Наверх

Мобильность как тренд

Архив
Время чтения: 11 минут
2
Мобильность как тренд

Если так можно сказать, мобильность представляет собой “зонтичный” тренд, под которым на самом деле подразумевается целая масса постоянно появляющихся, взрослеющих и уходящих мобильных технологий и концепций.

Вот уже несколько последних лет из года в год мобильность (использование мобильных устройств для решения бизнес-задач) называют одним из трендов в развитии информационных бизнес-технологий. Причина, по которой этот тренд остается актуальным уже больше десятилетия, довольно проста. Если так можно сказать, мобильность представляет собой “зонтичный” тренд, под которым на самом деле подразумевается целая масса постоянно появляющихся, взрослеющих и уходящих мобильных технологий и концепций.

Лэптопы

Одной из первых мобильных концепций является мобильный компьютер в форм-факторе лэптоп. В России этот вид вычислительной техники чаще называют ноутбуком. Я был очень удивлен, узнав , что концепция современного лэптопа появилась еще в конце 60-х гг. прошлого века. Идею создания портативной вычислительной машины “размером с блокнот, имеющей плоский монитор и умеющей подключаться к сетям без проводов” в 1968 г. выдвинул начальник исследовательской лаборатории фирмы Xerox Алан Кей (Alan Key). В 1979 г. по заказу NASA компанией Grid Systems был создал первый в мире лэптоп Grid Compass, использующийся в рамках космической программы Space Shuttle. А в середине — конце 80-х почти у каждого крупного производителя персональных компьютеров (IBM, Compaq, Apple, Epson) в линейке были портативные модели. Первые устройства имели сравнительно большую массу (5—10 кг), маленький экран и стоили довольно дорого (2—4 тыс. долл.). Массовым продуктом лэптопы стали в 90-х гг. минувшего века.

Бизнес оценил потенциал портативных компьютеров. Лэптопы стали надежными спутниками бизнес-путешествий, позволяющими работать в автомобиле, самолете, поезде, отеле, зале ожидания аэропорта или вокзала и т. п. Лэптопы оснащались модемами, коммуникационными портами для подключения принтера и других периферийных устройств, сетевыми картами, что позволяло им включаться в инфраструктуру корпоративной сети. Но самая важная черта, которую нельзя обойти вниманием, — это то, что за редким исключением (например, Grid Compass), лэптопы работали под управлением той же операционной системы, что и уже привычные десктопы. Поэтому на лэптопах работало большинство существующих бизнес-приложений. Иными словами, “классическая ” концепция мобильности для лэптопов заключалась в том, что мобильным является сам компьютер, а приложения используются те же, что и на стационарном компьютере. Поэтому лэптопы “уютно себя чувствуют ” и в офисе на рабочем столе, и на коленях в деловой поездке. Эта концепция мобильности оставалась практически единственной долгие годы, пока на рынке не появились смартфоны и планшетные компьютеры.

Коммуникаторы и смартфоны

Справедливости ради стоит сказать, что первыми мобильными гаджетами были не коммуникаторы и не смартфоны, а… сами сотовые телефоны. Первым мобильным телефоном считается Motorola Dyna-Tac, масса которого составляла чуть больше одного килограмма (1,15 кг), а первый разговор по мобильному телефону состоялся в 1973 г. между Мартином Купером, под чьим руководством состоялся первый мобильный проект, и главой исследовательского отдела конкурентной Bell Laboratories Джоэлем Ёнгелем. Изначально мобильные телефоны были довольно дóроги. Так, модель Motorola Dyna-TAC 8000x, представлявшая пятое поколение Dyna-TAC, стоила около 10 000 тыс. долл., однако уже через год, когда телефоны вышли на масштабный рынок, ее цена опустилась до 4 тыс. долл. Первые телефоны работали в режиме разговора не более 30 мин, а на полную зарядку батарей требовалось от 8 до 10 ч. Ежемесячная плата за пользование услугами сотовой связи в 1983—1984 гг. составляла 50 долл., а стоимость минуты разговора колебалась от 40 до 24 центов в зависимости от того, совершался ли звонок в час пик или нет. В России в начале 90-х, на заре развития мобильной связи, мобильные телефоны стоили несколько тысяч долларов, а за минуту разговора брали два-три доллара. Все это означало, что первоначально мобильную связь могли себе позволить только состоятельные люди, в большинстве своем являющиеся представителями крупного бизнеса. Так к облику состоятельного бизнесмена добавился сотовый телефон, который также расширил понятие офиса благодаря тому, что позволял всегда быть на связи.

