Наверх

Цифровизация в ритейле: бестселлеры и новинки

Время чтения: 5 минут
1
Цифровизация в ритейле: бестселлеры и новинки

По уровню ИТ-развития в России по-прежнему лидирует торговля. Какие решения особенно популярны в отрасли? И с какими сложностями ритейл сталкивается при их внедрении? На вопросы отвечает бизнес-аналитик Synerdocs Алиса Муратова

По уровню ИТ-развития в России по-прежнему лидирует торговля. Какие решения особенно популярны в отрасли? И с какими сложностями ритейл сталкивается при их внедрении? На вопросы журнала «Управление сбытом» отвечает бизнес-аналитик Synerdocs Алиса Муратова.

Как вы оцениваете ситуацию с цифровизацией в торговле в целом?

Ритейл в России как был, так и остается одной из самых привлекательных и инновационных отраслей экономики. Перед рынком встают новые вызовы и возможности, которые по большей части связаны именно с цифровизацией процессов. На ритейл возлагают большие надежды транспортная и логистическая отрасли, крупные производители и косвенно конечные покупатели. Именно ритейл активно формирует на рынке и в головах людей тренды доставки «день в день» или «уже завтра», что в свою очередь невозможно без использования информационных технологий.

Какие технологии 100% нужно внедрять в малом и среднем розничном бизнесе, чтобы оставаться конкурентоспособным?

По моему мнению, есть как минимум четыре основных направления автоматизации процессов, которые помогут ритейлерам преуспеть на рынке, а точнее, сократить операционные издержки.

  1. EDI-технологии. Если раньше заказы оформляли по телефону или электронной почте, то сейчас это можно сделать в два клика. Есть плюс и для покупателя – он оперативно получает информацию о доставке товара.

  2. Отрасль планомерно переводит взаимодействие с поставщиками и покупателями в электронную плоскость. Отказ от бумажных документов (участники рынка используют термин «стратегия ЭДО») актуален для каждой крупной компании. Конечно, среднему и малому бизнесу такая стратегия пока не очень интересна, но они уже вынуждены подстраиваться под требования своих поставщиков и подключаться к операторам электронного документооборота.

  3. Маркировка. Пусть и не основной инструмент по сокращению затрат, но именно она остается основным двигателем цифровизации в рамках страны.

    Напомню, в январе 2018 года в России был запущен эксперимент по маркировке различных видов продукции. Если верить официальным документам, то обязательной процедуре будут подлежать: табак, обувь, шины и покрышки, духи, туалетная вода, товары легкой промышленности, фотоаппараты и другие товары. В основе работы системы лежит присвоение специального идентификационного кода каждому экземпляру продукции и дальнейшее отражение в базе данных любого ее движения от момента производства до реализации покупателю в магазине. Правда пока известно лишь о том, что назначенные сроки постоянно сдвигаются и нет единых регламентов по процессу подключения к этой технологии. Тем не менее, ритейлеров, и в целом весь бизнес, рано или поздно обяжут работать уже с маркированными товарами. К этому, конечно, стоит быть готовыми.

    Говоря о продуктовом ритейле, стоит сказать, что темпы роста спроса на продукты питания остаются относительно невысокими. Возможно, это связано с реальным снижением доходов населения РФ, которое фиксируется уже шестой год подряд: на 12% по официальной статистике, а реально – на 30-40%. Тем не менее компании вынуждены искать новые возможности развития. Например, они активно мигрируют в e-commerce, организуют электронный заказ продуктов на дом и предпринимают другие меры.

  4. Целостные цифровые цепи поставок. На рынке в последние годы усилились позиции крупнейших интернет-магазинов. По данным Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2018 году почти две трети роста рынка онлайн-коммерции приходились на Wildberries и Ozon. Обе компании активно внедряют IT-технологии.

Конкретно Wildberries уже несколько лет назад перевела свое взаимодействие с контрагентами в безбумажный вид. Порядка 5000 поставщиков обмениваются с компанией документами исключительно в электронном формате. Более того, не на бумаге заключается каждый новый договор. В феврале 2019 года первой на рынке РФ перевела транспортные накладные в электронный вид, используя решение от Synerdocs. Этот факт повлиял на деятельность других поставщиков и контрагентов компании. Сейчас как минимум 30 транспортных компаний и 3000 партнеров Wildberries работают с электронными документами и активно подключают к обмену своих контрагентов.

Этот факт, кстати, подтверждает четвертый, по моему мнению, тренд – цифровизацию цепей поставок. Бизнесу крайне важно контролировать движение товаров, фиксировать места попутного хранения, условия транспортировки, сроки, а также оперативно отслеживать позиции принятых и непринятых товаров.

Какие проблемы ожидают ритейлеров при внедрении новых цифровых технологий?

Внедрение новых технологий позволяет компаниям обслуживать наилучшим образом своего потребителя и при этом существенно экономить на своих операционных затратах. Конечно, не обходится и без проблем. В их числе первичные сложности с выстраиванием внутренних и внешних процессов, подключением к операторам ЭДО/EDI-провайдерам. Однако это разовая задача. И как правило, компании, которые заинтересованы в своих клиентах, успешно с ней справляются.

В каких отраслях ритейла новые технологии наиболее востребованы сегодня?

На мой взгляд, флагманом автоматизации можно считать e-commerce. Продуктовый офлайн-ритейл на его фоне начинает явно сдавать позиции. Скорее, это связано с тем, что до текущего года происходила консолидация рынка и времени на выстраивание внутренних процессов не оставалось. Сейчас, конечно, ситуация планомерно меняется, пусть и не самыми быстрыми темпами.

Бизнес чувствует необходимость выстраивания процессов как внутри, так и при взаимодействии с контрагентами, что само по себе уже положительная тенденция. Если говорить об ЭДО, то, например, интернет-магазины давно обмениваются электронными документами, тогда как лидеры продуктового офлайн-ритейла зачастую еще используют ТОРГ-12 на бумаге.

Источник: Журнал «Управление сбытом»

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 1

Уже не в первый раз звучит тема, что крупный бизнес шагает по пути цифровой трансформации, а малый бизнес отстает, тормозит, защищается идеей «бумага быстрей». Это актуально и болезненно. На сегодня мы понимаем, что цифровая трансформация – это не конкурентное преимущество, а уже насущная необходимость. Воцифровиченные предприятия со временем образуют стабильную и мощную экосистему. Хочешь взаимодействовать – цифровизуйся.

Возможно, бумажный документооборот просуществует еще долго, но «бумажное» предприятие само откидывает себя на обочину бизнес-среды.

Интереснейшая тема – цифровая маркировка товара. В терминах ТРИЗ, когда одно решение покрывает несколько функций, - это «сильное» решение. Так, маркированный товар – и материальный объект (могу пнуть), и одновременно - информационный, так как содержит в себе неотчуждаемую метку-ключ.

  • В пределе, маркировка позволит вообще отказаться от движения документов.
  • Товар при отгрузке и при приемке просто «зачикали», а вся информационная составляющая автоматически из УС поставщика передается в УС покупателя. Факт передачи товара фиксируется на специальной электронной площадке.
  • Ложка дегтя: не ходите в маркированных ботинках «на дело» ))

Высказывались опасения, что маркировка не гарантирует качество товара. Думается, если цифровизация проникнет глубоко в самые производственные процессы (а план замаркировать все товары к 2024 г. такую тенденцию подтверждает), то качество все-таки станет подвластным атрибутом.

Отдельного внимания заслуживает экологический аспект маркировки.

  • Метка – это физически существующий объект; его необходимо производить.
  • Соответственно, нужна производственная инфраструктура и технологические цепочки.
  • Любой техпроцесс производит продукт + отходы. Конечная стадия любого продукта – списание.
  • Каков масштаб отходов от инфраструктуры при производстве меток?
  • Какова судьба списанной метки? Миллиардов меток?
  • Вот некоторые вопросы, которые правительство совместно с бизнесом будет решать в ближайшее время.

Интересно копнуть тему окупаемости по всем упомянутым технологиям:

  • Есть мнение, что на отдельные виды товаров розничные цены вырастут, так как усложняется состав товара + накладные расходы на инфраструктуру.
  • Но для бизнеса-то должен быть выигрыш за счет ускорения движения информации, снижения потерь и других положительных моментов.
  • Конечно, каков совокупный эффект – это предмет отдельного изучения и анализа, вплоть до учета особенностей конкретного предприятия.
Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь