Наверх

ECM-Journal обновился!

Если вы ещё не зарегистрированы на сайте, сделайте это прямо сейчас. Если у вас уже есть профиль, то просто обновите пароль.

Коктейль из будущего: pervasive computing & ECM

Время чтения: 3 минуты
13
Коктейль из будущего: pervasive computing & ECM

Место распространяющимся вычислениям в ECM-системах точно есть. И тут встает вопрос, насколько сотрудники готовы посвящать себя работе.

Западный тренд pervasive (ubiquitous) computing (рус. «распространяющиеся (распределенные) вычисления») в России обсуждается отчасти, в основном в одной из интерпретаций – как интернет вещей. Но pervasive computing (PC) не ограничивается концепцией объединения различных объектов-устройств, взаимодействующих посредством технологий Machine-to-Machine.

PC находит отражение вообще в выводе вычислений, осуществляемых какой-либо системой, за пределы основного устройства, при помощи которого пользователь обычно работает в этой системе. В процесс могут включаться (помимо десктопа) планшет, смартфон, автомобильный бортовой компьютер, аудиоплеер, умные часы, игровая приставка, электронная книга или любой иной гаджет. Речь идет не о мобильном клиенте или об удаленном доступе, а именно о вычислениях системы, которые самостоятельно производятся на неосновном устройстве.

Так, к примеру, если бортовой компьютер авто определяет, что машина надолго застряла в пробке, он может автоматически предложить водителю проверить почту, запустить фильм, просмотр которого был прерван вчера вечером, и так далее. Если смартфон в кармане понимает, что хозяин едет в метро, он советует почитать книгу или заглянуть на облюбованный новостной сайт. Причем подобное поведение уже заложено в окружение гаджета и соответствующего сервиса (почтового клиента, видеоплеера, приложения для чтения электронных книг, интернет-ресурса, на котором авторизован человек). Пользователю плюшки должны нравиться – PC облегчает жизнь, предлагает массу удобств.

Mark WeiserСегодня это практически осуществимо и реально. Идеям PC насчитывается более 25 лет (термин ввел Марк Вейзер, бывший главный технолог Xerox PARC еще в 1988 году), и сейчас они актуальны, жизнеспособны. Тем не менее, pervasive computing пока редко примеряют к бизнесу, хотя потенциал распространяющихся вычислений в корпоративных системах едва ли не больше, чем в случае с частными сервисами и приложениями.

PC имеет все шансы проявить себя в области ECM. Система управления корпоративным контентом может быть установлена на разных устройствах (как в виде основного клиента, так и в виде узких, заточенных на конкретную задачу приложений), служащих сотруднику непосредственно на работе и вне офиса. Если гаджеты будут иметь датчики для снятия информации об окружении и смогут определять, что именно в каждую конкретную минуту делает человек, где он находится и насколько он занят, то устройства смогут «подсовывать» сотруднику актуальную работу, привязанную к корпоративному контенту.

К примеру, умные часы будут напомнить о начале совещания на несколько минут раньше или позже, в зависимости от того, насколько близко находится сотрудник от переговорной комнаты, куда его пригласили. Оказавшись с планшетом на собрании, сотрудник автоматически получит уведомление, что ему открыт доступ к документам, созданным инициатором совещания. Система сама определит, что это сейчас актуально. Когда человек будет уходить с работы, открывая дверь на ресепшн магнитным ключом, смартфон сообщит ему о том, что в ECM-системе осталось невыполненным задание, помеченное как важное, имеющее дедлайн сегодня. Если поток работ интенсивен, такая помощь в самоорганизации не повредит.

Более того, выход распространяющихся вычислений в ECM даже за пределы офиса также реален. Система может взаимодействовать с человеком, когда он находится дома, в дороге и так далее. Правда, возникнет другая проблема – едва ли всякий сотрудник будет готов к столь тотальному присутствию работы в своей жизни. Актуальны вопросы мотивации, психологии управления и так далее. Баланс всегда должен находиться. Инструменты, повышающие эффективность, на личном уровне используются всеми по-разному, а кем-то и вовсе игнорируются, но бизнесу нельзя не смотреть в будущее, в частности – на связку pervasive computing & ECM.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 13

Корпоративный контент частично является продуктом взаимодействия людей. Для организации взаимодействия людей придуманы социальные сети, интернет пестрит историями успеха внедрения так называемых корпоративных интранетов. Pervasive computing в данном случае — проводник человека к нужному ему в текущий момент контенту, по аналогии с соцсетями, заявляющими себя в роли проводников к нужным людям. Разрозненные интеллектуальные инструменты — уже не тот уровень возможностей, о котором идёт общение. Самоорганизующиеся инструменты — вот что такое PC, на мой взгляд. Это следующий шаг (вспомним стандартную цепочку: гики → экспериментаторы → все остальные). Мне кажется, скоро PC перестанет быть чем-то захватывающим дух. И это нормально, это хороший знак для любой технологии. Ждём.

Андрей Подкин 2 декабря 2013

В мобильных устройствах первый шаг сделан больше года назад: это Google Now - система, которая пытается предугадать, что важно пользователю: поехать на работу или в ресторан, узнать погоду или цену на авиабилеты и так далее. И после предугадывания предоставить информцию на данную тему. Попробуйте использовать его для своего гаджета (на Android или iOS). Некоторые люди оказываются просто в шоке от первых впечатлений от этого сервиса.

Очень интересно наблюдать, как в тексте автора относительно новые (PC, Интернет вещей) технологии перемежаются с замшело-бюрократическими понятиями - документ, задание, собрание. Получился какой-то СЭД-стимпанк :)

ИМХО, пока мы будем цепляться за бумажное прошлое, за журналы, описи, входящие-исходящие, прорыва в управлении корпоративным, да и вообще просто контентом мы сделать не сможем. Нужно уходить от старой предметной модели. От статичных документов, как единиц информации, от казенно-исполнительно-принудительной модели workflow. Как там у Ильфа и Петрова: "На волю! В пампасы!!"

Только вот смогут российские вендоры отречься от старого мира и создать какой-то совершенно новый продукт? Не перелицованный, отфлатдизайненный и привебдваноленный ГСДОУ, а что-то такое "эх!!!"??? Совершенно новое, изначально электронное по самой своей природе??? Или, как там у Высоцкого - "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков"? ;)

Максим Кайнер 3 декабря 2013

Сережа, спасибо за внезапное определение жанра моего блога! Классный неологизм, предлагаю его впредь использовать в качестве тега для подобных сообщений, да и сам постараюсь не забыть )

Только не понимаю, что такого "замшело-бюрократического" в понятиях "документ", "задание", "совещание"? Почему-то кажется, что эти слова переживут и нас, и привычные нам свои формы (в широком смысле слова). Ведь когда-то и слово "письмо" означало вовсе не то, о чем мы все подумали, прочитав его сейчас. Время меняется, но удачные определения и термины остаются. К примеру, какой можно предложить осовремененный синоним слову "совещание" (тем более, если не считать всякие кальки с английского)?

Андрей Подкин 3 декабря 2013
Только не понимаю, что такого "замшело-бюрократического" в понятиях "документ", "задание", "совещание"?

Ага, некоторые крупные заказчики вообще требуют использования терминов "поручение" или "заседание", так что вся замшелость - это просто следование за бизнесом. Понятно, что стартапам такое даже близко не нужно. Но так они и не используют обычно мощные корпоративные системы, а строят свою инфраструктуру на базе решений других стартапов.

Только не понимаю, что такого "замшело-бюрократического" в понятиях "документ", "задание", "совещание"?

Я немного видел отечественных СЭД, но что мне попадались, все были, по выражению А.Сапожникова, "дисциплинирующими системами". Г-н Манчини (автор термина, возможно, не он) такие системы обозначил как "systems of records". Документы в таких системах призваны фиксировать некоторые правовые отношения и факты, workflow служит для принуждения работников в работе следовать определенным правилам. В этой сфере мало что меняется с веками, разве что розги заменили выговором, а дыбу - увольнением. Ну, в последнее время появляются кое-какие пряники, например, геймификация. Я думаю, что если СЭД строить на понятиях system of records, мы всегда получим средство принуждения. Ну да, СЭД может быть дружелюбной. Как наручники, отороченные розовым мехом. И на этом весь прогресс может и закончиться. Что бы мы не изобретали, получим архив и навязчивую электронную почту.

Но есть в организациях и продуктивный контент. Здесь не нужно обеспечивать юридическую значимость, здесь важнее сама информация, нежели метаданные. И статичный документ-черный ящик может быть не самым удобным механизмом для формирования базы знаний. Нужно что-то динамичное, демократичное, дискуссионное. И вместо задач и заданий средствами повышения продуктивности служит инициатива, взаимопомощь и совместная работа. По терминологии Александра Сапожникова это - эмансипирующие системы. Или systems of engagement по западной терминологии. Вот тут то уж можно развернуться, думаю. Скажете, это невозможно продать в России? Confluence как-то продается же! Вот это направление и стоит развивать, а не зацикливаться только на BDECM.

Максим Кайнер 4 декабря 2013

Одной эмансипирующей системы в реальности (вне красивых теорий) для организации бизнеса не достаточно. Инициатива и взаимопомощь - прекрасные начала. Но если сотруднику не сказать, что сейчас необходимо заняться этим конкретным делом, он может завзаимопомогаться и просто забыть о своей основной функции. Много ли в среднестатистической компании людей, которые могут одновременно и помнить обо всех своих делах, и уделять внимание коллегам, чтобы обеспечивать теплый микроклимат, и помогать новичкам освоиться, и при этом получать не рядовые задания, а важные, стратегические, требующие максимальной отдачи? Даже стартап не переживет свой "медовый год энтузиазма", если не наладится процесс выставления задач и контроля их исполнения. А что говорить о компании, которая не с новой идеей вышла на рынок, а работает в условиях высочайшей конкуренции? В общем, считаю, что без строгого бизнес-процесса не обойтись.
А отношение сотрудника к строгости может быть уже разным. Кто-то воспринимает как "наручники, отороченные розовым мехом", кто-то как дополнение к системе самоорганизации. Ценности же у людей разные. Не думаю, что профессионал будет ратовать за то, чтобы ему предоставили полную свободу действий и вообще его не трогали, так как он сам понимает, что это приводит к высокому риску неэффективной работы. В отрыве от стратегии компании, которая разрабатывается руководством, действовать не совсем верно, поэтому правильно получать ориентиры сверху. А руководители уже сами будут решать, кому и какую степень свободы выдать, оценивая профессионализм и разумность.

Естественно, то все это имеет отношение к менеджменту и вообще психологии, более чем к теме ECM, о чем, кстати, я написал в конце блога (хоть и подойдя с иной стороны):

Правда, возникнет другая проблема – едва ли всякий сотрудник будет готов к столь тотальному присутствию работы в своей жизни. Актуальны вопросы мотивации, психологии управления и так далее.

Однако все это не очерняет идею того, что pervasive computing в ECM должны находить свое место, вот Ришат и Андрей, как я понимаю, разделяют такое мнение. Я был бы не против увеличить эффективность работы за счет подобной технологии. Может, через год бы и попросил "снизить уровень проникновения", но это уже совсем другая история. =)

Андрей Подкин 4 декабря 2013

Максим, по поводу стартапов и профессионалов не совсем верно. Все зависит от конкретных условий. И обычно все же доминирует позиция максимальной свободы и минимальной отчетности сверху: профессионал потому и профессионал, что сам понимает, когда и кому ему надо отчитаться, чтобы все были спокойны, что он работает, а не отлынивает. Если надо, он подстроится под руководителя и будет сообщать ему о достижениях своих контрольных точек без напоминаний.

Максим Кайнер 4 декабря 2013

А это значит, что ему не нужна дисциплинирующая система, в каком бы то ни было виде?

Андрей Подкин 4 декабря 2013
А это значит, что ему не нужна дисциплинирующая система, в каком бы то ни было виде?

Смотря что считать дисциплинирующей системой. Если блокнот и ручка, не говоря уже про календарь, тоже дисциплинирующая система, то нужна. Если нет - то не нужна.

Максим Кайнер 4 декабря 2013

Я предложил бы считать дисциплинирующей системой что-то, что позволит коллегу (или руководителя) попросить нашего профессионала помочь в том или ином вопросе в конкретный срок, а также каким-то образом зафиксировать эту просьбу, получив согласие нашего профессионала оказать помощь. Пусть это будет хоть доска на стене, где бы было написано "сделать то-то тогда-то" и появлялась галочка напротив пункта, когда помощь оказана.

По-моему, такая вещь нужна.

Максим Кайнер 4 декабря 2013

* коллеге (или руководителю) 

Андрей Подкин 4 декабря 2013

В том-то и дело, что это не доска и не какое-то любое публичное место. Работа профессионала в стартапе для непосвященных выглядит как магия: он просто делает всё в нужное время. При этом, конечно же, для себя что-то куда-то записывает (в календарь, список дел или еще куда-то).

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь