTE

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь