Наверх

Институт современного развития представляет доклад о развитии электронного правительства

Архив
Время чтения: 2 минуты
1
Институт современного развития представляет доклад о развитии электронного правительства

Доклад "О развитии электронного правительства в Российской Федерации и готовности федеральных органов исполнительной власти к переходу на оказание государственных услуг населению с использованием Интернета" содержит оценку достигнутого прогресса...

На сайте Института современного развития представлен доклад «О развитии электронного правительства в Российской Федерации и готовности федеральных органов исполнительной власти к переходу на оказание государственных услуг населению с использованием Интернета».

Доклад подготовлен Институтом современного развития совместно с Институтом развития информационного общества и содержит оценку достигнутого прогресса, существующих инициатив и сложившихся барьеров в области развития электронного правительства в России.

Данный отчет – попытка оценить текущий уровень готовности федеральных министерств и ведомств к электронному правительству, сравнить их между собой по эффективности использования сети Интернет для организации взаимодействия с конечным получателем оказываемых ими государственных услуг, а так же ответить на вопросы:

●  Что и как сделано за последнее время в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия»?

●  Почему международные рейтинги готовности Российской Федерации к электронному правительству падают третий год подряд?

●  Сможем ли мы с вами в ближайшие годы общаться с властью через Интернет?

Доклад содержит рейтинг сайтов государственных органов.

Доклад «О развитии электронного правительства в Российской Федерации и готовности федеральных органов исполнительной власти к переходу на оказание государственных услуг населению с использованием Интернета» (pdf, 279 Кб)

Институт современного развития (ИНСОР) создан с целью объединения лучших экспертов для подготовки предложений и выработки документов по важнейшим направлениям государственной политики. Попечительский совет ИНСОР возглавляет президент страны Дмитрий Медведев. В рамках научно-исследовательской деятельности Института и по результатам экспертных обсуждений формулируются практические рекомендации для Президента и Правительства РФ, готовятся аналитические и информационные материалы, адресованные всей российской общественности.

Источник: Институт современного развития

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 1

Главный недостаток этого отчета - отсутствие каких-либо собственных, а не импортированных оптом из-за рубежа, идей по поводу построения электронного правительства, его целей и задач. Упор сделан – «как у людей» - на «электронизацию» государственных услуг гражданам, на уровень государственных веб-сайтов и т.д. Я лично не считаю, что на данный момент это самая важная задача для страны.

Как мне кажется, более удобное для граждан общение с государством является лишь приятным побочным эффектом при решении действительно насущной проблемы: модернизации государственной машины, с тем, чтобы она была способна выполнять главную задачу государства - защиту существующего строя, обеспечение политической, военной и экономической безопасности и конкурентоспособности страны. Иными словами, внедрение современных технологий во «внутренней кухне» государства IMHO для России сейчас важнее, чем оказание интернет-услуг бабушке в деревне (ей бы лучше электричество провели, да воду, да к пенсии чуток денег добавили - на хлеб, не на интернет!).

С этой точки зрения, ситуация в России не блестящая, но и не критическая (как это утверждают авторы отчета). Да, есть и воровство, и провалы (а у кого их нет? В мире большинство проектов электронного правительства, по строгому счету, провальные. Американский конгресс своим информатизаторам из-за этого, например, сейчас деньгу зажимает). Но есть и очень удачные проекты мирового уровня - как в федеральном правительстве, так и в регионах. Есть уникальный административный ресурс, который, при наличии желания и мозгов, позволяет многое решительно поменять за считанные дни. И даже от нашей отсталости есть определенные плюсы - идущие впереди сейчас с трудом расхлебывают такие проблемы, как уязвимость национальной экономики вследствие уязвимости ИТ-инфраструктуры, и непрекращающиеся кражи персональных и корпоративных данных.

Не нужно поэтому молиться на международные рейтинги, - да и пора, наконец, научиться их правильно «читать». Там ситуация как в велогонках: есть три-четыре группы стран, близких по уровню развития ЭП, в том числе небольшая группа лидеров, а также довольно большой "пелетон", в котором мы и находимся. Конкретное место в пелетоне, откровенно говоря, никакого значения не имеет, да и вычисляется с большой погрешностью (так, по рейтингу ООН, мы позади Беларуси).

Сейчас на первый план выдвинулись правовые и организационные проблемы, поскольку технические мы уже более-менее научились решать. В первую очередь нужно определиться: "песни либо пляски" - либо на первый план поставить защиту персональных данных (как в Англии - где их теряют, как нигде, но в итоге не могут эффективно развивать электронное правительство), либо, как в Скандинавии и Балтии, отдать приоритет созданию эффективного электронного правительства на основе объединенных баз данных и национальных реестров, отчасти пожертвовав официально декларируемой неприкосновенностью личной жизни.

Далее, высшее руководство страны должно же однажды сообразить, что столь желанное электронное правительство - это на 90% электронный документооборот, который, в свою очередь, требует четкого юридического статуса электронных документов. Существование же электронных документов-оригиналов с неизбежностью приводит к необходимости создания электронных архивов государственных документов, с целью их длительного хранения - и такие архивы тоже должны получить вполне определенный юридический статус. Национальная архивная служба должна получить возможность выставлять требования к электронному делопроизводству и к электронным документам, создаваемым в государственных органах.

А то, что (как с горечью отмечают авторы отчета) «не сформирована система проведения аттестации работников ФОИВ на владение ими современными информационными технологиями», «не решена задача создания института главных конструкторов ведомственных программ информатизации», «не утверждена единая архитектура электронного правительства» и т.д. – это нас, как говорится, бог миловал… :)

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь