Как сократить бюджет внедрения СЭД в два раза?
Для оптимизации проектной деятельности и реализации конкурентоспособных бюджетов проектов предлагаются различные варианты внедрения. Существуют особенности, от которых зависит стоимость, сроки и порядок выполнения работ на проекте. А значит общий бюджет.
Тимур Шайхутдинов, руководитель проектов внедрения DIRECTUM
«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные
потребности при помощи ограниченных ресурсов»
Лоренс Питер
Внедрение ИТ-системы, в том числе системы электронного документооборота – процесс достаточно дорогой, и многие в целях экономии отказываются от помощи проектных команд. В результате ПО приобретается, но из-за отсутствия качественного внедрения либо используется не эффективно, либо вообще остается «лежать на полке». Поэтому отказываться от внедрения полностью все же не стоит, можно рассмотреть варианты снижения его стоимости.
В нашей компании для оптимизации проектной деятельности и реализации конкурентоспособных бюджетов проектов используются различные варианты внедрения. Каждый из них имеет несколько этапов: исследование, анализ и проектирование, обучение рабочей группы, настройка и адаптация, обучение пользователей, опытная эксплуатация. Внутри каждого этапа существуют определенные особенности, от которых зависит стоимость, сроки и порядок выполнения работ на проекте. Рассмотрим варианты сокращения бюджета.
Этап 1. Исследование, анализ и проектирование
При максимальном внедрении на данном этапе выполняются: полное исследование процессов предприятия с анкетированием всех заинтересованных сотрудников, проведение анализа и консалтинга для оптимизации бизнес-процессов, разработка детальных проектных решений и технических проектов с подробным описанием требуемых настроек, модификаций и интеграций, презентация, защита и согласование разработанных проектных документов.
Максимальное внедрение – полноценный проект внедрения, включающий в себя максимально полный перечень работ, выполняемый нашими силами. GAP-анализ – сопоставление потребностей заказчика с функционалом системы. В рамках GAP-анализа проводится демонстрация стандартной версии системы для заинтересованных лиц, фиксируются и приоритезируются требования. |
Сократить стоимость можно за счет:
· Замены комплексного исследования на GAP-анализ.
· Отказа от проектных решений в пользу уточненного технического задания. Это позволит снизить трудоемкость работ на проектирование и уменьшить количество выездов специалистов исполнителя (не потребуются выезд разработчика и дополнительный выезд на согласование проектных решений).
При этом если вы решите сокращать затраты за счет данного этапа, стоит учесть соблюдение ряда условий. Будьте готовы адаптировать ваши процессы под стандартный функционал системы и минимизировать требования, которые могут привести к дополнительным модификациям. Практически все современные СЭД в стандартной поставке позволяют автоматизировать типовые бизнес-процессы. Оптимально начать автоматизацию с небольшого количества бизнес-процессов, например, с двух – классическое делопроизводство и договоры. Если речь идет о GAP-анализе, то здесь необходимо обеспечить высокую вовлеченность ваших специалистов в течении 1-2 недель при проведении работ.
Этап 2. Обучение рабочей группы
При максимальном внедрении обучение рабочей группы проводится по полным курсам для того, чтобы участники подробно изучили систему и при согласовании проектных решений понимали возможности стандартной версии. Курсы проводятся очно с выездом нашего специалиста на территорию заказчика и занимают неделю. При этом стоимость курса зависит от количества обучаемых.
Если на этапе исследования вы выбрали формат GAP-анализа, то сократить стоимость можно за счет замены обучения по курсам на обзорный семинар в рамках проведения GAP-анализа – это позволит исключить отдельный выезд на обучение.
Этап 3. Настройка и адаптация
На сложных проектах с распределенной организационной структурой, наличием множества точек интеграции в рамках данного этапа выполняются модификации прикладной части, настройка и разработка интеграции, разработка и проведение миграции исторических данных, настройка системы и проведение тестовой эксплуатации с имитацией всех рабочих кейсов работы в системе.
Обеспечить экономию на данном этапе можно за счет:
· Отказа от глобальных модификаций с ориентацией на стандартный функционал системы.
· Отказа от автоматической миграции данных. Зачастую дешевле выполнить эти работы «вручную» с привлечением низкоквалифицированного персонала, например, студентов на практике. Либо можно вообще отказаться от миграции исторических данных и обращаться к ним по мере необходимости в старом файловом хранилище.
· Минимизации количества систем для обмена данными и количества интегрируемых объектов. Например, если вы автоматизируете договорные процессы, можно реализовать обмен данными с учетной системой только в части договоров и контрагентов.
· Сокращения количества выездов разработчика с помощью предоставления удаленного доступа к системе. Это позволит дистанционно проводить настройку и модификации, обучать и консультировать сотрудников.
· При выполнении перечисленных условий, можно не проводить тестовую эксплуатацию, а ограничиться демонстрацией настроенной системы.
Здесь вы должны быть готовы к удаленному взаимодействию. Существует множество средств коммуникаций и удаленных подключений без ущерба для итогового результата. При этом политика безопасности предприятия не должна ограничивать возможность удаленного доступа к сети извне.
Этап 4. Обучение пользователей
При максимальном внедрении организуется обучение всех пользователей: проводятся семинары группами до 20 человек. Стоимость зависит от количества групп и количества выездов для проведения обучения.
Сократить стоимость этапа можно за счет
· обучения пользователей силами своих специалистов-преподавателей;
· самостоятельного обучения сотрудников по инструкциям.
В этом случае важно найти сотрудников, которые способны и готовы обучать пользователей, особенным плюсом будет наличие собственного учебного центра. Или же нужно оценить готовность пользователей обучаться самостоятельно. Желательно чтобы у вас уже был подобный опыт - вы должны быть уверены, что вашим сотрудникам это под силу.
Этап 5. Опытная эксплуатация
При максимальном внедрении опытная эксплуатация подразумевает постоянное присутствие специалистов исполнителя на территории заказчика для обеспечения консультаций пользователей и возможных модификаций по дополнительным требованиям.
Наверно единственным возможным способом экономии является отказ от присутствия специалистов исполнителя на опытной эксплуатации. В этом случае необходимо выделить ключевых пользователей для обучения – в дальнейшем они смогут передать свои знания коллегам. Определите ответственных за консультации со стороны вашей проектной команды. Эти сотрудники будут значительную часть времени выделять на проект на весь период внедрения СЭД и без должной квалификации и мотивации результат их деятельности может быть неэффективным.
Будьте готовы самостоятельно снимать дополнительные требования пользователей. Если у вас нет опыта внедрения подобных систем, то вы столкнетесь с высоким риском не завершить успешно опытную эксплуатацию. Поэтому принимать решение об экономии на данном этапе нужно с осторожностью.
* * *
Сокращая бюджет на каждом из этапов, вы сможете существенно снизить стоимость внедрения, вплоть до 50%. Но есть риски, что вариант сокращения не сработает. Процессы могут оказаться неформализованными, а неготовность их адаптации к стандартному функционалу и низкая результативность при выполнении работ самостоятельно могут сказаться на эффективности внедрения. При выборе нужно понимать, что в зависимости от варианта экономии при внедрении меняется не только стоимость, но и степень вовлеченности ваших сотрудников в проект и ваша ответственность за конечный результат. При максимальном внедрении наша компания гарантирует, что система будет внедрена и заработает, и берем эту ответственность на себя.
Читайте также:
● Эпоха дорогих внедрений прошла - что делать?
● Успешное внедрение СЭД: очевидные принципы и неочевидные подходы
● Проекты без проектной документации
Источник: DirectumRX
Комментарии 7
Интересная статья от опытного специалиста. Поделитесь еще живым опытом внедрения.
А можно ли по каким-либо конкретным значениям характеристик компании Заказчика сразу сказать где и как можно экономить, а где это будет связано с неоправданными рисками и экономить не стоит?
Например, если заказчик планирует подключить к системе 5000 пользователей, то отказываться от обучения пользователей при внедрении противопоказано.Евгений, полностью от обучения конечно отказываться не стоит.
Но если обучать всех 5000 пользователей, то это примерно 250(!) проведенных семинаров. Как вы сами понимаете, это достаточно трудоемкий и дорогой процесс, к тому же долгосрочный.
Можно предложить решения:
1. Сделать упор на самообучение. Нужно подготовить подробные инструкции или шпаргалки по работе в системе. Например, в формате коротких видео роликов с комментариями. Опыт подсказывает, что время "компьютерной безграмотности" среди офисных сотрудников уже прошло, поэтому разобраться в функционале не составит труда.
2. Обучить только выделенных от подразделений специалистов. Они в свою очередь уже смогут подсказать своим коллегам в сложных вопросах.
3. В процессе опытной эксплуатации запланировать проведение семинаров для тех, кто не до конца уверен в своих знаниях. В этом случае можно заодно разобрать реальные кейсы, которые возникают у пользователей.
Из опыта на больших проектов:
1. Если есть возможность разделить запуск процессов по этапам или подключение всех пользователей по этапам - надо делить.
2. Детальная инструкция по сильно функциональной системе - это не рабочие инструкции. Чем проще и понятней инструкция тем лучше.
3. Самообучение - обязательно, например краткие видеоролики. Обязательно проверка знаний (можно просто перечень вопросов на бумажке, чем качественнее тем лучше (совместно с приказом очень стимулирует)).
4. Хотите экономить на оплате Исполнителю выделите сотрудников под 100% загрузку и сделайте систему премирования (подсчитаете затраты там видно будет есть ли экономия).
5. Советов может быть много - выбирайте команду которая может внедрить (либо есть опыт и либо такое желание и уверенность, что можно и договориться о деньгах). Не работайте с тем кто за хлеб трудиться - им терять нечего.
Задаюсь вопросом – как на этапе заключения договора определить какие способы экономии мне можно применить?
Вот, например, рекомендация - отказ от глобальных модификаций с ориентацией на стандартный функционал системы.
После презентации Генерал скажет: «Мне нравится. Внедряем стандартный функционал системы. Это же лучшие практики многих компаний».
Сразу возникают вопросы - как эти лучшие практики будут сочетаться с уже существующими процессами в компании? Если внедренец говорит об этом способе, значит он подходит и все будет хорошо? Можно влегкую применить этот способ или есть противопоказания?
1. Это как закон сохранения, если где-то прибывает, то значит где-то убывает. Если вы хотите сэкономить на внедрении значит над этим надо работать. Если хотите понять подходит ли типовое решение, то выделите ресурсы и время и проведите тестовую эксплуатацию на типовом решении. Если все гуд, то следующим этапом переходите к запуску в опытную. Это конечно на СМБ применимо. Например для делопроизводства это совсем не сложно сделать.
2. Если у вас барадак с процессом и хотите лучших практик, то приглашайте Исполнителя с опытом. Как гарантия наличие технологий по внедрению и готовых типовых документов - проектных решений, инструкций и т.д.
Главное понять что быстро и с наскоку скорее всего не получишь экономии - максимум скидочку выбьешь.
На мой взгляд, нельзя говорить о том, что стандартный функционал - это лучшая практика. Демонстрируя стандартный функционал, мы показываем возможности системы. А ложатся ли процессы Заказчика под этот функционал можно выяснить, только на этапе исследования, на котором экономить нельзя. Только после детального исследования и можно предложить наилучшие решения, опираясь на практики внедрения. Эту позицию и стоит донести до Заказчика, как и то, что нельзя полагаться исключительно на мнение высшего руководства при выборе варианта внедрения: прежде чем принять решение, необходимо всесторонне подойти к анализу бизнес-процессов предприятия.
Всё же, если речь идёт про сокращение бюджета и экономии, то можно рассмотреть и вариант с адаптацией уже действующих бизнес-процессов под функционал системы. Тем самым, демонстрация стандартного функционала может подойти.
Впрочем, не стоит забывать, что важно адаптировать процессы сохранив их прозрачность для пользователей, без чрезмерного усложнения.