Шли годы, телефоны становились все умнее и умнее, получили новый функционал, в том числе возможность запускать сторонние приложения. И результате эволюции появился смартфон. Смартфонами первоначально называли мобильные компьютеры в форм-факторе классического телефона. В “параллельной вселенной ” в это время развивались палмтопы, или, как их еще называли, PDA (Personal Digital Assistant) или КПК (карманный персональный компьютер). Это были компактные устройства с LCD-дисплеем, оснащенные сенсорными экранами (или областями экрана). Как правило, мобильные устройства работали под управлением специализированной операционной системы, отличной от ОС десктоп-систем. Ввод текста осуществлялся при помощи стилуса и экранной клавиатуры или выделенной аппаратной клавиатуры. После того как палмтопы получили радиомодули, позволяющие осуществлять передачу данных по сотовым сетям, их стали называть коммуникаторами. Позднее термины “коммуникатор ” и “смартфон ” смешались и стали фактически синонимами.

Как правило, в бизнесе коммуникаторы выполняют коммуникационно-информационные функции. К коммуникационным функциям я отношу голосовые и видеозвонки, обмен сообщениями (SMS, IM, email). К информационным можно отнести доступ к веб-сайтам и веб-сервисам посредством браузера и специализированных приложений. В число информационных корпоративных ресурсов, доступных со смартфона, входит и ECM-система. Объем функций, которые можно осуществить с помощью мобильного клиента или мобильного доступа, отличается от системы к системе. Помимо чтения или ознакомления с документами и другими материалами это может быть выполнение несложных действий, связанных с выбором, вводом небольшого количества текста. Есть и экзотический функционал — как то подписание документов кончиком пальца. Но присущие современным смартфонам и коммуникаторам конструктивные и программные ограничения делают затруднительным ввод большого объема текстовых данных, равно как и работу со множеством одновременно открытых окон, сложное форматирование документов. Иными словами, смартфоны используются скорее для потребления бизнес-контента, нежели для его создания.

Помимо реализации коммуникационно-информационных функций смартфоны могут использоваться, и достаточно эффективно, для решения отдельных бизнес-задач. Например, со смартфона торговые представители получают доступ к корпоративной ритейл-системе, таксисты применяют коммуникаторы для расчета стоимости поездки. Пару раз я наблюдал, как продавец торговой точки со смартфона обращался к CRM-системе, чтобы узнать процент скидки по карте лояльности. Думаю, подобных решений существует множество, и конструктивные особенности системы (компактный размер, небольшая масса, длительное время работы от батареи) позволяют решать бизнес-задачи более эффективно, чем с помощью, скажем, лэптопа.

Таким образом, можно сказать, что концепция мобильности для смартфонов и коммуникаторов — это мобильные устройства для решения коммуникационно-информационных и специализированных задач. Смартфоны функционируют под управлением собственных операционных систем, для них разрабатывают специальные нативные приложения. Можно сказать и так, что смартфоны отличаются от классических компьютеров и программно-аппаратно, и в силу различий решаемых задач.

Планшеты

Картинка 187 из 59595Можно долго спорить, какое устройство считать прародителем современных планшетов: PDA начала “нулевых”, Apple Newton, Apple iPhone, планшетные компьютеры (Tablet PC), но рынок планшетов в его “текущей реинкарнации” появился с выходом Apple iPad. Несмотря на то что этот планшет поставлялся с рядом предустановленных программ, а к моменту начала продаж в AppStore уже были приложения для iPad, сценарии для использования устройства по большей части придумывались после его покупки. Покупка совершалась под влиянием эмоций, а потом спешно подыскивался excuse для оправдания потраченных денег.

По техническим характеристикам планшеты находятся между смартфонами и лэптопами и за редким и не особо рыночно успешным исключением используют ту же операционную систему, что и смартфоны. Большая диагональ экрана делает работу с документами и веб-серфинг комфортнее, да и сама экранная форма может поместить большее количество управляющих элементов.

Несмотря на постоянно растущие продажи, планшеты пока не догнали по популярности смартфоны, а присущие ограничения не сделали их полноценной заменой лэптопов. Большинство пользователей покупают планшет как дополнение к смартфону или персональному компьютеру, то есть это дополнительная статья расходов.

Искусственность происхождения, относительно высокая стоимость отразились и на сценариях использования. Российские ECM-вендоры, словно сговорившись, предлагают один сценарий — автоматизированное рабочее место руководителя. Вся концепция держится на постулате, что руководитель, особенно высшего звена, самостоятельно не создает документы, а его функции по большей части состоят в их визировании и контроле выданных поручений. Нельзя сказать, что данная задача искусственная и что это только дань моде. АРМ руководителя — вполне, на мой взгляд, оправданная попытка использовать сильные стороны планшета: компактный размер и длительное время работы (по сравнению с лэптопами) и замаскировать его слабые стороны, как то сложность и неэффективность более серьезной работы с документами (создание, сложное форматирование, верстка) и относительно высокая стоимость. Вообще-то, часто не слишком гуманный ценник играет скорее положительную роль, привнося в пользование планшетом легкий налет элитарности.

