Generation next Веб 2.0: происхождение, основы, примеры. Часть первая
Словосочетание «Веб 2.0» за не такой уж большой срок распространилось со скоростью, сделавшей бы честь иной стае саранчи. Употребляется этот термин чрезвычайно широко: в google.ru более 2 000 000 ссылок «Веб 2.0» и более 700 000 000 ссылок «web 2.0»!
Когда услышал слово «авокадо» —
впервые, в детстве… нет, когда прочёл
его (наверно, у Хэмингуэя
или Ремарка? или у Майн Рида? —
уже не помню) — в общем, с тех вот пор
я представлял тропическую синь,
и пальмы над ленивым океаном,
и девушку в шезлонге, и себя
у загорелых ног, печально и
неторопливо пьющего кальвАдос
(а может, кальвадОс). Я представлял
‘’у кромки гор немыслимый рассвет
и чёрно-белого официанта,
несущего сочащийся продукт
экватора — нарезанный на дольки,
нежнейший, бесподобный авокадо!
Виктор Шендерович, «Баллада об авокадо»
Давно известно, что под «Веб 2.0» могут подразумеваться очень разные вещи, что понятие это довольно размытое и неясное… Кто-то считает, что это принципиально новая концепция, кто-то находит, что это очередной маркетинговой уловкой, у кого-то в сознании рождаются смутные ассоциации с Тимом О’Рейли, иногда с Ajax, а то и с Google. Варианты могут быть самые разные… Но в целом ситуация такова: немногие могут похвастаться ясным представлением о «Веб 2.0», но для большинства этот термин является, по всей видимости, одновременно смутно знакомым и заманчивым, как авокадо в бессмертной балладе Шендеровича.
Происхождение понятия
Термин Web 2.0 обычно связывают со статьей Тима O’Рэйли «Что такое Веб 2.0» (на русском языке см.) от сентября 2005 года.
Как он пишет в статье, впервые идея Веб 2.0 прозвучала на мозговом штурме издательства O’Reilly Media и компании MediaLive International. Создание концепции Веб 2.0 прежде всего опиралось на конкретные примеры сайтов, которые авторами интуитивно воспринимались как носители принципиально новых решений, а уже затем были выделены их общие структурные признаки. К таким сайтам на том приснопамятном мозговом штурме были в том числе отнесены Google AdSense, Flickr, BitTorrent, Napster, Wikipedia и персональные блоги (в противопоставлении Doubleclick, Ofoto, Akamai, mp3.com, Britannica Online и персональным сайтам соответственно).
Любопытно, что даже по мнению самого О’Рэйли, Веб 2.0 не имеет четких границ. Это, по его выражению, «центр притяжения», совокупность «правил и практических решений, объединенных в некое подобие солнечной системы, состоящей из узлов, каждый из которых построен с учетом некоторых или всех описанных правил и находится на определенной дистанции от центра.». В сущности, это означает, что дать совершенно четкое и ясное определение понятию едва ли возможно, поскольку сам создатель термина и идеи не считает нужным определять его границы. Веб 2.0 — это глобальная концепция, придуманная в противовес старому Web 1.0, для обозначения некой общей тенденции развития Интернет-сообщества и определенных общих принципов построения некоторых сайтов.
Объяснить понятие и концепцию Веб 2.0, как следствие, можно только через последовательный анализ этой тенденции и этих основных принципов.
Основы Веб 2.0
Прежде всего, основополагающий принцип Веб 2.0 — это идея «веба как платформы». Эта идея относится еще к первой конференции Веб 2.0 2004 года. Несомненно, веб-приложения играют огромную роль в Веб 2.0., однако быстро стало понятно, что этот принцип не годится в качестве определения, т. к. является, мягко говоря, очень расплывчатым.
Второй важный компонент понятия Веб 2.0 — это Ajax (Asynchronous javaSAFEscript and XML). Ajax дает возможность веб-странице, не перезагружаясь, асинхронно загружать нужные пользователю данные. Ajax использовалась, например, компанией Google при создании Gmail. Технология Ajax имеет важное значение для Веб 2.0, но эти два термина ни в коем случае не стоит не только отождествлять, но и даже сильно сближать. Веб 2.0 необязательно привязан к определенной технологии. Скорее, для Веб 2.0 принципиально важен сам принцип асинхронного обновления страницы.
Третий принцип Веб 2.0 совершенно не относится к вопросам технологии, однако, по мнению многих специалистов, все же может считаться одним из основных. Речь идет о демократии. Благодаря Веб 2.0 любители могут превосходить профессионалов, особенно когда существует система, направляющая их усилия в нужное русло. Википедия — один из самых известных примеров. Несмотря на то, что эксперты характеризируют качество содержимого Википедии в целом как среднее, они упускают важный момент: оно достаточно хорошее. Немаловажно с точки зрения демократии, разумеется, то, что все содержимое Википедии бесплатно.
RSS-каналы новостей (такие как Reddit, Digg, и в определенном смысле del.icio.us) также являются наглядным примером демократичности Веб 2.0. Эти сайты демонстрируют, что распределённое сообщество может выполнять определенные задачи (например, написание статьи, освещение событий и пр.) намного лучше, чем профессиональные редакторы, выделенные специально для выполнения этих задач. В Интернете можно публиковать все, что только взбредет в голову. Конечно, большая часть такого контента не прошла бы редакторской проверки в печатных изданиях. Но общее количество авторов в Сети чрезвычайно велико, и в этом случае отсутствие редакторской фильтрации означает, что лучшая статья в Интернете может превзойти лучшую печатную статью. Постепенно в целом Интернет начал выигрывать.
Еще один, четвертый важный элемент Веб 2.0 — это хорошее обращение с пользователями.
До Веб 2.0, по мнению многих специалистов, большинство популярных сайтов вели себя высокомерно по отношению к пользователям, что проявлялось в, например, необходимости регистрироваться или раздражающих баннеров. Да и сам дизайн среднего сайта в 90-е годы оставлял желать лучшего.
Тенденция Веб 2.0 — не заставлять пользователей регистрироваться, кроме тех случаев, когда необходимо хранить для них какую-либо информацию, не запрашивать адрес электронной почты, если он действительно не нужен по какой-либо причине, не задавать ненужных вопросов, не посылать электронных писем, кроме тех, что были явно запрошены, и т. д. В общем, отношение к пользователю заметно изменилось в лучшую сторону. Наилучшее отношение к пользователям — это бесплатная раздача контента, за который конкуренты берут деньги. Сегодня можно сказать, что наиболее успешные сайты — те, которые нашли новые способы раздавать контент бесплатно. Обслуживание веб-страниц обходится очень дёшево. Даже если просмотр страницы приносит менее цента (!) дохода, можно получить прибыль.
Что общего?
Мы назвали в качестве центральных элементов Веб 2.0 веб-приложения, Ajax, демократию и отсутствие пренебрежительного отношения к пользователям. Что же общего между этими, на первый взгляд, совершенно несвязанными компонентами?
Веб 2.0, в сущности, означает использование веба именно так, как он должен быть использован. Тенденции, которые мы сейчас наблюдаем, являются просто проявлениями изначальной природы всемирной паутины, пробивающейся сквозь неправильные модели, наложенные на неё во время пузыря.
В годы, последовавшие за пузырём, всемирная паутина искала оптимально сбалансированное положение. Демократия, например, не является инновацией, в том смысле, что кто-то приложил большие усилия, чтобы она появилась. Она является тем, что естественно вытекает из природы всемирной паутины.
То же самое касается идеи предоставления через сеть приложений, подобных традиционным. Эта идея почти так же стара, как и сама сеть (вспомним Java-апплеты).Доказательством того, что Ajax является следующей популярной платформой является то, что тысячи хакеров спонтанно начали создавать приложения на его основе.
Google был первым, кто начал применять все три компонента Веб 2.0: основные идеи их бизнеса вполне укладываются в термины Веб 2.0. «Не обращаться с пользователями плохо» можно считать более слабой версией слогана Google «Не быть плохими», и, несомненно, весь Ajax-бум начался с Google Maps. В общем, Google просто не пытается изменить естественную природу веба. Они скорее пытаются догадаться, что будет дальше, чтобы оказаться в этом месте заранее.
Стоит также кратко упомянуть и некоторые другие особенности Веб 2.0, которые мы не считаем основополагающими, но которые все же являются достаточно характерными для этой концепции.
● Веб-синдикация (одновременная публикация одного материала на различных веб-страницах с помощью RSS-потоков).
● Mash-up (Веб mash-up или «мэшап» — сервис, который использует в качестве источников информации другие сервисы, причем такой сервис может становиться также новым источником информации для других веб mash-up сервисов; в результате образуется сеть зависимых друг от друга и интегрированных сервисов).
● Метки (или теги — ключевые слова, описывающие объект или относящие его к какой-либо категории, определяющие его место среди других объектов).
● Социализация (использование разработок, которые позволяют создавать сообщество, а также возможность индивидуальных настроек сайта и создание личной зоны (личные файлы, изображения, видео, блоги) для пользователя).
