Электронная подпись по-новому. Чего ждать от поправок ФЗ № 63
В декабре Президент РФ подписал закон, который должен изменить многое на рынке электронного документооборота. Во всяком случае в этом уверены эксперты. Чего они опасаются и чему рады, рассказываем далее.
В декабре Президент РФ подписал закон, который должен изменить многое на рынке электронного документооборота. Во всяком случае в этом уверены эксперты. Чего они опасаются и чему рады, рассказываем далее.
Спасибо, что другой
Федеральный закон № 476, который вносит поправки в ФЗ «Об электронной подписи», мы уже обсуждали в ноябре. Тогда речь шла о проекте документа – его впервые вынесли на рассмотрение в Госдуму. Поправки вызвали много вопросов. Причём как у независимых юристов, так и представителей бизнеса.
Позже законопроект не пришелся по душе Кремлю – после первого чтения с критикой на него обрушилось Государственно-правовое управление Президента РФ. Отрицательный отзыв поступил 7 декабря. Многие облегченно выдохнули – появился шанс, что законопроект станут детально и тщательно дорабатывать, а поспешных изменений, которые казались выгодными только государству, не будет.
Однако всё пошло не так. Никто не ожидал, что скорость законодателей будет молниеносной – проект ФЗ № 476 не только исправили, но и отправили на второе и третье чтения, а затем в Совет Федерации. Всё закончилось под Новый год, когда многие уже не обращали внимание на новости, – 27 декабря 2019 года изменения закона «Об электронной подписи» подписал Президент РФ.
«С одной стороны, настораживает, что закон явно торопились принять, – комментирует бизнес-аналитик, эксперт по законодательству Synerdocs Татьяна Жигалова. – С другой – не всё так плохо, как могло бы быть. Последняя редакция документа оказалась менее «жесткой» по отношению к бизнесу и коммерческим удостоверяющим центрам в частности». |
Версия 2.0. Кто выиграл?
Чем отличается окончательный документ от того, что рассматривали в ноябре 2019-го? Законодатели «очистили карму» перед Кремлем. Они убрали положения, согласно которым в России могли бы ввести явную монополию на выдачу электронной подписи (ЭП).
Напомним, прежняя версия жестко ограничивала круг организаций, которые могут предоставлять такие услуги населению и бизнесу. К их числу относились ФНС, Центробанк и Казначейство РФ. А коммерческие удостоверяющие центры (УЦ), которые есть сейчас, могли уйти в прошлое.
Подписанный закон оказался «мягче» – монополии не случилось. Хотя передела на рынке всё-таки не избежать, уверены эксперты. Основная причина – государство ужесточило требования к УЦ в целом.
«Теперь если вы планируете выдавать квалифицированную электронную подпись, то минимальный размер собственных средств (капитала) должен составлять не менее чем 1 млрд либо 500 млн рублей – при наличии не менее чем в 3/4 субъектов РФ одного или более филиала, представительства удостоверяющего центра, – поясняет Родион Железнов, управляющий партнёр компании МПЦ «Защита», член Ассоциации международного права при РАН. – Ранее суммы были значительно ниже – 30 и 500 млн». |
При этом увеличился размер финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам, – с 30 до 100 млн, со 100 млн до 200 млн рублей. А срок аккредитации УЦ уменьшился до 3 лет.
«Стоит отметить, что удостоверяющие центры ФНС России, Федерального казначейства и Центробанка «по умолчанию» будут являться аккредитованными УЦ. И даже если по результатам проверок будут выявлены несоответствия, в отношении них не могут быть осуществлены приостановка или прекращение аккредитации, – уточняет Алексей Сабанов, заместитель генерального директора компании «Аладдин Р.Д.». – Особенно выделено право УЦ ФНС России наделять доверенных лиц полномочиями на выдачу квалифицированных сертификатов собственного имени. При первом приближении такая организация напоминает систему доверенных удостоверяющих центров ФНС России, которая практиковалась в недавнем прошлом».
Таким образом государство может легко избавиться от небольших удостоверяющих центров. И пусть не монополия, но её «мягкая» версия всё-таки прослеживается в законе.
Но это ещё не все преимущества изменений для государства. «В первую очередь оно (в лице ФНС и Центробанка) получает потенциальный рычаг «мгновенного отключения» для бизнесов, – поясняет Елисей Иодковский, главный специалист отдела информационной безопасности компании ЭОС. – Поскольку теперь можно будет получить квалифицированный сертификат «на юрлицо» только на владельцев бизнеса и только в государственных УЦ, а все остальные электронные подписи организации будут иерархичны и зависимы через электронные доверенности от этого «главного сертификата», то его блокировка по любым причинам означает мгновенную невозможность легитимно использовать ЭП всем, имеющим право подписи в иерархии организации».
Эксперты добавляют, что закон также выгоден криптографам – производителям сертифицированного ПО. Уже скоро потребуются новые версии решений, умеющие обрабатывать утвержденную логику работы «ЭП+доверенность(и)» и учитывающие другие новые сущности, появившиеся в законе. В числе последних: «облачная» ЭП, ДТС (доверенная третья сторона), метка доверенного времени.
О новинках по порядку
«Значимая норма, существенно влияющая на рынок ЭП, – легализация «облачной подписи», или возможность удостоверяющим центрам хранить ключи подписи пользователей и создавать ЭП по поручению владельца сертификата», – отмечает Алексей Сабанов, заместитель генерального директора компании «Аладдин Р.Д.». |
При такой схеме, по словам эксперта, остро встают вопросы идентификации и аутентификации владельцев подписей. Их необходимо отразить в регламентах и зафиксировать в требованиях к средствам УЦ. Причем тиражирование систем, использующих «облачную подпись», в скором будущем вынудит разработчиков и государство организовать роуминг между ними. Иначе формирование ЭП пользователями в разных системах будет бессмысленным и станет огромной проблемой.
«Введение облачной ЭП в закон как сущности и передача роли «провайдеров облачной ЭП» аккредитованным УЦ приведут к тому, что бизнес будет строиться не на выдаче сертификата, а на каждом подписании документа, – добавляет Елисей Иодковский. – Еще одно последствие этого нововведения связано с терминологией: используется термин «хранимые ключи ЭП» (облако не упоминается). Конечные пользователи почувствуют это изменение на себе, ведь главное удобство облачной ЭП – не нужно иметь «инфраструктуру ЭП» (криптография, токен) на каждом рабочем месте. Вместо этого достаточно телефона с доступом в интернет».
Какие важные изменения ещё вводит новый закон?
Во-первых, появится ДТС – доверенная третья сторона. Её роль – проверка ЭП для «обеспечения доверия». Это юрлицо, то есть частный бизнес, который предоставляет услуги OCSP (онлайн-проверки валидности сертификатов) и TSP (метки доверенного времени, которые тоже ввели в закон).
«Сейчас у удостоверяющего центра есть «средства УЦ». Так и у ДТС будут свои «средства ДТС», то есть специальное сертифицированное программное обеспечение, – уточняют эксперты. – Возможно, это приведёт к тому, что ДТСы отделятся от УЦ, а возможно, и от операторов ЭДО. Фактически потребность в таких компаниях может означать появление нового бизнеса». Аккредитация ДТС будет строиться по общей модели – «как для УЦ».
Во-вторых, иностранные ЭП будут полностью признаваться российской стороной после её проверки аккредитованной ДТС – этого давно ждали многие российские компании-экспортеры.
В-третьих, законом закрепляется универсализация КЭП. «Вводится прямой запрет делить электронные подписи на «наши» и «не наши». Все торговые площадки, участники обмена и другие организации должны принимать все КЭП от всех аккредитованных УЦ, вне зависимости от прописанных OID (убивается предыдущая схема монетизации – «ЭП для площадок, ЭП для казны, ЭП для…»)», – поясняет представитель ЭОС.
В-четвертых, не введено двойное подписание документов от юрлица, которое обсуждалось в предыдущих версиях закона. «Однако появилась доверенность для физических лиц, которые действуют от имени компании, – рассказывает Татьяна Жигалова. – Доверенность потребуется, когда электронный документ подписывает физическое лицо, не являющееся единоличным исполнительным органом в организации».
Электронная подпись теперь невыгодна?
