Цифровые стратегии регионов приняты. Что дальше?
1 сентября завершился срок утверждения стратегий цифровой трансформации в субъектах РФ. К этому дню губернаторы должны были подписать документ и представить его в Минцифры. Какие отрасли вошли в региональные стратегии и что ожидает госсектор в ближайшие годы — эти и другие вопросы обсудили участники Всероссийского форума «Цифровая эволюция» в Калуге.
Ключевые отрасли и не только
Стратегии цифровой трансформации уже утверждены. Об этом 1 сентября сообщил зампред Правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Напомним, разработать документ и утвердить его к указанному сроку — распоряжение Президента РФ, которое он дал главам субъектов в январе этого года.
При разработке собственных стратегий регионы опирались на федеральные планы, в частности — на показатели национальной цели «Цифровая трансформация» до 2030 года. Среди обязательных отраслей, которым предстоят ИТ-изменения:
- государственное управление,
- образование и наука,
- здравоохранение,
- транспорт и логистика,
- развитие городской среды,
- социальная сфера.
Однако регионы могли выбрать и дополнительные направления. Подробнее на форуме в Калуге об этом рассказал Юрий Зарубин, заместитель директора Департамента координации программ и проектов Минцифры РФ. По его словам, в среднем субъекты выбрали по 10 отраслей для цифровой трансформации. Отличились Пермский край, который включил в стратегию 18 отраслей, Чувашская Республика и Забайкальский край — 16, Курская область, Республика Татарстан, Республика Саха — 15.
«Сейчас опасения вызывает Саха (Якутия) [речь о пожарах — прим. ред.]. И конечно, исходя из текущей ситуации, стратегия республики претерпит ещё изменения, — отметил Юрий Зарубин. — Опасения также вызывает Забайкальский край, 16 отраслей — не шутки. Это достаточно большой объём работы. При этом в Забайкальском крае пока даже не создано отдельное министерство или иной исполнительный орган власти, который отвечает за цифровизацию. Есть отдел по информатизации в рамках министерства ЖКХ, и я пока не понимаю, как он будет цифровизировать 16 отраслей».
Самыми популярными отраслями среди дополнительных стали: промышленность, экология и природопользование, сельское хозяйство, строительство и энергетическая инфраструктура.
Цифровую трансформацию измерят
На форуме также представили Национальный индекс развития цифровой экономики. Методологию разработали в МГУ в рамках госконтракта. Официально цель создания индекса звучит как «содействие принятию управленческих решений, ориентированных на реализацию процесса цифровой трансформации».
По словам Юрия Зарубина, показатель будут использовать в Минцифры. В том числе при выстраивании рейтинга регионов по уровню цифрового развития, отражения сильных и слабых сторон по каждому субъекту. Более того, будут сформированы паспорта регионов. В них укажут место в рейтинге и рекомендации, которые могут повлиять на цифровое развитие.
Источниками данных для расчёта индекса выступают Росстат, федеральные органы исполнительной власти, операторы связи, банки. Также используется анкетирование представителей региональных органов власти.
На основе всех данных будет формироваться рейтинг регионов. Субъекты РФ разделят на три кластера (категории):
- регионы-лидеры,
- развивающиеся регионы,
- регионы, нуждающиеся в поддержке.
Статус повлияет на распределение и размеры федеральных дотаций, касающихся поддержки цифровой трансформации в регионах.
Данные — новая нефть. Для госсектора тоже
Это подтвердил Дмитрий Онтоев, начальник аналитического отдела Департамента ИТ г. Москвы. «Задача, которая должна стоять перед регионами, — использовать не только данные, которые копятся в региональных информационных системах, но и обратную связь от жителей, — пояснил он. — Москва пытается построить город, управляемый на основе данных. При принятии решений мы используем как данные из городских информационных систем, так и приоритеты, которые нам выставляют жители во множестве систем обратной связи. Создать стратегию — хорошо, зарядить весь регион на реализацию проектов — тоже правильно. Но еще важнее создавать будущую ценность из тех данных, которые будут реализовываться до 2024 года».
Оба дня (форум проходил 12–13 августа) на всех площадках звучала одна общая мысль: сейчас госсектору важно не просто провести цифровую трансформацию, а сначала подготовиться к ней — организовать реструктуризацию и реинжиниринг процессов. Спешить с переводом всего в цифру нет смысла, иначе она приведёт не к позитивным изменениям, а к полнейшему хаосу.
Проблемы и вызовы времени
В Калуге обсудили не только планы госсектора, но и текущие сложности. В их числе — пандемия. С одной стороны, она ускорила цифровизацию госсектора: в федеральной власти и регионах оперативно внедрили информационные системы и другие виды ПО, которые позволили настроить процессы работы в дистанционном режиме. С другой стороны, пандемия негативно сказалась на важном вопросе цифровизации — квалифицированных кадрах.
Участники форума уверили: многие ИТ-специалисты осознали, что можно получать московскую зарплату, работая удалённо и не уезжая из региона. Сумма в 30 тыс. рублей разработчика, которые сейчас в среднем предлагают в органах власти, оказалась неконкурентоспособной. Также на ситуацию влияет общая нехватка ИТ-специалистов на рынке.
«Среди проблем, с которыми мы сталкиваемся на пути к цифровой трансформации, недостаточное финансирование и несовершенство нормативной базы. У нас есть огромный объём данных, но половину из них мы использовать не можем, потому то каждое ведомство считает, что данные только его. Но, пожалуй, самой ключевой сложностью я бы назвал нехватку кадров. Неважно, какие решения мы будем приобретать и за какие деньги, без людей они работать не будут», — подтвердил Евгений Мирошников, первый заместитель губернатора Белгородской области.
По его словам, проблема касается не только ИТ-специалистов, но и всех остальных сотрудников органов власти. Им также необходимо учиться работать по-новому — в цифровом пространстве. Более того, развитие в этом направлении невозможно без компетенций ИТ-сектора, вендоров и разработчиков решений. Иначе стратегии цифрового развития регионов будут мало соответствовать актуальным тенденциям и сегодняшним вызовам.
Комментарии 0