Примеры
Сайты, которые можно отнести к Веб 2.0. очень многочисленны и необычайно популярны. Эта популярность, как нам представляется, прекрасная иллюстрация тезиса о том, что Веб 2.0 — это прежде всего использование веба так, как он должен быть использован. Это правильное использование Сети, правильный подход к технологиям и правильный подход к бизнесу.
Приведем примеры самых популярных сайтов Веб 2.0, распределив их по нескольким крупным направлениям.
Программирование:
1. Ajaxlines: консультации, статьи и все прочее, имеющее отношение к Ajax.
2. ma.gnolia: построение собственного веб-сайта или сообщества.
3. Ajaxian: блог, посвященный Ajax.
4. Web 2.0 Sites: инструкция для сайтов Веб 2.0.
Видео:
1. YouTube: чрезвычайно популярный сайт, позволяющий бесплатно скачивать, просматривать и помещать видео ролики.
2. Meta Cafe: Смешное видео, интересные клипы, редкое кино.
3. Vimeo: совместное использование видео роликов.
4. Daily Motion: также совместное использование видео роликов.
5. Imeem: сервис, в котором пользователи могут общаться и обмениваться любым контентом, включая фото, аудио и видео.
6. ClipShack: сообщество для фанатов видео.
7. Jumpcut: лучшее место для создания слайдшоу, клипов и фильмов и обмена ими.
8. Video Bomb: самое популярное в Сети видео.
9. eyeSpot: используется для редактирования и сочетания видео, музыки и фотографий в режиме онлайн.
10.Avidbeauty: развлекательное сообщество для пользователей iPod users.
Музыка:
1. last.fm: вебрадио, позволяющее отмечать любимых исполнителей, создавать свою библиотеку, искать поклонников той музыки, которую любите вы и т. д.
2. Musicovery: вебрадио, позволяющее искать музыку разных стилей и эпох под ваше настроение.
3. PODZINGER: поисковая машина для видео и аудио файлов.
4. Upto11: используя метки, Upto11 предлагает вам новую музыку. Можно создавать свои сборники на личной страничке.
5. Pandora: сервис, который помогает вам найти подходящую музыку на основе ваших предпочтений.
Чаты:
1. Meebo: meebo поддерживает msn, yahoo, aol/aim, google talk (gtalk), jabber и icq.
2. Joopz: позволяет пользователям отправлять текстовые сообщения как отдельному человеку, так и группе других пользователей, причем сообщение может быть отправлено с любого устройства, поддерживающего веб.
3. Goowy: приложение, которое позволяет вам мгновенно общаться или посылать сообщения.
4. Gizmo: Gizmo использует ваш канал связи с Интернет, чтобы звонить на другие компьютеры (коллегам, друзьям, семье), причем в любую точку планеты.
5. eBuddy: отправка сообщений по всему миру.
6. e-messenger: отправка сообщений, поддерживает MSN, Yahoo и AIM (AOL).
Фотографии и картинки:
1. Flickr: самый простой и удобный сайт для хранения, поиска и обмена фотографий.
2. Zooomr: Universally — также хранение, поиск и обмен фотографий в режиме онлайн.
3. Mybloop: обмен картинками, аудио- и видеофайлами, без ограничения объема.
Блоги:
1. Blogger.
2. Weblogs, Inc.
3. BlogCode.
4. Livejournal.com.
5. blo.gs.
6. BlogLines.
Установказакладок:
1. del.icio.us: сервис по управлению установкой закладок.
2. Reddit: все новое и популярное в Сети.
3. Blinklist: список сайтов по рейтингам от групп со сходными с вашими интересами.
VOIP:
1. Jajah: VoIP — провайдер, основанный в 2005 году.
2. skype: бесплатные звонки по всему миру.
Вики:
1. Wikipedia: самая крупная многоязычная бесплатная энциклопедия в Сети.
2. LittleWiki: вебсайт, на котором можно создавать частные и публичные вики-страницы.
Офисные инструменты:
1. Zoho Office Suite: процессор Word в режиме онлайн.
2. Google Docs & Spreadsheets: собственный текстовый редактор в режиме онлайн.
3. Dictinary: онлайновый словарь.
4. ThinkFree Office: возможность редактирования файла Excel на системе Linux, или демонстрация презентаций на компьютере, на котором не установлен Powerpoint.
Электронная почта:
1. Gmail: новый, экспериментальный тип электронной почты, основанной на возможности никогда не удалять почту и всегда находить нужные письма
Совместное использование файлов:
1. Box.Net: бесплатное хранение и использование файлов.
2. MailBigFile: Интернет-приложение для совместного использования файлов.
Продолжение следует…
Источник: CIO
Комментарии 0