Импортозамещение ИКТ. Обзор итогов 2017 года
На вопросы в рамках обзора TAdviser «Импортозамещение ИКТ» ответил Василий Бабинцев, директор по маркетингу DIRECTUM.
На вопросы в рамках обзора TAdviser «Импортозамещение ИКТ» ответил Василий Бабинцев, директор по маркетингу DIRECTUM.
Назовите, на ваш взгляд, главные достижения процесса ИТ-импортозамещения в России?
Возник устойчивый интерес к отечественным разработкам, которые до этого не всегда могли конкурировать с западными гигантами на уровне маркетинговых бюджетов, а значит были не так известны заказчикам.
Раньше многим российским ИТ-компаниям было сложно попасть даже в шорт-листы тендеров крупных предприятий. Сегодня корпорации реально ищут замену западным решениям, при этом не желают снижать планку требований. Поэтому на волне импортозамещения наиболее хорошо себя чувствуют те классы отечественных продуктов, где уже есть мощные конкурентоспособные аналоги, в том числе и СЭД. Таким системам стало проще доносить свои преимущества в качестве отечественных разработок.
В госсекторе политика импортозамещения привлекла дополнительное внимание органов власти к перспективным технологиям. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях стали усиливаться ИТ-департаменты, появляться сильные кадры, готовые внедрять новые решения. Импортозамещение стало важной частью программы «Цифровая экономика», которая направлена в том числе на развитие электронного правительства, цифровизацию конкретных отраслей экономики. Комплексный взгляд государства на эту тему, как минимум, подчеркивает важность цифровой трансформации для развития экономики, повышения уровня жизни, более комфортного взаимодействия граждан с госорганами. Как максимум, это позволяет надеяться на реализацию социально значимых ИТ-проектов на федеральном уровне.
По вашим наблюдениям, идет усиление этого тренда или угасание? Каков ваш прогноз на ближайшие 3 года?
В целом тренд укрепляется. Интерес к импортозамещению проявляется волнообразно, часто в связи с конкретными событиями. Так, например, интерес к СУБД на отечественном рынке со стороны нефтегазовых компаний вырос после очередного заявления Oracle об ужесточении условий работы с клиентами из российской нефтегазовой отрасли.
Новый пакет контрсанкций также допускает введение дополнительных запретов на закупку иностранного ПО и оборудования. Оценить последствия этой инициативы будет возможно после появления конкретного перечня со стороны правительства – это можно вызвать очередной всплеск активности заказчиков.
В ближайшие три года можно ожидать, что крупные заказчики доведут до конца часть уже начатых инфраструктурных ИТ-проектов, которые были причиной откладывания проектов по импортозамещению. Завершится жизненный цикл использования ранее приобретенных западных решений, и появятся ресурсы для внедрения нового ПО – отечественного или свободно распространяемого.
Назовите пять главных препятствий импортозамещения ИТ-решений?
Первое препятствие – необходимость выделения отдельного бюджета на импортозамещение. Переход с западных разработок на отечественные часто не приносит дополнительной эффективности – в новую систему переходят те же самые процессы, но при этом нужно потратить дополнительные ресурсы на внедрение и обучение персонала. Соответственно, импортозамещение нередко рассматривается как инвестиция только с точки зрения минимизации санкционных рисков. По нашему опыту заказчики быстрее выделяют бюджеты на программу импортозамещения, если это приносит явные выгоды: например, установленная западная система морально устарела, а новое отечественное решение обещает больше функциональных возможностей и большую эффективность процессов, которая со временем окупит затраты.
Заказчики быстрее выделяют бюджеты на программу импортозамещения, если это приносит явные выгоды. |
Второй барьер в том, что не все ОС, СУБД, офисные программы, удовлетворяющие критериям импортозамещения, могут предложить высокое качество, удобство работы и функциональность. В первую очередь, речь идет об СПО-продуктах, еще не достигших нужного уровня масштабируемости и зрелости. И в этом случае замена может даже отрицательно сказаться на продуктивности работы.
В-третьих, сам по себе процесс масштабного перехода с одной системы на другую нуждается в четком управлении – необходимо учесть риск возможной остановки процессов и принять меры, чтобы его минимизировать. Когда же речь идет о замене целого спектра интегрированных решений, инфраструктуре, которая выстраивалась годами, – риски многократно возрастают. И не каждый заказчик готов ими управлять.
Четвертая проблема – отсутствие достаточного количества квалифицированных ИТ-специалистов для поддержки и внедрения новых решений на базе СПО.
Ну и пятая особенность – многие российские разработчики были вынуждены пересмотреть планы развития своих продуктов с учетом программы импортозамещения и отвлечь ресурсы от разработки новых технологий. Включение разработок в реестр отечественного ПО требует работы по приведению самого продукта в соответствие с требованиями поддержки СПО. В итоге сложилась парадоксальная ситуация: технологические компании рискуют увеличить отставание от западных решений, замедлив программы перспективных исследований в пользу соответствия формальным критериям программы импортозамещения, которая как раз была призвана повысить конкурентоспособность отечественного ПО.
Технологические компании рискуют увеличить отставание от западных решений, замедлив программы перспективных исследований в пользу соответствия формальным критериям программы импортозамещения. |
Каких отечественных вендоров можно назвать флагманами импортозамещения?
Наиболее заметны в контексте импортозамещения Postgres Professional и «Новые облачные технологии» (Мой офис). Обе компании активно развиваются, занимаются планомерным расширением стратегического партнерства, совместимость с их продуктами подтверждает все большее число вендоров, появляются пилотные проекты.
Среди систем электронного документооборота таких явных флагманов пока не видно, но практически все отечественные решения двигаются в сторону поддержки инициатив импортозамещения ПО.
Источник: TAdviser
Комментарии 2
Роберт Исхаков
Очень интересно) А Directum ведет работу по созданию "варианта", который использует СУБД из "Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных"?
Роберт, да, ведет. DirectumRX с версии 2.7. поддерживает работу с СУБД Postgres Pro, которая входит в реестр отечественного ПО.
Также, поддерживается работа с бесплатной версией СУБД PostgreSQL.