Больничные листы уходят в цифру
Мой работодатель, компания Directum, поддерживает работу с электронными больничными. Правильно оформить лист нетрудоспособности, чтобы получить выплату ФСС, поначалу было задачей нетривиальной. К счастью, теперь всё проще.
Мой работодатель, компания Directum, поддерживает работу с электронными больничными. Правильно оформить лист нетрудоспособности, чтобы получить выплату ФСС, поначалу было задачей нетривиальной. К счастью, теперь всё становится проще.
Было: письменное согласие на электронный больничный и заявление в ФСС
Больничные листы оформлялись на бумаге либо в электронной форме. При этом получить электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) было возможно только при совпадении двух условий:
- у медучреждения есть технические средства для выдачи документа;
- работодатель имеет возможность обрабатывать ЭЛН.
Дополнительно работник должен был дать письменное согласие на получение именно электронного больничного. После закрытия больничного он относил бумажный листок нетрудоспособности или номер ЭЛН в бухгалтерию, которая формировала от его лица заявление в ФСС, а работник его подписывал.
Заявление было обязательным до конца 2020-го в соответствии с п. 2 Положения об особенностях назначения и выплат в 2012–2020 годах (Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294).
ФСС обрабатывал заявление и переводил денежные средства работнику.
Сейчас: заявление в ФСС не нужно
По-крупному схема оформления листков нетрудоспособности и получения выплат осталась прежней. Но с начала 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375, которое пришло на смену Постановлению Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.
В новом нормативном акте отсутствует пункт про необходимость бухгалтерии оформлять заявление от лица работника для ФСС. Минус одна бумага, и это логично, ведь ранее заявление носило формальный характер, работник лишь подтверждал достоверность своих данных, которые хранились в бухгалтерии. В их числе паспортные данные, прописка, номер больничного, номер счёта в банке, на который надо было перечислить больничные.
Как будет: достаточно электронного больничного
30 апреля 2021 года был подписан 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования», который вступит в силу 1 января 2022 года.
Статья 3 вносит правки в ст. 13 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Там появится пункт:
«Основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности <…> является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещённый в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено настоящим федеральным законом».
То есть подразумевается полный переход на ЭЛН для большинства работников. Исключением станут несколько категорий.
Для лиц, сведения о которых составляют гостайну (п.28 ст. 13 255-ФЗ в новой редакции), поликлиники по-прежнему будут формировать бумажный больничный.
Готова ли инфраструктура?
Уже сейчас ФСС предоставляет сервисы, которые позволяют работать с ЭЛН, для медучреждений, работодателей и работников. Так, поликлиники могут использовать бесплатное программное обеспечение АРМ «ЛПУ» от ФСС, дополнительно потребуется приобрести сертификаты УКЭП для врачей и поликлиники.
Работник может получить номер ЭЛН в виде выписки в поликлинике. Потерять выписку не страшно, так как через личный кабинет ФСС (потребуется учетная запись ЕСИА) всегда можно узнать номер ЭЛН, который необходимо передать работодателю.
Работодатель может наладить взаимодействие с ФСС, доработав свою информационную систему, либо используя «Личный кабинет страхователя» ФСС. Первый вариант будет выгоден крупным организациям, второй подойдёт организациям с небольшой численностью сотрудников.
Зная СНИЛС и номер ЭЛН, работодатель может получить данные по больничному листу, дополнить их информацией для начисления пособия и сформировать заявление в ФСС, подписав его УКЭП бухгалтера и руководителя организации.
Почему ЭЛН выгодны работодателю?
С одной стороны, электронная форма сводит к нулю вероятность подделки листков нетрудоспособности, с другой — избавляет от необходимости хранить бумажные больничные на случай проверок.
Иллюстрация: кадр из к/ф «Кавказская пленница».
Комментарии 0