Электронные счета-фактуры в разных странах мира. Эволюция и зрелость рынка
Продолжаем цикл статей, основанных на переводе отчета Бруно Коха «Электронные счета/электронные платежи. Оцифровка и автоматизация» (E-invoicing/E-billing Digitisation & Automation).
Корректировочный счет-фактура или исправленный: когда и какой документ оформить Мы продолжаем цикл статей, основанных на переводе отчета Бруно Коха «Электронные счета/электронные платежи. Оцифровка и автоматизация» (E-invoicing/E-billing Digitisation & Automation). Для начала дополним предыдущую публикацию определением, что есть электронный счет-фактура (далее — ЭСФ) в понимании автора доклада, и какие документы учтены в статистике.
Не рассматриваются в качестве электронных счетов-фактур:
|
ФНС отменяет электронные счета-фактуры. Да здравствует УПД! Электронный счет-фактура в широком юридическом смысле:
Упрощенный малоценный электронный счет с заниженными требованиями к оформлению (часто обязательными для заполнения являются 4-8 полей) и без аутентификации участников обмена. Примечание: данные документы не учтены в статистике, приведенной в отчете. Автор отмечает, что эти данные могли бы стать отдельной статистикой в будущем. |
Электронный счет-фактура в узком юридическом смысле:
Корректировочный счет-фактура или исправленный: когда и какой документ оформить Электронный счет-фактура с предъявленными к нему требованиями по оформлению (содержит, как правило, 10-16 полей) и обязательной аутентификацией отправителя и получателя. Две организации, являющиеся поставщиком и покупателем, обмениваются электронным счетом-фактурой, который соответствует требованиям налоговых органов и признается оригиналом. Обмен происходит через специализированного поставщика телекоммуникационных услуг и/или с помощью платформы, предоставленной налоговыми органами. Такие документы сохраняются и являются единственными верными оригиналами для представления в контролирующие органы и аудиторам по требованию. Любые бумажные копии используются только для визуализации предоставления по требованию третьих лиц (такие бумажные копии никогда не признаются оригиналами). Примечание: в статистику отчета включены счета-фактуры, соответствующие только данному определению — то есть в узком юридическом смысле. |
А теперь вернемся непосредственно к отчету и посмотрим, как обстоят дела с электронными счетами в разных странах мира.
Эволюция рынка
Автор отчета предполагает, что классическая картина эволюции в большинстве стран выглядит следующим образом:
Первая фаза »B2C-поставщик». Крупные компании, такие как телекомы, коммунальный сектор и другие, несут огромные расходы на печати и рассылке счетов для физических лиц. Понимая это, они начинают предлагать своим клиентам получать счета в электронном виде, например, путем скачивания документа на сайте или портале, после авторизации. Понятно, что клиенты не торопятся обрабатывать электронные документы, за исключением случаев, когда у последних есть мотивация или за работу в бумаге предусмотрены какие-либо санкции.
Для большинства стран эта фаза является первым опытом электронного взаимодействия.
Вторая фаза »B2C-сети». Логично, что клиентам доставляет неудобство, когда у каждого поставщика своя система, сайт или портал, куда нужно периодически заходить и скачивать документы. Клиенты предпочитают иметь единую точку входа, где они смогли бы получать документы от всех своих поставщиков. Так, поставщики начинают расширять возможности своих порталов.
Третья фаза »B2B-крупняк». Наибольшую выгоду от электронного взаимодействия и автоматизации процессов получают крупные компании — как в роли отправителей, так и в качестве получателей документов. Как только в стране на законодательном уровне появляется возможность электронного обмена, крупные компании становятся локомотивами в этой области. В первую очередь, крупняк вовлекает в новое взаимодействие своих крупных партнеров, затем средний и малый бизнес. Выгода от электронного обмена лучше ощущается в B2B- и B2G-сегментах, нежели в B2C. Тем не менее, ЭДО по-прежнему проблематичен для крупного бизнеса, так как количество средних и малых партнеров велико, и они не спешат отказываться от бумаги.
Четвертая фаза «Массовое внедрение». Совершить прорыв на рынке может государство, у него для этого отличная позиция. Во многих странах 45-65% предприятий являются поставщиками в госсекторе. Правительство могло бы организовать электронный обмен с ними. Также государство вправе менять законодательную базу, тем самым создавая более удобные условия для новой технологии. Несмотря на то, что в некоторых странах государство неактивно в плане электронного взаимодействия, рынок все равно берет свое. Его быстрое развитие заставляет бизнес действовать, появляются провайдеры, которые предлагают широкий спектр решений по автоматизации.
Зрелость рынка
Зрелость рынка электронных счетов в разных странах мира в 2016 году:
На приведенном выше графике бордовым выделены страны-лидеры в области ЭДО СФ; оранжевым — догоняющие, желтым — государства, в которых ведется активная разработка и внедрение технологии («развивающиеся»); светло-желтым — отстающие.
Термин «отстающие» не означает, что в этих странах абсолютно отсутствуют какие-либо активности по обмену документами в электронном виде. Эти государства проходят фазы 1 или 2 согласно описанному выше ходу эволюции. «Развивающиеся» страны находятся в третьей фазе эволюции: они вносят поправки в законодательные акты относительно электронного обмена, либо объем электронных счетов в них остается на низком уровне. Авторы отмечают, что в 2016 году мировой объем ЭСФ достигнет 30 млрд и распределится следующим образом:
Количество счетов фактур/ счетов по оценке на 2016 (в млрд)
А теперь посмотрим, как обстоят дела в конкретных странах мира.
Азия и Тихоокеанский регион
Примечание. Интересно, что Россию, Белоруссию, Украину и Турцию автор отнес к странам Азии, а не Европы.
Большинство азиатских стран находятся в фазах эволюции 1 и 2: крупные поставщики предлагают своим клиентам получать счета в электронном виде. В некоторых странах отсутствует необходимая нормативная база. Есть исключения, когда для части компаний работают специальные правовые условия, позволяющие, например, параллельно с бумагой обмениваться с налоговыми органами электронными файлами. Это сделано для повышения эффективности общения контролирующих органов с бизнесом. Также в Азии есть страны, находящиеся в фазе 3, например, Сингапур, Гонконг, Тайвань и Южная Корея. Здесь ключевую роль в B2B- и B2G-сегментах играет государство. Несмотря на то, что Сингапур и Гонконг имеют весьма щадящие нормативные условия для обмена в электронном виде, уже в течение долгих лет уровень внедрения электронных документов остается на низком уровне.
Австралия и Новая Зеландия. В этих странах сегодня мы наблюдаем фазы 1, 2 и 3, благодаря развитию бизнеса. Австралийцы активно автоматизируют коммерцию, B2B-сектор уверенно чувствует себя в электронных транзакциях. Наибольшего успеха в электронном обмене достигла отрасль здравоохранения. Другие области в своем большинстве используют бумагу либо электронную почту. В начале 2015 года во внедрение ЭДО активно включилось правительство Австралии. Это должно значительно увеличить темпы проникновения электронных документов и одновременно с этим уменьшить случаи уклонения от уплаты налогов, считает Бруно Кох.
Для Азии серьезной проблемой является высокий уровень уклонения от уплаты налогов. Китай не является исключением в этом отношении. Для решения этой проблемы в Поднебесной запустили масштабный проект финансовой реформы под названием «Золотой налоговый проект» (Golden Tax Project (GTP), который предписывает использование конкретных информационных технологий с целью повысить уровень соблюдения законодательства Китая относительно НДС. Дальнейшие шаги по развитию безбумажного документооборота китайцы совершают в области электронного архивирования. В B2C-секторе продолжается пилотный проект с участием ограниченного числа интернет-магазинов розничной торговли. Пилотный проект в B2B-сегменте также планируется продлить. Автор считает, что Китаю еще есть куда развиваться, и процесс будет длительным.
В Индии, после разрешения использования электронных счетов, уровень последних оставался довольно низким. Только в половине штатов законодательство позволяло использовать электронные документы, в других, в свою очередь, требовали бумагу. В марте 2015 года законодательство было изменено, и теперь все счета в Индии (во всех штатах) должны передаваться только в электронном виде.
С июля 2016 года почти все налогооблагаемые предприниматели в Индонезии обязаны выставлять свои («индонезийские») счета-фактуры (Faktur Pajak, FP) в электронном виде, а также осуществлять налоговые платежи только через интернет.
Современный этап электронного выставления счетов-фактур в России можно охарактеризовать как динамично развивающийся, особенно в сегментах розничной торговли, FMCG, автомобильной, фармацевтической отраслях, а также в области электроэнергии.
На сегодняшний день наблюдается значительный рост интереса среди крупных и средних предприятий по части реализации проектов, касающихся ЭДО СФ и управления документами. Это подтверждается тем фактом, что с 2015 года практически все российские налогоплательщики (юридические лица — прим. автора) обязаны отчитываться в налоговые органы в электронном виде.
Размер турецкого рынка составляет 2 млрд счетов-фактур/счетов в год (источник: Турецкое Министерство финансов, 2013 г.). Что касается электронного выставления счетов-фактур, то страна сделала огромный прогресс за последние годы. Турецкое правительство постепенно втягивает в электронное взаимодействие разные отрасли промышленности. В Турции существует единая платформа для выставления электронных счетов поставщиками под контролем турецкого управления доходами (Turkish Revenue Administration (TRA). В настоящее время есть более 50 000 предприятий, которые просто обязаны работать в электронном виде. Все счета так или иначе передаются или принимаются через платформу TRA. Вместе с этим Турция активно работает над электронными архивами.
***
В следующий раз поговорим, как обстоят дела с электронными счетами в странах Африки, Северной и Латинской Америки, а также расскажем, на чем фокусируются разные страны при переходе от бумаги к электронному обмену.
Перевод: Карина Кассис
Источник: Basware
Комментарии 0