Когда закон только начали рассматривать в Госдуме, российские пользователи заговорили о возможном росте цен на ЭП. Некоторые компании стали сообщать прямо, что из-за этого готовы отказаться от электронного документооборота совсем.
Дальше громких заявлений дело не пошло и не пойдёт. Российский бизнес уже не сможет отказаться от ЭДО, уверены эксперты. Во-первых, компании уже давно представляют отчетность в ФНС в электронном виде. Во-вторых, бумажный документооборот по-прежнему приносит больше хлопот, нежели ЭДО. |
«Полагаю, будет как обычно – сначала придется сколько-то заплатить за возможность работать «по-новому», а дальше цены стабилизируются примерно на том же уровне, что и сегодня, – комментирует Елисей Иодковский. – В то же время переход на сервисную модель ЭП (облачная ЭП) предполагает меньшие или вовсе нулевые начальные инвестиции, а оплату – совсем небольшую – только за каждый факт подписи. Так что в этом отношении можно говорить о снижении затрат на использование ЭП, что выгодно для бизнеса».
Что дальше
Большинство изменений ФЗ «Об электронной подписи» вступают в силу уже 1 июля 2020 года. Принятый закон № 476 обязывает государство максимально быстро разработать новые положения Правительства РФ, приказы ФНС и т.д., а также скорректировать множество действующих нормативных правовых актов, регламентирующих применение ЭП в России.
«Справятся ли в Кремле с этой задачей за полгода – уже другая история», – резюмируют эксперты.
***
О прочих знаковых новеллах федерального закона
Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ кардинально реформирует рынок электронной подписи. Кроме перечисленных выше инициатив вводится информирование граждан о выпущенных на них сертификатах. Принимая во внимание участившиеся случаи мошенничества с электронной подписью, активно освещаемые в СМИ в прошлом году, подобное нововведение как никогда кстати.
«Одной из наиболее значимых и ожидаемых для пользователей электронной подписи инициатив стало информирование граждан о выпущенных на их имя квалифицированных сертификатах, которое планируется реализовать через портал «Госуслуги». Сроки запуска нового сервиса пока уточняются», – сообщает коммерческий директор АО «Аналитический Центр» (Единого портала Электронной подписи iEcp.ru) Алексей Сенченков.
Эксперт отметил, что принятый закон во многом рамочный. Так, требуется принятие обширной подзаконной нормативной базы, которая разъяснит в том числе порядок:
- предоставления данных о выпущенных сертификатах через портал «Госуслуги»;
- хранения, использования и отмены электронных машиночитаемых доверенностей, которые будут использоваться при подписании документов сотрудниками компаний и индивидуальных предпринимателей;
- определения максимальной стоимости квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, которые будут выпускать аккредитованные удостоверяющие центры;
- и других новелл.
В противовес положительной инициативе по запрету введения объектных идентификаторов (OID) сверх тех, что предусмотрены законодательно, в структуру сертификата решено внести отметку о способе прохождения заявителем идентификации при получении квалифицированного сертификата. Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ допускает не только идентификацию при личной явке, но и дистанционные способы: при помощи КЭП, загранпаспорта нового образца, ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации), ЕБС (Единая биометрическая система).
Комментарии 4
В случае с облачной ЭП отсутствие криптографии на рабочем месте означает, что для подписания документ необходимо передать оператору ЭП - перспектива из разряда "так себе".
Так же новая версия закона содержит отсылки к пока несуществующим методическим рекомендациям регуляторов, по которым должна осуществляться работа с метками доверенного времени - какие требования туда будут включены, ещё не ясно.
Соответствующие вопросы и к ДТС - какой артефакт будет являться результатом проверки, как выглядит формат такого документа.
Квалифицированный сертификат получает не "владелец бизнеса", а единоличный исполнительный орган юрлица. Нет тут никакой иерархичности ни подписей, ни сертификатов. Вместо весьма спорной и трудоемкой (и поэтому нереальной) двойной подписи (сертификатом ФЛ-сотрудника + сертификатом ЮЛ-руководителя) на скорую руку придумана некая связь/трансляция полномочий через подписанную доверенность, но она в большинстве случаев не может являться альтернативой, т.к. весь фокус из криптографии (с проверки действительности подписи в момент проверки подписи) перемещается в отсутствующие сегодня реестры доверенностей=пылесосы_ПДн (в проверку действительности доверенности в отдельных сервисах).
Криптография не может "обрабатывать логику" доверенности, т.к. доверенность - юридическая сущность, а не техническая.
Квалифицированный сертификат получает не "владелец бизнеса", а единоличный исполнительный орган юрлица.
Ну, и "единоличный исполнительный орган" в законе тоже не фигурирует, есть "...лицо, имеющее право подписи без доверенности...". Если ООО\АО не меняет каждый раз Устав, вписывая в него каждого нового Генерального\Исполнительного директора, то, обычно, владелец и есть то самое "лицо, имеющее право без доверенности". А директор(а) и дальше вниз - по доверенности.
Нет тут никакой иерархичности ни подписей, ни сертификатов.
Тут две возможности - и в законе об этом ни "гу-гу", увы! - или "лицо имеющее право без доверенности" должно подписывать ВСЕ доверенности в организации (представьте какой-нибудь ритейл с десятками тысяч магазинов), или подписывает доверенность Генерального(ых) с правом передоверия, ad infinitum. В любом случае иерархичность - либо два уровня, либо до бесконечности.
Вместо весьма спорной и трудоемкой (и поэтому нереальной) двойной подписи (сертификатом ФЛ-сотрудника + сертификатом ЮЛ-руководителя)
Вот это-то (в проекте закона) было просто и ясно. Технически, подпись двумя ключами (параллельная или соподпись) - простое дело, даже СЭДы перепрограммировать не надо. Да и в "быту" было бы просто - закинул на токен два ключа и пользуйся. Схема с доверенностями - гораздо гораздее :)
на скорую руку придумана некая связь/трансляция полномочий через подписанную доверенность, но она в большинстве случаев не может являться альтернативой, т.к. весь фокус из криптографии (с проверки действительности подписи в момент проверки подписи) перемещается в отсутствующие сегодня реестры доверенностей=пылесосы_ПДн (в проверку действительности доверенности в отдельных сервисах)
Нет в законе никаких "реестров доверенностей" с ПДНами. Для логики работы они не нужны. Доверенность - это такой же электронный документ, подписанный ЭП, и задача проверки доверенности сводится к двум вещам - 1."обычной" проверке ЭП (сходится математика и есть доказательства валидности сертификата (цепочки их) на момент подписания и\или проверки). 2. проверке полномочий по данной доверенности - хватает или нет для подписи конкретного документа.... И это может быть оооочень "развесисто". Закон предполагает введение "реестров полномочий" - некого списка всех возможных полномочий, часть (или даже все) из которых могут быть указаны в доверенности. Если это "право подписи документов" - просто и понятно, ОК. Но, например, в бумажной доверенности сейчас может быть "право подписи договоров не более 1 000 000 р." - такая формулировка уложится ли в "реестр полномочий"?
Про доверенности вообще ничего не известно - ни формат (хорошо, если это будут аттрибутные сертификаты, но всерьез (sic!) рассматривался даже вариант "DOC-файл, подписанный ЭП"); ни механизм отзыва - если доверенность будет выдаваться на конкретный ключ\сертификат физлица, которому доверяют, то, конечно, доверки будут протухать вместе с сертификатом, так сказать автоматически. Но это "естественная смерть", не отзыв в середине срока... Впрочем, для бумажных доверок тоже нет гарантированного "механизма отзыва"
Криптография не может "обрабатывать логику" доверенности, т.к. доверенность - юридическая сущность, а не техническая.
Я вас умоляю! МАШИНОЧИТАЕМАЯ доверенность - вполне техническая сущность. Будут ли её обрабатывать "средства подписи" (сиречь криптография) или следующий слой ПО - точно, конечно, не ведомо. Но что-то мне подсказывает, что будет нужен сертифицированный софт, ближе всего к нему - вот сюрприз! - криптографы...
В комментарии неявно подразумевается, что подписание любого документа организации (например, счет-фактуры), требует электронной подписи, выданной на юрлицо. Но это никак из закона об электронной подписи не следует. Сотрудник может получить сертификат ключа электронной подписи на своё имя и подписывать этим ключом документы организации, главное, чтобы у него была доверенность (хоть бумажная, хоть электронная) на эти действия.