Наверх

Госдума готовит электронный "формооборот"

Архив
Время чтения: 4 минуты
0
Госдума готовит электронный

Круглый стол, посвященный введению электронного документооборота на уровне структур структур государственной власти.

Подкомитет по технологическому развитию комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи РФ провел 9 сентября круглый стол, посвященный введению электронного документооборота на уровне структур государственной власти.

Толчком к дебатам послужило выступление Дмитрия Медведева на заседании Государственного совета РФ 17 июля в Петрозаводске, когда он указал на отсутствие «реальных подвижек» в создании электронного правительства.

Для того чтобы реализовать «план Медведева» и уже к 2010 году ввести в государственных организациях внутренний и внешний электронный документооборот, рабочая группа во главе с председателем подкомитета Ильей Пономаревым приступила к выработке Концепции создания комплексной государственной информационной системы взаимодействия государства с населением, итоговый вариант которой будет представлен президенту. Проект концепции на круглом столе представил его автор - член-корреспондент РАН и генеральный директор компании Cognitive Technologies профессор Владимир Арлазаров, занимающий в рабочей группе положение первого заместителя руководителя.

Владимир Арлазаров выступает за введение электронного оборота унифицированных форм документов По словам Арлазарова, то, что сегодня понимается под электронным документооборотом, фактически является оборотом карточек на документы, а не их самих, то есть попросту осуществляется «контроль исполнения». Полностью электронного документооборота, на его взгляд, конечно, достичь не удастся, поскольку население все равно продолжит подавать информацию в бумажном виде. Но сделать так, чтобы эта информация немедленно переводилась в электронной вид и уже в таком формате обрабатывалась и передавалась внутри учреждений, он считает первостепенной задачей.

Главной целью, по мнению профессора, должен стать переход к так называемому «формообороту», то есть обороту стандартных форм, а не бумаг как таковых. Около 90% документов, задействованных в делопроизводственных отношениях государства и граждан, по его словам, допускают формализацию, что частично уже реализовано на уровне бланков. В проекте концепции говорится о необходимости привести все эти документы к «фиксированному количеству законодательно установленных стандартных форм», которые должны быть «унифицированы и машиночитаемы», что предполагает заполнение их от руки печатными буквами.

Унификацию форм, правил их заполнения и обработки предлагается проводить на уровне единого государственного реестра, на создание которого, по оценкам Арлазарова, уйдет год-два. За это же время, по его мнению, можно довести долю электронно-обрабатываемых форм с сегодняшних 6% до 50-60%, а через пять лет – до 90%. Арлазаров отметил, что некоторые учреждения уже осуществили переход на формооборот. Так, он похвалил Пенсионный фонд за электронную обработку анкет в некоторых отделениях. Если предлагаемая концепция заработает в полную силу, страна, как подсчитали в Cognitive, будет экономить более 150 млрд руб. в год.

Прослушав тезисы проекта концепции, с комментариями выступили присутствовавшие на круглом столе эксперты. Так, президент компании «ДИСКо» Михаил Донской предостерег от ожидания скорых результатов. По его словам, год или полтора потребуется на обучение госслужащих работе с электронными документами, а далее «начнется привитие этой культуры у населения». Когда же она будет привита и перекинется с государства на общество в целом, у населения появится «вкус», а с ним и собственные требования. Этот последний этап удовлетворения требований населения, по мнению Донского, должен быть непрерывен и не повторять ошибки программы «Электронная Россия», недостатком которой Донской назвал как раз ее ограниченность во времени.

Руководитель аппарата комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Вячеслав Панов выразил опасение, что если концентрироваться на создании форм и их классификации, они будут устаревать прежде, чем начнут использоваться. Потому он предложил разработать универсальный язык создания новых форм. Руководитель лаборатории Института системного анализа РАН Галина Акимова отметила, что наряду с унификацией форм необходим инструмент адаптации электронных документов под нужды предприятий.

Одновременно с унификацией форм Донской посоветовал подумать и о создании стандартных программных средств их обработки. По его мнению, должно стать «неприлично» начинать разработки альтернативных автоматизирующих систем, поскольку это требует постоянного переучивания пользователей. Заместитель директора департамента Министерства связи и массовых коммуникаций Сергей Иванов возразил, что, разрабатывая унифицированную систему, можно не успеть за инновациями, по отношению к которым государство должно быть потребителем.

Со своей стороны Пономарев подчеркнул, что главная проблема сейчас имеет отношение не к ИТ, а к тому, как добиться согласованности между ведомствами и заставить чиновников использовать электронный документооборот. Кроме того, его введение, по словам Пономарева, неминуемо повлечет за собой изменение в законодательстве о госзакупках, электронной торговле и пр.

Источник: IT-Daily

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь