Наверх

Электронная претензия через ЭДО: имеет ли юридическую силу

Время чтения: 4 минуты
0
Электронная претензия через ЭДО: имеет ли юридическую силу

Электронный документооборот упрощает и удешевляет работу. Но есть вопрос: можно ли отправить претензию контрагенту в мессенджере или через систему ЭДО? Будет ли такое уведомление иметь юридическую силу, если дойдет до суда? Отвечает юрист, специалист отдела продаж компании Directum — Ислам Ганиев.

Уверены, что разбираетесь в ЭДО с контрагентами? Проверьте себя! Вопрос читателя: У нас есть контрагент, который тоже подключен к ЭДО. Можем ли мы отправить ему претензию в электронном виде? Или все-таки нужно заказное письмо, чтобы все было законно?

Ответ эксперта: Если между вами есть соглашение об электронном обмене документацией, то все законно. В любых других ситуациях стоит опираться на правила, установленные статьей 165.1 ГК РФ.

Из нее следует, что юридически значимое сообщение должно быть отправлено непосредственно адресату, например, заказным или ценным письмом с описью вложения.

Другие способы отправки претензий — это исключения, но они могут быть предусмотрены в договоре между сторонами или в законе. А также из установившейся практики обмена важными юридическими сообщениями между сторонами.

Вопрос читателя: А имеет ли право контрагент отказаться рассматривать претензию, если она подана в электронном виде?

Ответ эксперта: С одной стороны, он вправе отказать, если возможность такого обмена сообщениями нигде не прописана: ни в договоре, ни в доп олнительном соглашении.

С другой стороны, пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении № 18 от 22.06.2021 указывает, что претензии, отправленные в электронном виде (email, соцсети, мессенджеры) возможны.

Этот способ обмена сообщениями исходит не из условий договора, а из устоявшегося обмена документами между вами.

Если у вас с контрагентом заключен рамочный договор, и вы ранее взаимодействовали через систему электронного документооборота: вели переписку, направляли заявки, требования, то вы можете направить претензию через ЭДО.

Хорошо ли вы разбираетесь в ЭДО с контрагентами?

Онлайн-тест на 5 минут. Сможете ответить, верны ли следующие 10 утверждений об электронном документообороте с контрагентами?

Вопрос читателя: В случае если дело перейдет в суд, можно ли использовать квитанцию (справку) от специализированного оператора связи о прохождении претензии в виде электронного документа, чтобы доказать попытку разрешить спор до суда?

Ответ эксперта: Да, такая справка подходит, суд примет ее.

Плюс согласно постановлению Верховного Суда РФ № 18 от 22.06.2021, в качестве доказательств можно представить распечатанные скриншоты. Важно указать веб-адрес страницы и точное время, когда была направлена претензия.

Пример судебной практики о соблюдении претензионного порядка при отправке претензии в электронном виде через оператора электронного документооборота, в качестве примера можно привести Решение Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-23700/2020.

Вопрос читателя: Может ли контрагент тянуть время в суде, ссылаясь на то, что не был в курсе о претензии, так как в компании не принято рассматривать претензии через ЭДО?

Ответ эксперта: Дело в том, что судебная практика указывает: исковое заявление все равно рассмотрят. Даже если ответчик ссылается на несоблюдение претензионного порядка, чтобы затянуть процесс. См. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.07.2015 по делу № 306-ЭС15-1364.

Помните! При досудебном урегулировании спора доказывать, что направление обращения все-таки было, придется истцу — согласно положениям в статьях 56 ГПК РФ и 65 АПК.

Ответчик же имеет право представить доказательства о том, что истец не отправлял претензию.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь