Наверх

Законы на вырост

Архив
Время чтения: 3 минуты
2
Законы на вырост

Законы на вырост

Власть планирует оптимизировать процесс предоставления  государственных услуг гражданам, воплотив идею электронного правительства. На первый взгляд инструментом для функционирования e-gov должны стать своего рода  электронные ворота  в виде порталов, государственной электронной  почты и т.д. Однако за этими  «пропилеями» – право граждан запрашивать и обращаться в виде  неструктурированной, разноформатной и семантически неоднородной информации, в том числе на бумаге. Электронное правительство начнет работать в случае, если информация, которая находится в распоряжении чиновников, будет унифицирована и доступна – только протяни руку и возьми.

Инновации федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» настолько существенны, что потребовали внести десятки изменений в статьи законов и кодексов, регулирующих взаимодействие граждан и организаций с госорганами – от контрольной деятельности налоговиков до реализации государственных социальных программ. «Смежный» федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации….» вступит в силу в январе 2011 года. Этим законом введено адекватное определение электронного  документа, а  во всех пунктах, где речь идет о передаче и предоставлении информации, по умолчанию добавлено – «в том числе электронные документы». Взаимодействовать с помощью электронных документов отныне можно как по инициативе граждан и организаций, так и по инициативе самих ведомств. При этом, любой гражданин имеет право направить запрос в государственный орган на бумаге и требовать дать ему ответ на бумаге же. Что вполне естественно, учитывая  статистику электронного неравенства, которая существует между ведомствами и регионами в настоящее время.

Оба закона написаны «на вырост». В 2011 году применить многие их пункты будет  невозможно, и потребуется выпустить изрядное количество подзаконных актов, которые обеспечат инструментарий для предоставления государственных услуг. 

В настоящее время в государственные органы направляется гетерогенный документопоток обращений граждан. Закон говорит, что «запрос – это выраженное в устной или письменной форме, либо в электроном виде обращение заявителя о предоставлении государственной (муниципальной) услуги…». То есть граждане обращаются «на бумаге», по электронной почте, через портал, пишут запросы в word и txt, прикладывают документы в excel, pdf или в виде отсканированных образов. Современные информационные системы ведомств и многофункциональных центров не обеспечивают унифицированную обработку столь разнородного потока документов.

Непосредственный цикл предоставления государственной услуги, происходящий в недрах электронного правительства, должен быть максимально прозрачным и единообразным в независимости от того, в какой форме поступил запрос. Когда речь идет о формализованной информации – мы можем привести ее в форму записей, которые хранятся в учетной системе. Неформализованную информацию влить в систему невозможно. Информационные системы, в каком бы виде они не существовали сегодня (МФЦ, экспедиции ведомств, «одно окно»), должны быть дополнены форпостом, который принимая на себя потоки заявлений, преобразовывал бы их в электронные документы, и передавал бы чиновникам для работы.

Все эти сложные технические процедуры – за «занавесом». Но именно они  определяют эффективность государственных электронных услуг.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 2


Это смотря как позиционировать российский e-gov. Если как пиар-акцию в свете предстоящих выборов или просто борьбы за рейтинги, то о нем (egov'е) вскоре забудут, увлекшись новой игрушкой. Если действительно собираются делать инструмент для эффективного взаимодействия электората с государством в лице госучреждений, то придут к унифицированной форме обращения. Чувствуете, запахло электронными формами. Если, скажем, зайти на официальный сайтик какого-либо американского городка, то можно найти аккуартные каталоги с исчерпывающим списком электронных форм. Как правило, это формат pdf.  Приложения (официальные от Adobe и "3rd party") для просмотра и заполнения pdf-форм существуют для всех "народных" (популярных) платформ. Засада в том, что для полного цикла обработки электронных форм (создание, публикация, сбор, обработка) требуется Adobe Lyvecycle ES, а это не очень бюджетная цена плюс необходимость "шарить" в J2EE (сервера приложений, БД). Может, для мэрии какого-нибудь Орландо это пустяк, но для городов "дальнего заМКАДья" высокая стоимость пакета вкупе с необходимостью держать в штате Java-специалиста может стать камнем преткновенья.



Какие вижу альтернативы? Возможно, где-то выручат веб-формы, где-то будут использоваться "наколеночные" решения с Word и Excel формами, или же взаимодействие будет осуществляться через ... традиционным путем - бумага и разношерстные неструктурированные электронные документы.


Случай из жизни.

Заявитель выходит на лестничную клетку, фотографирует себя телефоном, электронную фотографию прикладывает к электронному бланку и отправляет его. Сотрудники ОИВ падают со стула при получении такого обращения. Самое интересное, требований к фото в регламенте нет и заявитель формально прав. Просили фото - получите.

Аналогичная ситуация возникает при подаче рукописного заявления. Принимающая сторона заявляет, что текст написан неразборчиво. Как определить кто прав?
 

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь