ECM-Journal обновился!
Если вы ещё не зарегистрированы на сайте, сделайте это прямо сейчас. Если у вас уже есть профиль, то просто обновите пароль.
Законы на вырост

Законы на вырост
Власть планирует оптимизировать процесс предоставления государственных услуг гражданам, воплотив идею электронного правительства. На первый взгляд инструментом для функционирования e-gov должны стать своего рода электронные ворота в виде порталов, государственной электронной почты и т.д. Однако за этими «пропилеями» – право граждан запрашивать и обращаться в виде неструктурированной, разноформатной и семантически неоднородной информации, в том числе на бумаге. Электронное правительство начнет работать в случае, если информация, которая находится в распоряжении чиновников, будет унифицирована и доступна – только протяни руку и возьми.
Инновации федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» настолько существенны, что потребовали внести десятки изменений в статьи законов и кодексов, регулирующих взаимодействие граждан и организаций с госорганами – от контрольной деятельности налоговиков до реализации государственных социальных программ. «Смежный» федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации….» вступит в силу в январе 2011 года. Этим законом введено адекватное определение электронного документа, а во всех пунктах, где речь идет о передаче и предоставлении информации, по умолчанию добавлено – «в том числе электронные документы». Взаимодействовать с помощью электронных документов отныне можно как по инициативе граждан и организаций, так и по инициативе самих ведомств. При этом, любой гражданин имеет право направить запрос в государственный орган на бумаге и требовать дать ему ответ на бумаге же. Что вполне естественно, учитывая статистику электронного неравенства, которая существует между ведомствами и регионами в настоящее время.
Оба закона написаны «на вырост». В 2011 году применить многие их пункты будет невозможно, и потребуется выпустить изрядное количество подзаконных актов, которые обеспечат инструментарий для предоставления государственных услуг.
В настоящее время в государственные органы направляется гетерогенный документопоток обращений граждан. Закон говорит, что «запрос – это выраженное в устной или письменной форме, либо в электроном виде обращение заявителя о предоставлении государственной (муниципальной) услуги…». То есть граждане обращаются «на бумаге», по электронной почте, через портал, пишут запросы в word и txt, прикладывают документы в excel, pdf или в виде отсканированных образов. Современные информационные системы ведомств и многофункциональных центров не обеспечивают унифицированную обработку столь разнородного потока документов.
Непосредственный цикл предоставления государственной услуги, происходящий в недрах электронного правительства, должен быть максимально прозрачным и единообразным в независимости от того, в какой форме поступил запрос. Когда речь идет о формализованной информации – мы можем привести ее в форму записей, которые хранятся в учетной системе. Неформализованную информацию влить в систему невозможно. Информационные системы, в каком бы виде они не существовали сегодня (МФЦ, экспедиции ведомств, «одно окно»), должны быть дополнены форпостом, который принимая на себя потоки заявлений, преобразовывал бы их в электронные документы, и передавал бы чиновникам для работы.
Все эти сложные технические процедуры – за «занавесом». Но именно они определяют эффективность государственных электронных услуг.
Комментарии 2
Это смотря как позиционировать российский e-gov. Если как пиар-акцию в свете предстоящих выборов или просто борьбы за рейтинги, то о нем (egov'е) вскоре забудут, увлекшись новой игрушкой. Если действительно собираются делать инструмент для эффективного взаимодействия электората с государством в лице госучреждений, то придут к унифицированной форме обращения. Чувствуете, запахло электронными формами. Если, скажем, зайти на официальный сайтик какого-либо американского городка, то можно найти аккуартные каталоги с исчерпывающим списком электронных форм. Как правило, это формат pdf. Приложения (официальные от Adobe и "3rd party") для просмотра и заполнения pdf-форм существуют для всех "народных" (популярных) платформ. Засада в том, что для полного цикла обработки электронных форм (создание, публикация, сбор, обработка) требуется Adobe Lyvecycle ES, а это не очень бюджетная цена плюс необходимость "шарить" в J2EE (сервера приложений, БД). Может, для мэрии какого-нибудь Орландо это пустяк, но для городов "дальнего заМКАДья" высокая стоимость пакета вкупе с необходимостью держать в штате Java-специалиста может стать камнем преткновенья.
Какие вижу альтернативы? Возможно, где-то выручат веб-формы, где-то будут использоваться "наколеночные" решения с Word и Excel формами, или же взаимодействие будет осуществляться
через ...традиционным путем - бумага и разношерстные неструктурированные электронные документы.Случай из жизни.
Заявитель выходит на лестничную клетку, фотографирует себя телефоном, электронную фотографию прикладывает к электронному бланку и отправляет его. Сотрудники ОИВ падают со стула при получении такого обращения. Самое интересное, требований к фото в регламенте нет и заявитель формально прав. Просили фото - получите.
Аналогичная ситуация возникает при подаче рукописного заявления. Принимающая сторона заявляет, что текст написан неразборчиво. Как определить кто прав?