Наверх

Интеграция образовательных и профессиональных стандартов носит не вполне системный характер

Архив
Время чтения: 7 минут
0
Интеграция образовательных и профессиональных стандартов носит не вполне системный характер

На вопросы ECM-Journal ответила Алтухова Наталья Фаридовна, зав. кафедрой «Бизнес-информатика», Финансовый университете при Правительстве Российской Федерации.

Алтухова Наталья Фаридовна, зав. кафедрой «Бизнес-информатика», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, nfaltuhova@fa.ru.

В рамках подготовки круглого стола «Готовность вузов к выпуску специалистов для «цифрового предприятия» Наталья Фаридовна ответила на ряд вопросов ECM-Journal.

https://www.fa.ru/chair/bi/PublishingImages/фото-Алтухова%20иоп.jpgПо мнению партнера компании MCKinsey, одного из признанных лидеров в области управленческого консалтинга, г-на В.Чернявского, сегодня для реализации задач бизнеса «нужны люди другой формации»[1]. Эта задача стимулирует бизнес и вузы искать новые формы взаимодействия в области подготовки высоко квалифицированных кадров.

Чему и как учить управленцев, чтобы они были подкованными в области ИС «цифрового предприятия»?

Учебные планы по управленческому направлению подготовки бакалавра или магистров вообще не ориентированы на подкованность студента в области создания «цифрового предприятия» и управления им. Есть лишь отдельные дисциплины, которые связаны с современными ИТ-решениями, и студенты получают навыки работы с такими технологиями. В них раскрывается суть процессов трансформации бизнеса в условиях глобального применения информационных технологий. Но, эти моменты, к сожалению, сконцентрированы в дисциплинах по выбору, где, как правило, объем часов позволяет увидеть только «верхушки айсберга».

Исходя из опыта, можно сказать, что в вопросе цифровых трансформаций и цифрового предприятия лучше подкованы студенты направления «Бизнес-информатика», находящего на стыке областей знаний: управленческих и ИТ. Это дает им неоспоримое конкурентное преимущество на рынке труда. В учебных планах этого направления формируется понимание потребности бизнеса в ИТ, раскрывается суть технологий, формируется понимание логики функционирования на более глубоком уровне, чем просто пользователя. Мы пытаемся искать ответ на вечный вопрос «Что есть ИТ для бизнеса» в управленческом, экономическом, операционном и стратегическом, ИТ-разрезах.

Образование по новым ФГОС и профстандартам: какие есть проблемы?

На текущем этапе выявились, что на первый план выходят организационные проблемы:

●    Образовательные стандарты по отдельных направлениях в формате ФГОС ВО еще не утверждены (направление, 38.03.05 – «Бизнес-информатика»).

●    Не является вполне понятным, каким образом интеграция между профстандартами и образовательными стандартами должна осуществляться: вузы в инициативном порядке формируют этот формат взаимодействия. Остается вопрос о правильности выбранного пути.

●    Динамичность рынка труда изменяет требования к выпускникам, появляются новые профессии: статичность в разработке и модификации профессиональных и образовательных стандартов не позволяет успевать за этими процессами.

Сегодня работа по интеграции образовательных и профессиональных стандартов, к сожалению, еще носит не вполне системный характер. Ведущие российские вузы, конечно же, понимают необходимость учитывать потребности потенциальных работодателей при формировании определённых знаний и компетенций, определяющих специфику отдельных профессий; локально (или на уровне межвузовских связей) обсуждаются вопросы динамичного обновления образовательных программ в контексте отражения потребностей работодателя; выстраиваются собственные, уникальные программы взаимодействия с работодателями.

Эта работа, в большей степени, ведется крупными вузами, имеющими давние, успешно реализуемые программы сотрудничества с организациями и ведомствами. Сегодня требуются не только «дорожная карта» процесса по разработке новых образовательных программ с учетом принятых профессиональных стандартов, но и конкретные решения, согласие по которым достигнуто не только группой ведущих вузов.

Студенты не имеют практических навыков работы на предприятии и слабо представляют реальные задачи бизнеса. Как представлять студентам на практике взаимоувязанные задачи бизнеса и помощь в их реализации от ИТ?

Думаю, что при изучении ИТ-решений и, в частности ECM, важным является решение кейсов, практических задач, которые показывают, каким образом происходит трансформация бизнеса, какие выгоды и риски приобретают клиенты при внедрении различных ИТ-решений. В этой связи следует отметить еще такой вариант сотрудничества ИТ-компаний и вузов, как совместная разработка этих кейсов. Функции вуза мне представляются в качестве методологических, обеспечивающих адаптацию реальных бизнес-задач под учебный процесс.

Фокус в преподавании того или иного ИТ-решения должен быть дифференцирован по разным направлениям подготовки: глубина изучения, собственно ИС и ИТ, соотношение бизнес- и ИТ-задач.

Еще также можно представить следующую возможность сделать изучение конкретных технологий интереснее – это проведение системы мастер-классов, тренингов по ИТ-решениям. Финансовый университет для студентов направления «Бизнес-информатика» реализовал эту возможность для изучения решений SAP и Tableau, правовых информационных систем: студенты 3 – 4 курсов не только получают доступ к ИТ-решениям лидеров рынка, но получают знания о внедрении этих технологий и систем, особенностях реализации проектов и, что очень важно, получают сертификаты.

Такие компании как 1С, SAP, IBM, Гарант, Консультант+ привлекают студентов к участию в олимпиадах, конкурсах, хакатонах, где студенты получают возможность подтвердить сформированность реально востребованных рынков профессиональных компетенций и получить соответствующий сертификат, формирующий персональное портфолио современного студента. В некоторых случаях это не разовые мероприятия, а часть организации учебного процесса.

Какие сегодня возможны формы эффективного сотрудничества ВУЗа и бизнеса?

Совершенно понятно, что организации гораздо выгоднее готовить лояльного сотрудника, начиная знакомство с ним как со студентом вуза.

Практика показывает, что наиболее эффективными формами такого сотрудничества являются:

1.     Интеграция в учебный процесс через создание так называемых базовых кафедр внутри университета.

2.     Обеспечение долговременных отношений через подписание соглашений о сотрудничестве и договоров о прохождении практике.

3.     Привлечение студентов и преподавателей вуза к участию в проектах компании.

4.     Организация семинаров и мастер-классов.

5.     Подготовка совместных практико-ориентированных заданий.

6.     Участие практиков в образовательном процессе, при подготовке и проведении учебных дисциплин.

7.     Подготовка совместных современных учебников.

Анализируя оценку наших образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению «Бизнес-информатика» выпускниками 2016 года, можно отметить, что студентам необходим баланс между теоретической подготовкой, реализуемой классическим преподавателем, и практикой применения полученных знаний при разборе реальных бизнес-задач представителями бизнес-среды. Также следует заметить, что студентам интересны преподаватели Университета, в портфолио которых отмечены выполнение научно-исследовательских, проектных задач, наличие профессиональных сертификатов. Сегодня – это критерии выбора научных руководителей для подготовки выпускных квалификационных работ.

Что по-вашему сдерживает развитие образования – стандарты, неготовность преподавательского состава, слабая заинтересованность студентов, плохая материальная база, слабая конкуренция вузов или что-то другое?

Думаю, что мы сегодня имеем полный арсенал инструментов, чтобы построить образовательную программу, отвечающую как требованиям образовательных, так и профессиональных стандартов. Создание единой образовательной экосистемы, объединяющей студентов, преподавателей, работодателей, поиск коммуникаций для всех ее компонент, решение задач по всем направлениям с учетом текущей ситуации – амбициозный проект, реализация которого достижима!



[1] «Огонек», № 14, 11 апреля 2016г.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь