Директор по цифровым технологиям — Chef Digital Officer (CDO)
Для того, чтобы начать трансформацию компании в направлении «Digital» некоторые компании назначают сотрудника ответственного за цифровую трансформацию — Chef Digital Officer (CDO). Рассмотрим, что это за должность и какие обязанности на нее возлагают.
Со всех сторон звучит термин «цифровая трансформация», при этом большинство российских компаний находится в «каменном веке» с точки зрения внутренней автоматизации, понимания клиента и предоставления цифровых сервисов. Для того, чтобы начать трансформацию компании в направлении «Digital» некоторые компании назначают сотрудника ответственного за цифровую трансформацию — Chef Digital Officer (CDO). Рассмотрим, что это за должность и какие обязанности на нее возлагают.
Для чего нужен Chef Digital Officer?
Те, кто погружен в тему цифровой трансформации прекрасно понимают, что переход в «Digital» для трансформируемой компании, это не просто косметический ремонт, а коренная перестройка всех бизнес-процессов, и даже изменение бизнес-модели компании.
Без «жесткого» управления программой цифровой трансформации, с выделением всех необходимых финансовых и организационных ресурсов, достичь результатов в требуемые сроки будет затруднительно, ведь это серьёзное изменение, которое будет встречать сопротивление на всех уровнях организации.
Существенный масштаб необходимых изменений требует дополнительных механизмов координации внутри компании, и именно поэтому все чаще и чаще можно увидеть назначение специализированных менеджеров, отвечающих за цифровую трансформацию организации, с соответствующими правами и полномочиями.
Итак, снова в бизнес-лексиконе появилось новое трехбуквенное сочетание CDO — Chief Digital Officer – менеджер, отвечающий за цифровую трансформацию, или в переводе на русский язык – директор по цифровым технологиям. Его миссию в компании можно определить следующим образом – помочь организации, преобразовать традиционные «аналоговые» продукты и услуги в “цифровую” форму.
Конечно не все отрасли сейчас переживают цифровой бум, однако там, где можно перевести взаимодействие с клиентом и ключевые сервисы в цифровой формат – цифровая трансформация неизбежна. В первую очередь это банки и страхование, медиа и развлечения, обучение и туризм, телекоммуникации и розничная торговля.
С учетом активностей многих компаний в области цифровой трансформации, появление CDO уже стало трендом, например, по информации компании Gartner – «только 6% компаний имеют CDO, но они появляются быстрее, чем мы их можем посчитать». Уже создан международный клуб CDO, который насчитывает более 1000 участников.
Аналитика Gartner: Чуть менее 40% CDO являются стратегическими советниками управляющих и генеральных директоров по цифровой бизнес-стратегии. Чуть более 40% являются директорами по цифровому маркетингу (Digital Marketing Officers — DMO). Остальные CDO имеют другие роли. Уже сейчас 20% CIO начали брать на себя роль CDO. |
Зона ответственности CDO
Так как CDO отвечает за цифровую трансформацию, то ключевой его задачей является именно преобразование компании, при этом, если директор по информационным технологиям (CIO — Chief Information Officer), как правило, больше ориентирован на информационную поддержку существующих бизнес-процессов с помощью типовых ИТ-решений, то CDO сфокусирован в первую очередь на фронт-офис компании, сбор и анализ клиентских данных, и самое главное, на оцифровку существующих услуг компании или создание новых в формате «Digital».
Фактически CDO должен вместе с топ-менеджментом сформировать видение, стратегию и детальный план действий по трансформации бизнес-процессов, продуктов и услуг компании в цифровой формат, с возможностью предоставления клиентам сервисов в цифровом виде.
Основная сложность при поиске кандидата на должность CDO заключается в том, что очень непросто найти сотрудника со столь разносторонним опытом, ведь он должен иметь опыт в интернет-маркетинге, социальных медиа, электронной коммерции, транзакционном бизнесе, цифровых каналах продаж, а также знать возможности технологий цифровой трансформации, цифровые стратегии и бизнес-модели, построенные на цифровых технологиях. И еще одно ключевое качество которое редко встречается в российских условиях – это умение и реальный опыт цифровой трансформации в российских или зарубежных компаниях.
Аналитики компании Deloitte выделили три типа CDO: Ex-agency – лидеры в области цифрового маркетинга и взаимодействие с заказчиком. Характерны прежде всего для товарных производств с необходимостью привлечения новых клиентов и улучшения поддержки имеющихся. Digital transformation strategists – агенты изменений и переосмысления преобразований своей организации (в отраслях, где цифровая трансформация уже началась — медиа, развлечения, обучение). Technologists – те, кто считают, цифровизацию с технологической стороны первоочередной задачей организации, чаще всего подотчетны CIO. Характерны в основном для отраслей промышленного производства, энергетики, фармации. |
Граница между CDO и CIO
Можно сказать, что CDO является ответственным за внедрение цифровых технологий в процессы взаимодействия с клиентами, а также за предоставление клиентам цифровых сервисов, тогда как за CIO остаются все решения по информационным технологиям и ИТ-инфраструктуре компании.
Грань между CDO и CIO условна, и требует отдельной договоренности, ведь роли CIO и CDO должны не только дополнять друг друга, но и тесно сотрудничать для успешной реализации цифровой трансформации в компании. CDO больше сфокусирован на бизнесе и развитии, тогда как CIO больше уделяет внимания построению надежной и безопасной ИТ-инфраструктуры компании.
Главное для CDO — это техническая экспертиза в новых технологиях, понимание бизнеса и возможность не только сформировать видение того, куда организация должна двигаться, но и возможность через определенный промежуток времени привести организацию в эту точку. Есть примеры компаний, где CIO совмещает в себе как свою роль, так и роль CDO, имея соответствующую экспертизу, однако данный случай не является массовым.
В каких отраслях Chef Digital Officer встречается чаще
Телекоммуникации, медиакомпании, банки, страхование, транспорт, туризм, розничная торговля и обучение – в этих отраслях цифровая трансформация уже идет полным ходом, и поэтому цифровые директора там скоро станут нормой. А вот компании из фармацевтики, химии, производства, энергетики или добычи полезных ископаемых еще редко имеют в своем составе CDO, ведь эти отрасли пока лишь только начинают ощущать давление цифровой трансформации.
Анализ международной статистики показывает, что CDO чаще всего можно встретить в крупных компаниях, численностью более 10 000 сотрудников, тогда как в небольших компаниях роль ответственного за цифровую трансформацию чаще всего возлагают на одного из ключевых менеджеров.
Уровень подчинения
Совершенно логично, что один человек не может полностью разобраться во всех деталях бизнес-процессов компании и необходимых к внедрению цифровых технологий, и поэтому необходимо вовлечение всей организации в цифровую трансформацию, а задача CDO заключается в управлении программой цифровой трансформации.
Для придания CDO полномочий, необходимых для проведения масштабных изменений, необходимо максимальным образом повысить уровень CDO в компании, и как правило, это должно быть прямое подчинение высшему лицу в компании. В некоторых компаниях CEO настолько увлечен цифровой трансформацией, что берет на себя роль CDO, и это самый удачный вариант с точки зрения вероятности успеха цифровой трансформации.
Успех действий CDO в компании зависит от возможности установить сквозную ответственность за ключевые задачи цифровой трансформации, а именно: определение стратегии, дизайн целевой операционной модели, поддержка трансформации, взаимодействие с новыми партнерами и многое другое, что потребует привлечения всей управленческой верхушки компании, а также ключевых сотрудников.
С целью мотивирования CDO для него необходимо разработать систему показателей, отражающих успешность цифровой трансформации, а также создать дополнительную систему мотивирования для других подразделений, направленную на достижение задач, поставленных в рамках программы цифровой трансформации.
И конечно нельзя ожидать от Chef Digital Officer «чуда», ведь он один, без поддержки всех руководителей, не сможет преобразовать компанию в цифровую форму. Ему необходимо содействие всей компании для проведения тяжелых внутренних преобразований.
План действий
Если формировать план действий для CDO, то в первую очередь он должен понять бизнес-цели и задачи всех заинтересованных сторон в компании, а затем определить, где в организации существуют возможности для цифровизации.
Далее нужно определить цифровую зрелость организации в области мобильных, социальных технологий, клиентской аналитики и бизнес-процессов, а также оценить возможности масштабирования существующих в компании технологий.
После необходимо согласовать приоритеты организации, например, снижение затрат, улучшение обслуживания клиентов, повышение известности бренда, после чего разработать гипотезы для цифрового видения и разработать структуру для новой операционной модели, после чего спроектировать новую бизнес-модель, основанную на цифровых технологиях.
В случае принятия решения о старте программы цифровой трансформации необходимо создать интегрированный портфель цифровых проектов, утвержденных и готовых к старту, коммуникационный план по реализации плана цифровой трансформации, а главное систему мотивации для руководителей ключевых подразделений и участников программы цифровой трансформации.
Далее необходимо начинать выполнение проектов по цифровой трансформации с анализом полученных результатов, на что в крупной компании может понадобиться не один год.
Опубликовано на E-xecutive.
Источник: блог Андрея Коптелова.
Комментарии 0