Наверх

Электронные счета фактуры: между прошлым и будущим

Архив
Время чтения: 5 минут
18
Электронные счета фактуры: между прошлым и будущим

Электронные счета фактуры: между прошлым и будущим

Думаю, что уже ни для кого не секрет, что лето — это не только пора отпусков, дач и просто отдыха на природе, но и серьезной и плодотворной работы. Не только на личных огородных грядках и колхозных полях, но и в грохоте цехов и тиши кабинетов. Министерство финансов этим летом успело не только побороться с кризисом, но и ответить на вопросы, задаваемые гражданами и организациями. Сделало это оно традиционно, через институт письма. В письме от 7 июля 2009 г. N 03-07-14/63 дается четкий и однозначный ответ на вопрос: является ли правомерным оформление счетов-фактур в электронном виде. Нет, дорогие товарищи, счета-фактуры — это не первичные документы, и в отличие от последних в электронном виде существовать не могут. Только в бумажном, равно как и книги покупок и продаж. Позиция Минфина, ранее выраженная им в письмах N 03-07-11/214 от 04.06.2008, N 03-02-07/1-314 от 24.06.2008 и N 04-02-05/2/28 от 26.05.2004, по данному вопросу не изменилась.

Письмо от 4 августа 2009 г. N 03-02-08-64 говорит скорее не о настоящем, а прошлом и будущем. Прошлое здесь — пилотный проект, случившийся в период с января по июнь сего года в налоговых органах Управления ФНС России по г. Москве. Будущее — грядущие изменения в законодательстве, а именно возможность выставления счетов-фактур в электронном виде. В письме говорится, что «при организации электронного документооборота счетов-фактур его участниками использовались программно-технические средства, аналогичные средствам, применяемым в системе представления налоговых деклараций в электронном виде по каналам связи, что обеспечивало максимальную совместимость и существенную экономию на разработках и внедрении». Подозреваю, что формат электронных счетов-фактур (ЭСФ) был согласован или даже установлен заранее. Что, в первую очередь, максимально упрощает работу самой налоговой службы, не говоря уже о налогоплательщиках. Но есть в письме и ложка дегтя нотка грусти: «вместе с тем в настоящее время полномочиями по разработке и утверждению форм первичных документов Министерство финансов Российской Федерации не наделено». Видимо, это знак приближающейся осени. Хотя о чем это я? Такие полномочия есть у Правительства РФ. Не оно ли регулярно издает постановления (последнее № 451 от 26.05.2009), в которых регламентируется состав реквизитов и счета-фактуры, и книги покупок, и книги продаж. Бумажных, разумеется. Было бы неплохо, если после внесения изменений в федеральные законы (Налоговый кодекс, О бухгалтерском учете), появился подзаконный акт, устанавливающий формат электронных счетов-фактур, книг покупок и продаж. Еще было бы лучше, если будет использован международный опыт, та же группа стандартов EDI.

Другой аспект обмена электронными документами — это необходимость заключения предварительного «бумажного» соглашения. Внесенный в Думу законопроект за номером 256228-5 таки предусматривает такую необходимость. Стороны сами определяют порядок, а возможно и стандарты обмена. Даже если количество контрагентов организации исчисляется десятками, положительный эффект от внедрения электронных счетов-фактур в данном случае может быть попросту обесценен. На мой взгляд, единые установленные законом правила и, как следствие, отсутствие необходимости заключения предварительного соглашения — более интересный вариант.

Вот так, через аспект эффективности, мы плавно подошли к разговору о бенефициарах данного нововведения. Минфин не скрывает, что «использование счетов-фактур в электронном виде существенно повысит качество и оперативность сбора информации в интересах налоговых органов, упростит и ускорит процедуры проверок деятельности налогоплательщиков, в целом положительно скажется на эффективности администрирования налога на добавленную стоимость». Еще бы! Коли имеется возможность с минимальными усилиями загрузить счета-фактуры (или их реестры) в единую базу, кросс-проверка организации уже становится просто делом вычислительной техники.

Налогоплательщикам тоже уготовано светлое будущее. В виде «снижения затрат на почтовые услуги, на ведение архива документов на бумажном носителе (затраты на бумагу, печать, аренду площадей для архива и т. д.), возможности оперативного поиска нужного документа в электронном архиве». Возможностей для оперативного поиска документ, может быть и станет больше, а вот что касается экономии на хранении — с электронными документами все не так однозначно

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 18

Станислав Ким 8 октября 2009
Счет-фактура – документ налоговый т.к. служит основанием для вычета НДС (п. 3 ст. 169 НК). Надо бороться не за электронизацию счетов-фактур, а за их отмену ВООБЩЕ. Легче станет всем, в том числе и налоговой. Данные по выплаченному НДСу и по полученному у налоговой есть, в частности из наших банков, бумажные счета-фактуры на поверку оказываются лишь поводом для придирок налоговой к их оформлению. Следуя логике, почему отдельным документом не оформлется документы, подтверждающие расходы по налогу на прибыль?
Дмитрий Бойцов 30 октября 2009

Отмена бумажного оборота – камень преткновения.

Системы электронного документооборота, EDI и т.д. когда мы говорим эти понятия, то в связке с ними всегда возникает вопрос об отмене бумажных носителей. И вокруг этой темы всегда возникают различные дискуссии, дальше больше. Защита, безопасное хранение, стоимость.

 Для менеджмента продающего систему это  прямо не отражаемый удар.

Но ведь электронный документ не является…

Скоро будет.

Вот когда будет тогда и…

 

На эту тему материала больше, чем по технологиям или внедрению.

Вопрос.

Почему электронный документооборот ПОЛНОСТЬЮ должен отменить бумажный и когда?

Чем обусловлена неотвратимость этого процесса?

Почему господа производящие системы работы с электронными документами сформировали такое отношение к этому вопросу?

Рад буду услышать ответы.

Дмитрий Бойцов 30 октября 2009
Кстати при вмененном доходе, упрощеной системе налогообложения. СФ не требуются. Товарно транспортная накладная небходима ГБДД, воителю и кладовщику. Тут то чего отменять?
Станислав Ким 30 октября 2009
Дмитрий, читал ваш первый коммент как белый стих. Единственно, не понял, вы что-то спрашиваете или утверждаете?
Дмитрий Бойцов 31 октября 2009
Дмитрий, читал ваш первый коммент как белый стих.

Станислав,Это вы меня поругали или похвалили

Вопросы это.

А по поводу утверждений, мне кажется, что электронный документооборот на предприятии должен занимать достаточно четко отведенное для него место. Правда, как только об этом спрашиваеш все консультанты начинают всячески изворачиваться. Вт если-бы про это прочитать где -то. Господа консультанты?!

Сергей Бушмелев 31 октября 2009

2 Станислав Ким: кроме безналичного расчета есть еще "нал" и взаимозачеты. НДС возникает и там. 

2 Двитрий Бойцов:

электронный документооборот на предприятии должен занимать достаточно четко отведенное для него место

Не скажу за всю Одессу, но и сам и при разговоре с коллегами разделяю электроный документооборот (ЭДО) и обмен электронными документами (ОЭД). Может, конечно, и зря это делаю, но... Под ЭДО мною подразумевается документооборот внутри компании, при этом документы эти, как правило, организационно-распорядительного характера. Термин "обмен электронными документами" чаще использую для обмена "товарно-финансовыми" документами (платежными поручениями, накладными, счетами, заявками и т.п.) между различными компаниями. Тем не менее, и ЭДО И ОЭД играют инфраструктурную роль, являясь "транспортным уровнем" для бизнес-контента. Поэтому указать и ЭДО и ОЭД на "свое место", ИМХО не получится, ибо их маршрут (или русло) будет проходить там, где это, как минимум, снижает инфраструктурные издержки.

Товарно транспортная накладная небходима ГБДД, воителю и кладовщику.

Не спорю. При переходе на полностью электронный документооборот бумажные документы могут продолжать существовать. В данном случае (с водителем и ГИБДД) "традиционная" накладная будет бумажной копией электронного документа.

Можно конечно еще порассуждать об оснащении автомобилей или водителей устройствами, куда будут загружатся товарно-транспортные документы, а инспекторов ГИБДД - устройсвами для чтения такой информации. Но это дело какого-то неопределенного будущего. Хотя британских полицейских уже оснащают специальными устройствами (что-то типа PDA) :)

Дмитрий Бойцов 31 октября 2009
Под ЭДО мною подразумевается документооборот внутри компании, при этом документы эти, как правило, организационно-распорядительного характера.
Получается, что эдо для малых предприятий это миф? Ну сколько там этой документации, и не так часто мы с ней работаем. Либо получается, что для малых предприятий эдо - строго отраслевые решения.
При переходе на полностью электронный документооборот бумажные документы могут продолжать существовать.

Вы уж простите, но почему МОГУТ? Кстати в Англии сейчас забастовка почтовых служащих, так там налоговая срок сдачи отчетности перенесла, у предприятий убытки. Это к вопросу

электронный документооборот ПОЛНОСТЬЮ должен отменить бумажный
давайте всетаки попробуем мухи отдельно, котлеты отдельно...
Дмитрий Бойцов 31 октября 2009
разделяю электроный документооборот (ЭДО) и обмен электронными документами (ОЭД).

Разделение, конечно, есть я с вами согласен, но стереотип победы электронного документа над бумажным,  плавно распространился не обе аббревиатуры. Вопрос, почему и зачем формируется это, я бы сказал несколько не корректное утверждение?

Станислав Ким 31 октября 2009

2 Сергей Бушмелев: давайте не будем про нал и взаиморасчеты, там при зачете НДС наш родной Налоговый кодекс вообще начинает вступать в противоречие с постановлениями правительства, что создает большую головную боль для любой бухгалтерии :)  Вон попробуйте хоть зачесть НДС по ГСМ на корпоративный автотранспорт. Или можете потребовать на заправке СФ и послушать что вам на это ответит кассир :))) Кроме того не берете же вы этот нал из воздуха, как минимум вы по нему отчитываетесь в том же банке, выручку сдаете и затем берете обратно на разные расходы или мы говорим про совершенно черный нал?

2 Дмитрий Бойцов:  Изначально я не за полную или частичную подмену бумажных счетов-фактур электронными, а за их ПОЛНУЮ ОТМЕНУ! Достали меня лично эти бумажки, рука уже устала их подписывать. По поводу белого стиха - это я серьезно. Раза три перечитал ваше сообщение, лирично звучит, без иронии, правда. Если по сути вашего вопроса, просто некоторым разработчикам и внедренцам, как и революционерам начала 20 века присущ некоторый максимализм. Если революция, то во всем мире, пролетарии должны победить везде, в итоге вы сами видите, что вышло:)

Получается, что эдо для малых предприятий это миф? Ну сколько там этой документации, и не так часто мы с ней работаем. Либо получается, что для малых предприятий эдо - строго отраслевые решения.


Зачем сразу так? Есть приказы, есть договоры (разумеется, они не относятся к документам организационно-распорядительного характера), есть проекты и шаблоны договоров - есть повод задуматься о внедрении ECM-решения. Стоит ли игра свеч - компания решает для себя сама...
электронный документооборот ПОЛНОСТЬЮ должен отменить бумажный
Я такого не говорил :) Может, теоретики и революционеры говорят о полном переходе на электронный документоборот, но практики и эволюционеры говорят об электронно-бумажном документообороте.
Вон попробуйте хоть зачесть НДС по ГСМ на корпоративный автотранспорт

Задача успешно решалась и не раз. Заключается договор с поставщиком нефтепродуктов, транспорт весь месяц заправляется на АЗС поставщика, а в конце месяца поставщик выписывает одну счет-фактуру на отпущенные нефтепродукты. 
Станислав Ким 2 ноября 2009
Задача успешно решалась и не раз. Заключается договор с поставщиком нефтепродуктов, транспорт весь месяц заправляется на АЗС поставщика, а в конце месяца поставщик выписывает одну счет-фактуру на отпущенные нефтепродукты.
Договор договором, авансовый контракт с талончиками - это вариант, но тоже кривой. К закупке ГСМ за нал и дальнейшей попытке зачесть НДС по полученным документам это не имеет отношения.
но практики и эволюционеры говорят об электронно-бумажном документообороте.

Специально Google запрос зделал "электронно-бумажный документооборот", что то как-то говорят тихо или молча....

революционерам начала 20 века присущ некоторый максимализм. Если революция, то во всем мире, пролетарии должны победить везде, в итоге вы сами видите, что вышло

Скорее Деккабристы. Про них лучше сказано

Из статьи «Памяти Герцена» (1912) В. И. Ленина (1870-1924)- «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа.

Специально Google запрос зделал "электронно-бумажный документооборот", что то как-то говорят тихо или молча....

Может быть, о нем мало говорят, но значительную часть, если  большинство отечественных внедряемых СЭД-решений можно охарактеризовать как "электронно-бумажные". Сможете привести примеры СЭД, которые не позволяют вести учет бумажных документов?

К закупке ГСМ за нал и дальнейшей попытке зачесть НДС по полученным документам это не имеет отношения.

Станислав, думаю, мы углубились в подробности и чуть было не отошли от основной темы дискуссии. Насколько я Вас понял, Вы предлагаете отменить счета-фактуры вообще. На мой взгляд, от счетов-фактур на данный момент будет трудно отказаться. Хотя бы из-за значительного числа внешнеторговых сделок (я не говорю о псевдо-внешнеторговых сделках, как способе ухода от НДС). Нам волей или неволей придется учитывать позицию по данному вопросу зарубежных партнеров. У Натальи Храмцовской есть замечательная статья по данному поводу.



Что ж я попробую подвести итог из написанного.

 Видимо существует  хорошо законспирированная группа революционеров, которая пишет в интернете и на сайтах статьи, дает рекомендации о том, что такое электронный документооборот. В связи с их высказываниями у потребителей сложилось мнение, что электронный документооборот должен   в организации полностью  заменить бумажный.

 Существует группа практиков, которые непосредственно внедряют документооборот. Они пользуются термином  - электронно-бумажный документооборот при этом никому не говорят, что это такое.  Мои попытки найти описание или рекомендации (конкретные) по разделению бумажного и электронного документооборота не привели к успеху (не повезло наверно).

 

Читайте ecm-journal и Вам непременно повезет
Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь