Наверх

Цифровая экосистема: модный термин или новая реальность?

Время чтения: 6 минут
0
Цифровая экосистема: модный термин или новая реальность?

Эволюция программных продуктов и сервисов дошла до нового уровня. Теперь всё чаще говорят о цифровых экосистемах. Что вкладывается в это понятие? И чем отличается функциональная цифровая экосистема от других? Подробности — далее.

В России уже есть компании, которые говорят о себе как о цифровых экосистемах. В их числе Сбер, Яндекс, МТС, Магнит и другие громкие бренды. В новом статусе такие компании не только меняют маркетинговую политику, но и выстраивают долгосрочные бизнес-стратегии.

Для пользователей обычно эти изменения кажутся странными: как банк или торговая сеть могут называть себя одинаково — цифровой экосистемой? И действительно, фактически границы, которые были между компаниями из разных отраслей, начинают стираться. Хотя так происходит не только в России — поясняют эксперты.

Что такое цифровая экосистема?

На самом деле термин далеко не новый и устоялся уже давно. Прежде всего он закрепился за Apple, Microsoft, Google, Facebook*, Tesla, Amazon и другими всемирно известными технологичными компаниями. Для каждой из них цифровая экосистема — это текущий этап развития.

Цифровая экосистема — это цифровое пространство, в котором бесшовно функционирует множество сервисов одной компании или нескольких участников-партнёров. Интеграция между ними позволяет управлять пользовательским поведением, добиваться максимальной скорости и прозрачности процессов, обнаруживать проблемы и точки улучшения в разных бизнес-направлениях деятельности.

Классический пример цифровой экосистемы компании Amazon — Amazon Web Services (AWS). Чтобы выстроить бизнес по всему миру, гиганту потребовалось много лет.

AWS — единая облачная платформа, на которой базируются все сервисы компании. Именно там впервые были запущены Amazon Prime Videos, Prime Music, Studio. Сегодня в единую экосистему входит более 40 сервисов Amazon. Пользователи по всему миру быстро и без лишних действий получают доступ к товарам, любимым фильмам, музыке и другим услугам. Максимальное удовлетворение потребностей клиента — вот что двигало Amazon при создании собственной цифровой экосистемы.

Топ-5 факторов цифровой экосистемы

Одного объединения сервисов на одной платформе, чтобы назвать это модным термином, недостаточно. Эксперты выделяют минимум пять характеристик цифровой экосистемы, которым она должна соответствовать.

Ориентир на пользователя

На старте создания любой цифровой экосистемы стоит необходимость повысить ценность компании и её продуктов в глазах клиента. Именно поэтому он получает огромное количество услуг, информации, выгод и возможностей одновременно. Инструментами достижения такой ценности становятся сервисы, интегрированные друг с другом. При этом их связь работает как вовне — их может видеть и применять пользователь, так и изнутри компании — в этом случае объединённые приложения позволяют выстраивать максимально удобную, слаженную и быструю работу сотрудников с клиентскими запросами и ожиданиями. Во втором случае речь может идти о системах управления документами и процессами, финансовыми операциями и т. д., например, экосистема цифровых решений Directum.

Информация — важный ресурс

Данные — новая нефть. С этим точно не будут спорить все, кто создал успешную цифровую экосистему. Задача объединенных сервисов часто сводится к сбору необходимой информации о клиентах, её аналитике и прогнозированию. Всё это позволяет влиять на пользовательское поведение, наращивать объёмы продаж и повышать лояльность аудитории к бренду.

Оптимизация и автоматизация во всём

Цифровая экосистема — это всегда сложная инфраструктура, которая требует постоянного внимания. Настройка грамотной архитектуры и интеграции, избавление от лишних операций, этапов и элементов — всё это помогает компании улучшать показатели скорости работы и удовлетворения потребителя.

Глобальный масштаб

Уже в момент создания цифровая экосистема строится как платформа, которая предполагает масштабирование бизнеса. Чем выше потенциал развития компании, тем меньше должно быть инфраструктурных и организационных ограничений у применяемого ПО.

Как правило, подразумевают масштабы мира. Реже возможности цифровой экосистемы могут расчитываться на несколько стран.

Динамика как постоянный фактор

Цифровые экосистемы меняются так, как того требует рынок. Они адаптируются под новые требования клиента. Ожидаемой функциональности часто бывает недостаточно. Для устойчивого развития бизнеса сервисы должны предвосхищать ожидания пользователей.

Какие виды обычно выделяют

Цифровые экосистемы принято разделять на три типа: функциональная, экосистема платформы и экосистема суперплатформы. Классификация строится на данных о количестве компаний, которые размещают сервисы в едином пространстве, а также на возможностях масштабирования.

Функциональная цифровая экосистема – самый простой тип. Обычно выстраивается вокруг одной компании или её продукта. При этом количество партнеров (или дочерних компаний), которые размещают свои сервисы в рамках экосистемы, обычно не превышает сотни. Разрабатывается и используется чаще всего. Как правило, функциональная цифровая экосистема бывает закрытой, что порождает сложности с интеграцией новых участников платформы.

Экосистема платформы — более продвинутый вариант. Здесь количество участников со своими сервисами может исчисляться миллионами. Упор при разработке и использовании экосистем платформы делается на работу с данными о клиентах, которые потом могут применяться для повышения продаж и предложения новых услуг.

Экосистема суперплатформы — самый сложный и редкий вид. Включает в себя возможность одновременного подключения практически неограниченного количества партнеров-участников и пользователей. Интеграция здесь может настраиваться не только на уровне сервисов, но и выше — между платформами. Экосистемы суперплатформы — удел крупнейших технологических гигантов, таких как Apple и Amazon.

* — организация, признанна экстремистской на территории РФ

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь