Эксперты о рынке BPM: взлет на фоне спада
Мировой спад экономики дал своеобразный толчок для развития рынка BPM. Вот уже два года Gartner ставит BPM на первое место в рейтинге наиболее востребованных технологий и прогнозирует дальнейший рост рынка.
Марина Мякишева
Мировой спад экономики дал своеобразный толчок для развития рынка BPM. Вот уже два года Gartner ставит BPM на первое место в рейтинге наиболее востребованных технологий и прогнозирует дальнейший рост рынка. Перспективы внедрения BPM в России обсудили участники круглого стола, организованного CNews Conferences и CNews Analytics.
В тяжелые экономические времена любые идеи, позволяющие увеличить эффективность бизнеса, находятся в центре внимания. В этом смысле технология BPM хороша тем, что позволяет с меньшими ресурсами делать больше. Ведущие мировые аналитические агентства еще в 2007 году предрекали рынку BPM подъем: наиболее осторожен в своих оценках был Gartner, но и его аналитики полагали, что к 2011 году рынок вырастет с 1 до 2,6 млрд долларов. Результат превысил ожидания. Уже в 2009 году объем рынка BPM приблизился к 2,5-3 млрд долларов.
Также, согласно опросу Gartner в 2009 году, 52% респондентов отметили, что отдача от внедрения BPM в их компании в течение трех-пяти лет составила порядка 15%. Более того, практически = 95% проектов внедрения BPM-систем оказались успешными, причем 67% всех проектов были успешно завершены менее чем за полгода.
Потенциал российского рынка BPM достаточно велик
Еще одним драйвером роста рынка BPM, помимо желания компаний увеличить отдачу от бизнеса, стало развитие и распространение интернета и «облачных» технологий, которые дали возможность обеспечения более высокого уровня стандартизации процессов.
На российском рынке интерес к этой теме не снижается, а маркетинговые усилия вендоров по распространению концепции процессного управления постепенно дают результат. Все большее количество компаний начинает не только задумываться о BPM, но и внедрять решения. Если в 2007-2008 о готовности начать BPM-проект, по данным CNews Analytics, говорили 12% респондентов, то к концу нынешнего года их число увеличилось до 16%.
Если в предыдущие годы среди опрошенных представителей телекома, ритейла и банковской сферы наблюдалось недоверие к концепции процессного управления, то сейчас большинство уже осознали, что BPM — не маркетинговая уловка и не лженаука, а новый образ жизни предприятия.
Кто предлагает BPM?
Потенциал российского рынка BPM достаточно велик. На сегодняшний момент освоено всего порядка 10% рынка. Все большее количество крупных и мелких вендоров выходят на отечественный рынок со своими продуктами. Так компания BI Telecom закончила несколько внедрений BPM-проектов на платформе крупнейшего мирового производителя BPM-решений Lombardi Teamworks. Большой проект был осуществлен в одном из крупнейших российских банков. По словам операционного директора BI Telecom Романа Ткачева, на сегодняшний день — это одно из крупнейших внедрений BPM в России. Несмотря на то, что изначально банк выбирал фронт-решение для быстрого выпуска новых услуг, предложенная модель на основе концепции BPM, оказалась наиболее подходящей для автоматизации сквозных бизнес-процессов. Наиболее интересным моментом здесь является не только сам факт успешной реализации достаточно крупного проекта, но и то, что на российском рынке начали работать продукты самого успешного BPM-вендора Lombardi. Роман Ткачев так прокомментировал этот выбор: «необходимо найти не только хороший BPM-продукт, но и команду, которая умеет его внедрять. Законодателем мод в BPM является компания Lombardi Software. На этапе выбора BPM-платформы заказчику необходимо увидеть ее работу в действии, презентация в виде слайдов не убедительна. Для этого в течение 2-3 дней наша компания реализует бесплатно мини-проект (POC — Proof-Of-Concept) на реальном процессе заказчика, при необходимости, также может быть проведена интеграция с существующими системами. В рамках POC можно увидеть как преимущества BPM-продукта, так и компетенцию команды.» На сегодняшний момент Lombardi, по оценке Forrester, предлагает лучшую BPM-систему на мировом рынке.
В 2009 году объем рынка BPM уже приблизился к 2,5-3 млрд долларов
BPM-подход справляется и с решением задач оптимизации деятельности предприятий среднего и малого бизнеса. На этом поле давно и успешно работает региональная компания «Элевайз», продвигающее решение ELMA. По словам директора компании «Элевайз» Алексея Будина, рынок СМБ отличается более четким пониманием того, что компания хочет получить от внедрения продукта. Г-н Будин предложил собравшимся поставить себя на место управленца, чтобы понять, как нужно продавать продукты BPM, чтобы менеджмент компаний СМБ полностью осознал пользу, которую ему принесет продукт. Говоря о решении стратегических и оперативных бизнес-задач, он отметил, что для решения проблем операционного уровня отлично подходят системы WorkFlow. «Инструмент, предлагаемый малому и среднему бизнесу, должен уметь составить графическую структуру процесса, описание цепочек, должен работать быстро, а ввод нового процесса не должен занимать более пяти минут. Система должна давать возможность контролировать процесс без дописывания», — так Алексей Будин описал решение, подходящее для целей СМБ. Немаловажной для работы на рынке средних и малых предприятий г-н Будин считает необходимость интеграции продукта BPM с «1С». Поскольку де-факто «1С» является практически стандартом для небольших предприятий, и немногие продукты крупных вендоров с ним совместимы, наличие сертификата «1С» является конкурентным преимуществом на рынке СМБ. Г-н Будин подчеркнул, что интерес к продуктам BPM на рынке средних предприятий очень высок, как в России, так и в странах СНГ, поскольку позволяет компаниям быстро повысить эффективность своей работы.
Евгений Самбу, руководитель центра компетенции департамента управления информацией Digital Design, рассказал об автоматизации WorkFlow, как о первом шаге для построения корпоративной BPM-системы. Исходя из того, что процессы workflow занимают основное место в BPM, он отметил, что зачастую достаточно просто сосредоточиться на задачах, которые реализуют бизнес-процессы. По его словам, основное различие между внедрениями BPM и workflow заключается в том, что BPMS — как правило достаточно большие проекты, workflow же дает возможность получить результат почти сразу.
Компания IDS, работающая на рынке BPM с середины восьмидесятых, представила последние инновационные продукты ARIS, в том числе и бесплатные проекты для моделирования ARIS Express, скачать которые можно на сайте ariscommunity.com. Алексей Борисов, директор департамента корпоративных проектов IDS Scheer Россия и СНГ, отметил, что это инструмент ориентирован на пользователей, которые хотят освоить азы управления бизнес-процессами. Впоследствии созданные модели могут быть использованы в профессиональных продуктах ARIS.
Есть ли результат?
О реализации проекта внедрения процессного подхода на предприятии рассказал Александр Башков, менеджер бизнес-приложений «Тетра Пак». Компания является одним из лидеров по внедрению процессного подхода на своих предприятиях и с удовольствием делится накопленным опытом.
Об опыте построения энергетического холдинга с учетом концепции процессного управления рассказал руководитель методического центра по проектированию бизнес-процессов «КЭС-Холдинг» Алексей Бойко. Компания серьезно подошла к созданию холдинга, решив сформировать его через операционную модель. Формирование единых бизнес-процессов потребовало создания методического центра по их проектированию. Создание ключевого центра компетенций позволило разграничить зоны ответственности разных групп и сформировать у персонала процессное мировоззрение. По словам Алексея Бойко, планы построения идеального холдинга нарушил кризис, сместив акценты и приоритеты. Процессный подход оправдал себя и в этом случае, помогая справиться с поставленными задачами.
Не все так просто
По словам Анатолия Белайчука, президента компании «Бизнес Консоль», BPM можно поставить на одну доску с ERP, несмотря на то, что технологически — это разные вещи, поскольку цели у них общая: трансформировать бизнес. Общими являются и ресурсы, под которыми г-н Белайчук имеет в виду бизнес-аналитики и ИТ. По его словам, сейчас ERP используется в большинстве случаев не для планирования, а для серьезного управленческого учета. Учет непосредственных выгод компании не приносит, а планирование дает прямую выгоду — экономию оборотных средств, уменьшение запасов сырья и т. п. Но в целом, делает вывод г-н Белайчук, BPM и ERP идеально дополняют друг друга, ERP предоставляет информационные объекты для операций, а BPM определяет, как будут выполняться эти операции. «ERP без BPM не хватает цели, а BPM без ERP лишен фундамента для решения процессных задач», — заключил Анатолий Белайчук. С ним согласился и Роман Ткачук, заметивший, что без учетных систем BPM жить не может.
Согласен с этим утверждением и Андрей Михеев, бизнес-аналитик консалтинговой группы «Руна», отметивший, что систему управления необходимо интегрировать с ECM-системами. По его словам, существует немало коммерческих проприетарных систем, позволяющих решать задачи как перехода на процессное управление, так и автоматизации документооборота. В качестве первой открытой системы для решения такого рода задач, г-н Михеев предложил разработку компании — RUNA WFE, позволяющую управлять рабочим процессом и ориентированную на конечного пользователя.
Профессор АНХ при правительстве РФ Владимир Алешин заметил, что внедрение BPMS — одно из необходимых условий для перехода к СОА. Системы управления бизнес-процессами позволяют не только упростить переход к СОА, но и дают возможности для более простого масштабирования.
Интерес российского ИТ-сообщества к теме BPM продолжает возрастать. Уже в целом решены проблемы с узнаваемостью концепции, пожалуй, можно сказать, что сейчас заканчивается этап «раннего проникновения» технологии на российский рынок. Пока еще проекты BPM не стали масштабной тенденцией, но, судя по количеству заинтересованных в реализации этой концепции предприятий, представители которых приняли участие в круглом столе, этот день не за горами. Все большее количество вендоров приходит к пониманию необходимости предоставления своим клиентам BPM-продуктов. С увеличением количества предлагаемых решений, возрастает и число специалистов и управленцев, понимающих, какие выгоды им принесет управление бизнес-процессами. Проникновение концепции, начавшееся «сверху», уже находит поддержку и на уровне СМБ, что, как правило, говорит о том, что технология дает достаточно быструю отдачу.
Источник: CNews, 23 ноября 2009
Комментарии 0