Как и смартфоны, планшеты могут участвовать в специализированных сценариях. Например, продавцы Apple Store вооружены планшетами, планшеты Sony могут использоваться как пульт к телевизору и иным компонентам домашней развлекательной системы той же марки. Современному планшетному рынку не более двух лет, он далек насыщения, темпы роста измеряются двузначными числами. Как следствие, появляется все больше бизнес-сценариев использования планшета.

Опционность модуля сотовой связи, да и само неудобство применения планшета, особенно больших диагоналей, в качестве телефона сменили акцент в концепции использования планшета, вытеснив коммуникационные функции на задний план. Концепция мобильности для планшета заключается в задействовании мобильного устройства для решения информационных и специализированных задач. Как и смартфоны, планшетные компьютеры отличаются от “традиционных ” компьютеров аппаратной частью, операционной системой и решаемыми задачами.

Что дальше?

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сказать, что не только при появлении, но и при взрослении и популяризации технологии концепция ее применения также претерпит изменения. Рост популярности планшетов, создание единой операционной системы и приложений для “традиционных ” персональных компьютеров (лэптопов и десктопов) — все это может не раз изменить привычную концепцию мобильной работы.

Попробуем представить пару сценариев дальнейшего развития этой концепции. Отправной точкой для первого сценария будет создание операционной системы, единой для планшетов и традиционных компьютеров. Допустим, что это будет Windows 8 (далее в тексте — W8). Теоретически на W8 должны выполняться приложения для ранних версий ОС (Windows XP, Vista, 7). Но на планшете работа с большинством legacy-приложений будет затруднена, так как они не ориентированы на пальцевый ввод. Следовательно, приложение, чтобы с ним было комфортно работать как с планшета, так и с “традиционного” компьютера, должно поддерживать два интерфейса — традиционный и пальцеориентированный. Microsoft пошла именно этим путем — большинство компонентов Windows 8 имеет два интерфейса — традиционный Windows и пальцеориентированный Metro. Исходя из задач, стиля работы и собственных предпочтений, пользователи смогут выбирать между различными форм-факторами: десктоп, лэптоп, планшет. При этом ОС и приложения будут одинаковые. Возможно, что для ряда операций пользователю потребуются отдельные периферийные устройства (аппаратная клавиатура, мышь, сканер), которые можно будет подключить как к самому устройству, так и к док-станции.

Другой сценарий чуть более фантастичен. Представьте, что все приложения перенесены в облако и мы общаемся с ними через веб-интерфейс или какое-то подобие терминального режима. Или мы можем создать в облаке любую виртуальную машину и обращаться к ней с любого устройства любой архитектуры. Разумеется, для реализации этого сценария необходимо иметь неразрывное высокоскоростное интернет-соединение, но кто знает, вдруг уже в не столь отдаленной перспективе это будет нечто, само собой разумеющееся, как сейчас мобильная связь. Можно будет не забивать себе голову синхронизацией данных, вопросами совместимости, обслуживания приложений, правда, появятся новые вопросы безопасности. Надеюсь, что мы в будущем или наши потомки с этими проблемами справятся.

Возвращаясь к теме мобильности, можно сказать, что и в этом, и в предыдущем случае концепция мобильности будет выглядеть как выбор устройства нужной степени мобильности для решения одних и тех же задач. Пользователь сможет сам выбрать любое устройство, не потеряв при этом в функционале. А если функционал одинаков, то возможна “каннибализм” со стороны одного класса устройств по отношению к другим и конвергенция устройств. А может, вообще появятся новые классы устройств. Что ж, поживем — проверим.

Источник: PCWeek

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 2

Вот пример работабющего сценария с планшетником - администрация города (правда не у нас, конечно, - Ванкувер) добилась экономии бумаги используя планшеты вместо бумаги на совещаниях. По рассчетам 50 тыс. листов бумаги в год.

Михаил Романов 17 апреля 2012
добилась экономии бумаги используя планшеты вместо бумаги на совещаниях
Кстати, да, интересная статья. Замечательный пример манипулирования цифрами...
Полные затраты на работу с бумажными экземплярами никто так и не привел: назвали затраты на одно совещение (причем максимальную стоимость!), а общее их количество - нет.
Если же взять цифру 50 тысяч листов бумаги, то их стоимость будет порядка $500-$600, а полная стоимость, с учетом расхдников, сумма будет где-то в 2-3 раза выше (это не точно, но примерно в такие цифры я когда-то укладывался сам).
Получается, что за год набегало примерно $2000, что при стоимости закупок iPad на $17000 дает возможность еще 8-10 лет работать с бумагой.
Так что вопрос TCO - вопрос сложный и судить о нем по рекламным статьям (а appleinsider - это именно маркетинговый ресурс) я бы не стал.
Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь