ИТ и государство. Год 2016
Ключевой проблемой видятся размеры нашей страны: Россия – большая страна с большим количеством федеральных органов власти и регионов, которые являются участниками проектов по информатизации.
Органы государственной власти идут курсом активной автоматизации. Своими мыслями о развитии ИТ в госсекторе поделился замдиректора по работе с органами государственной власти DIRECTUM Тимур Меджитов в интервью порталу TAdviser.
Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы федеральной информатизации?
Ключевой проблемой видятся размеры нашей страны: Россия – большая страна с большим количеством федеральных органов власти и регионов, которые являются участниками проектов по информатизации. В результате возникают проблемы координации: увеличиваются сроки реализации проектов, дублируются решения в разных ведомствах, не всегда синхронизируются между собой законы и подзаконные акты.
Еще одна проблема – недостаток компетенций в переводе конкретных предметных областей в электронный вид. При этом при реализации проектов часто бóльшее внимание оказывается технологической составляющей, нежели правильной реализации предметной области в электронном виде и ее оптимизации с учетом электронных возможностей. В результате проекты затягиваются по времени, часть результатов предыдущих проектов приходится переделывать.
Приведите пример наиболее яркого/значимого государственного ИТ-проекта (федерального или регионального) последних лет.
Самый значимый и яркий пример государственного ИТ-проекта – реализация СМЭВ и Единого портала государственных услуг, что стало своего рода революцией в области информатизации государственного сектора. |
Во-первых, реализация таких масштабных проектов привела к появлению нового поколения ИТ-руководителей в федеральных и региональных ведомствах, которые считали делом чести качественно реализовать поставленные задачи по информатизации. Во-вторых, начало использования СМЭВ и перевод услуг в электронный вид привели к изменению парадигмы работы органов власти в части повышения открытости, понятности работы и клиентоориентированности по отношению к гражданам.
Источник Подведены итоги работы СМЭВ в первом полугодии 2016 года (Минкомсвязь)
Сейчас ведутся активные работы по повышению вовлеченности граждан и повышению удобства использования сервисов, поэтому в ближайшие 2-3 года мы получим вторую волну откликов, которая позволит понять, получилось ли сделать сервисы реально удобными и понятными для нашего населения.
При этом следует отметить, что до сих пор есть ряд сервисов, динамика развития которых оставляет желать лучшего, например, построение единой системы здравоохранения, единой системы ЖКХ.
С какими основными проблемами, на ваш взгляд, сталкиваются регионы при реализации ИТ-проектов?
В регионах до сих пор существует проблема с каналами связи. В отдаленных районах каналы либо исключительно слабые, либо отсутствуют совсем. Естественно, что при их подключении встает вопрос поддержки эффективности – нужна ли вообще в таких малонаселенных районах автоматизация, и что произойдет, если эта часть пользователей выпадет из проектов по информатизации региона? Ещё одна проблема – это соотношение внутренних потребностей регионов и федеральных задач по информатизации с возможностями субъектов федерации. Мало кто из регионов может сказать, что он полностью обеспечен финансированием, в итоге многим приходится выбирать проекты из списка по критерию «невозможно отложить и нужно сделать сейчас или даже вчера».
Какие технологические тренды вы отметили бы применительно к государственной информатизации?
Главный тренд, который мы выделяем сейчас, – импортозамещение. Хотя это и не технологический тренд в чистом виде, сегодня именно импортозамещение оказывает основное влияние на государственную информатизацию.
Еще один тренд, который выходит на «плато продуктивности» – мобильные технологии. Если ранее мобильность рассматривалась как дань моде или желание апробировать для себя новые технологии, то текущие проекты уже направлены на решение реальных задач, в которых мобильные приложения используются на постоянной основе и являются или серьезным дополнением и альтернативой классическим способам работы с информационными системами.
Отдельное внимание стоит уделить интеграции информационных систем. В органах власти уже сформирован пул приложений для решения различных государственных задач, при этом часто они функционируют независимо друг от друга.
Мы видим тенденцию интеграции приложений в единое информационное пространство с целью сократить трудозатраты пользователей систем, упростить их сопровождение, выстроить сквозные процессы ведомств. |
Каковы по-вашему перспективы гособлаков (тенденций консолидации вычислительных ресурсов ведомств)?
Данное направление видится полезным и правильным, а с учетом активной позиции Минкосвязи в части перевода информационных ресурсов в Гособлако проект должен быть успешным. Ключевым риском, который сейчас видится с нашей стороны, это каналы связи между выбранными местами дислокации элементов Гособлака в регионах и реальными пользователями. Если данный риск не будет закрыт, то пользователи могут столкнуться с медленной работой приложений и сервисов, с которыми они привыкли работать сейчас.
Есть ли примеры государственно-частного партнерства в вашей практике? Как вы оцениваете перспективы этого направления в сфере ИТ?
ГЧП перспективно в сервисах, которые напрямую выходят на граждан или коммерческие организации, и позволяют себя монетизировать через дополнительные услуги. Спецификой наших продуктов и сервисов является ориентация на внутренних пользователей государственных органов, таким образом к нашим продуктам схема ГЧП мало применима.
Новости по теме
Минкомсвязь намерена координировать информатизацию госкомпаний
Источник: DIRECTUM
Комментарии 0